УИД 29RS0025-01-2024-000202-93
Дело № 2а-167/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 мая 2024 года п. Октябрьский
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Ручьева Н.М., при секретаре Демидкиной В.В.,
с участием административного истца Кошкина А.М., представителя административного ответчика Швабской О.Д., заинтересованного лица ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кошкина А.М. к администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
установил:
Кошкин А.М. обратился с административным исковым заявлением о признании незаконным с момента принятия постановления администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области от 28.08.2023 ..., в части предоставления Кошкину А.М. и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: ..., взамен аварийного; обязании предоставить Кошкину А.М. и членам его семьи по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат и общей площадью не менее ... кв.м., с учетом критериев равнозначности к ранее занимаемым жилым помещениям; обязании расторгнуть с Кошкиным А.М. договор социального найма жилого помещения от 18.09.2023 ...; возмещении расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на состав семьи из трех человек на основании договора социального найма жилого помещения от 01.01.2006, было предоставлено жилое помещение по адресу: .... Предоставленное жилое помещение состояло из двух квартир ... и ..., общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., как указано в договоре. Постановлением администрации МО «Лихачевское» Устьянского района Архангельской области от 16 декабря 2014 года ... указанный жилой дом был признан аварийным, включен в Адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 26 марта 2019 года № 153-пп. Администрацией округа на основании договора социального найма жилого помещения от 18.09.2023 ... истцу взамен аварийного жилого помещения по адресу: ..., было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. Полагает, что поскольку жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то в силу положений ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, истцу должна быть предоставлена квартира площадью не менее ... кв. м, так как иное противоречит закону и нарушает права истца на получение жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому.
Определением суда от 20.03.2024 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1 и ФИО2
Определением суда от 10.04.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Административный истец Кошкин А.М. на судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что в ... году администрацией МО «Лихачевское» с ним был заключен договор социального найма жилого помещения и ему было предоставлено жилое помещение по адресу: ..., состоящее из 2-х квартир, общей площадью как указано в техпаспорте ... кв.м., хотя в договоре прописано ... кв.м. Соответственно, ему и членам его семьи должно быть предоставлено жилое помещение площадью не меньше ранее занимаемой ... кв.м., а так как предоставленная квартира меньше по площади, считает, что нарушено его право на обеспечение жильем.
Представитель административного ответчика администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области Швабская О.Д. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, просила суд отказать в удовлетворении заявленных Кошкиным А.М. исковых требований в полном объеме, пояснила, что из технического паспорта на жилой дом ... следует, что дом является двухквартирным, общая площадь квартир ... кв.м, в том числе площадь каждой квартиры согласно экспликации технического паспорта по ... кв.м. В Программе участвует только квартира № ... аварийного жилого дома, в которой административный истец являлся нанимателем до расселения в новое благоустроенное жилое помещение, в ... никто не зарегистрирован, она является пустой. Почему по данному дому в прогамму переселения была включена лишь площадь одной квартиры пояснить не может. Административный истец в порядке, предусмотренном Программой, 18 сентября 2023 года заключил договор социального найма ..., в соответствии с которым ему предоставлено благоустроенное жилое помещение по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. Согласно положениям ст.ст. 60 - 63 ЖК РФ, один и тот же наниматель на условиях договора социального найма может занимать лишь одно жилое помещение. Каких-либо законных оснований для переселения административного истца по двум жилым помещениям не имелось. Административный истец добровольно заключил договор социального найма ... от 08 сентября 2023 г., предварительно ознакомившись с ним, отказ от заключения договора не выражал. В настоящее время Кошкин А.М. проживает по старому адресу в ..., из жилого помещения не выселялся.
Заинтересованное лицо ФИО1 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что изначально ... леспромхоза, где они работали, предоставил им однокомнатную квартиру в .... Затем они написали заявление о разрешении ... лесопункта проживать во всем доме, то есть в двух квартирах. Им предоставили две квартиры для проживания, а затем в 2006 году Лихачевский сельский совет заключил с ними договор также по предоставлению им двух квартир в доме .... Их семья, проживая в указанном доме оплачивала найм жилья и коммунальные услуги по двум квартирам общей площадью ... кв. м. – по ...5 кв. м. каждая квартира, что указано в квитанциях. Также они были зарегистрированы по адресу ... – без указания квартиры, так как проживали в целом доме. Соединение квартир делали с разрешения Бритвинского лесопункта. От администрации МО «Лихачевское» и позже от администрации района и округа никаких замечаний к ним не было, только приходили квитанции об оплате жилья. При переселении им никто ничего не разъяснил, когда приехали смотреть новую квартиру в п.Октябрьский, удивились, что площадь квартиры маленькая, отказались переселяться, но им сказали, что договор надо подписать, они подписали, но затем стали обращаться в администрацию округа, прокуратуру, в Министерство ТЭК и ЖКХ для разрешения вопроса об увеличении площади предоставляемой квартиры, но им все отказывали, и уже в феврале 2024 года в администрации округа сказали, что для решения проблемы нужно обращаться в суд, в связи с чем они нашли юриста, который помог им составить иск. В квартиру в п.Октябрьский они не вселялись, хотя оплачивают ее, их вещей в ней нет, продолжают проживать по старому адресу в ..., где у них есть огород, хозяйство. Дом пока находиться в приемлемом для проживания состоянии, поэтому готовы подождать, чтобы им дали квартиру большей площади. Считает несправедливым, то, что они столько лет платила и содержала две квартиры, а их переселили в одну маленькую.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву с требованиями административного иска не согласен, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд с административным иском об оспаривании постановления администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области ..., вынесенного 28.08.2023, на основании которого заключен договор социального найма от 18.09.2023 .... Вместе с тем, предоставленное Кошкину А.М. по договору социального найма от 18 сентября 2023 г. ... жилое помещение общей площадью ... кв. м, расположенное по адресу: ..., является пригодным для постоянного проживания, отвечает санитарным и техническим требованиям, относится к жилищному фонду социального использования.
По определению суда на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которых не признавалась судом обязательной.
Заслушав стороны, заинтересованное лицо ФИО1, исследовав и оценив письменные доказательства и иные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Статьей 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.
В силу ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
На основании ст.т. 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос об обеспечении проживающих в сельском поселении, муниципальном округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных округов.
По решению Собрания депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области от 21 декабря 2022 г. ... администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области является правопреемником администрации МО «Лихачевское».
Из материалов дела следует, что 1 января 2006 года между Кошкиным А.М. и администрацией муниципального образования «Лихачевское» заключён договор социального найма жилого помещения ..., согласно которому Кошкину А.М. и членам его семьи: жене ФИО1 и сыну ФИО2 в бессрочное владение и пользование предоставлено изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2 -х комнат, в двухквартирном доме, общей площадью ... кв. м, в том числе жилой ... кв.м., расположенное по адресу: ....
Согласно техническому паспорту на жилой дом ... дом является двухквартирным, общая площадь квартир ... кв.м., в том числе каждой квартиры согласно экспликации технического паспорта по ... кв.м.
Согласно адресно-справочной информации ОВМ ОМВД России «Устьянский» от 26.04.2024 Кошкин А.М. в период с ...г. по ...г., ФИО1 в период с ...г. по ...г., и ФИО2 - в период с ...г. по ...г. были зарегистрирован по адресу: ....
Согласно предоставленных административным истцом квитанций, Кошкин А.М. осуществлял оплату за наем жилого помещения, расположенного по адресу: ... из расчета площади в размере ... кв.м., а также за наем жилого помещения, расположенного по адресу: ... из расчета площади в размере ... кв.м. Всего общей площадью ... кв.м.
Из представленной администрацией округа выписки из лицевого счета ... от 10.04.2024 истец Кошкин А.М. проживает в кв. № ..., общей площадью ... кв.м. Оплата за жилье произведена по март 2024 г., задолженность отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что фактически администрацией МО Лихачевское», правопреемником которой является администрация Устьянского муниципального округа, 01.01.2006 истцу Кошкину А.М. и членам его семьи по договору социального найма в пользование было передано два жилых помещения – квартиры № ... 2 по адресу: ..., общей площадью ... кв.м.
При этом суд учитывает, что предоставление двух жилых помещений по договору социального найма для обеспечения истца и членов его семьи жилым помещением исходя из соблюдения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения не противоречит ЖК РФ.
Так как в соответствии с п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно частям 1 и 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В настоящее время на территории Устьянского муниципального округа решением Собрания депутатов от 27.11.2015 ... установлена норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма, которая составляет 15 кв.м общей площади на одного члена семьи.
В силу вышеприведенных норм предоставление Кошкину А.М. и членам его семьи жилых помещений с учетом состава его семьи является правомерным. Спорные жилые помещения - квартиры № ... - были предоставлены совместно на всю семью Кошкина А.М. Обе квартиры в совокупности их площадей реализовывали право Кошкина А.М. и членов его семьи на обеспечение жилым помещением в соответствии с нормой жилой площади на одного человека. У Кошкина А.М. и членов его семьи в равной степени возникло право пользования каждым из помещений.
При таких обстоятельствах, заключение договора социального найма с указанием двух квартир не может повлечь негативные последствия для лиц, которым были предоставлены жилые помещения. Кроме того, в соответствии с п. 1 договора социального найма, заключенного в отношении спорных квартир, наймодатель предоставил их в бессрочное пользование Кошкину А.М. и членам его семьи. Указанное обстоятельство также свидетельствует о том, что квартиры были предоставлены с учетом права пользования ими истцом и членами его семьи.
Аналогичная позиция изложена Верховным Судом РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.08.2022 № 4-КГ22-17-К1.
Таким образом, довод административного ответчика о том, что наниматель на условиях договора социального найма может занимать только одно жилое помещение, суд находит несостоятельным, поскольку нормами ЖК РФ предусмотрены случаи наличия у гражданина нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма в целях соблюдения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Администрацией МО Лихачевское» и администрацией Устьянского муниципального округа с 2006 года по настоящее время каких-либо действий по признанию незаконным договора социального найма, заключенного с Кошкиным А.М. в части предоставления двух квартир, не предпринималось. Весь указанный период Кошкину А.М. начислялась плата за найм по двум жилым помещениям исходя из общей площади, указанной в договоре - ... кв. м.
Суд отмечает, что при изначальном бы предоставлении Кошкину А.М. и членам его семьи одного жилого помещения общей площадью ниже нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, у Кошкина А.М. возникало бы право обратиться в администрацию для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возможность улучшить свои жилищные условия в период с 2006 года.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ следует, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 этого Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства в системном толковании с правоприменительной практикой предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Исходя из того, что жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации МО «Лихачевское» от 09.03.2013 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный дом включен в адресную программу по переселению, утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп «Об утверждении адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы». Планируемая дата окончания переселения - 30.09.2024.
Постановлением администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области от 28.08.2023 № 1893 принято решение о предоставлении по договору социального найма гражданам, в том числе занимающим на условиях социального найма жилое помещение по адресу: ..., жилого помещения по адресу: ..., с кадастровым номером ....
На основании указанного постановления Кошкину А.М. и членам его семьи по договору социального найма жилого помещения ... от 18.09.2023 предоставлено жилое помещение общей площадью ... кв.м. состоящее из одной комнаты, расположенное по адресу: ....
Согласно адресно-справочной информации ОВМ ОМВД России «Устьянский» от 26.04.2024 Кошкин А.М., ФИО1 и ФИО2 зарегистрированы ...г. по адресу: ....
Не согласившись с площадью предоставленной квартиры, которая должная быть равнозначной по общей площади ранее занимаемому, Кошкин А.М. обращался с заявлениями в администрацию округа 18.09.2023, 04.12.2023 и 25.01.2024, о чем свидетельствуют копии заявлений и ответов.
На обращение Кошкина А.М. в администрацию Устьянского муниципального округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного общей площадью не менее ... кв.м., администрацией округа сообщено, что заключение договора социального найма на квартиры № ... ... по указанному адресу со стороны администрации МО «Лихачевское» выполнено незаконно в соответствии со ст. 49-52 ЖК РФ. В связи с тем, что компоновка квартир и планировка строящихся по программе домов разработаны под каждого конкретного участника программы, представить жилое помещение большей площадью не представляется возможным.
Также по указанному вопросу Кошкин А.М. обращался с заявлением в Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области и Губернатору Архангельской области в ноябре 2023 г. и январе 2024 г.
Из ответов Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 24.11.2023 и от 28.02.2024, на обращение Кошкина А.М. следует, что предоставление администрацией по договору социального найма однокомнатной квартиры общей площадью не менее ... кв.м. взамен непригодного для проживания жилого помещения № 1 в МКД, является правомерным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что решая вопрос о предоставлении Кошкину А.М. благоустроенного жилого помещения в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» администрация Устьянского муниципального округа руководствовалась лишь данными включенными в программу переселения об общей площади МКД по адресу: ..., составляющей ... кв.м., что не соответствует действительности, поскольку фактически Кошкин А.М. и члены его семьи занимали квартиры № ... указанного дома, являющиеся обособленными жилыми помещениями.
В судебном заседании представитель административного ответчика не смог пояснить причину внесения в Перечень МКД, включенных в адресную программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» сведений об общей площади МКД по адресу: ..., составляющей ... кв.м. при подтвержденной техническим паспортом – ... кв.м., указав лишь, что в программу включена лишь одна квартира в указанном МКД.
При этом ни на дату включения спорного МКД, в котором проживает Кошкин А.М. в указанную выше программу переселения, ни позднее, администрацией округа не устанавливались и не проверялись площади занимаемых истцом жилых помещений, соответствие характеристик жилых помещений в технических паспортах на жилые дома, основания и порядок вселения и проживания в указанных жилых помещениях.
Таким образом, предоставленное административному истцу жилье в рамках Программы является меньшим по площади по сравнению с ранее занимаемыми истцом и членами его семьи двух квартир, что в полной мере противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ, в силу положений которой при предоставлении жилого помещения взамен аварийного в качестве критерия равнозначности предусмотрено соответствие общей площади предоставляемого жилья по отношению к ранее занимаемому.
Данные требования нарушают права и интересы административного истца, поскольку предоставляемое ему жилое помещение имеет общую площадь, не равную занимаемой им ранее, чем создает неблагоприятные условия для проживания.
При таких обстоятельствах, постановление администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области от 28.08.2023 ... «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма», в части предоставления Кошкину А.М. и членам его семьи, взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: ..., жилого помещения по адресу: ..., является незаконным и подлежит отмене.
Вопреки доводам Министерства ТЭК и ЖКХ АО о пропуске административным истцом срока для обращения в суд оснований для отказа в иске не имеется.
Поскольку до обращения в суд с настоящим иском Кошкин А.М. обращался в администрацию округа, Министерство ТЭК и ЖКХ АО, что, безусловно, давало административному истцу основания полагать, что защита (восстановление) его нарушенных прав будет возможно осуществлена без обращения в суд, срок для обращения в суд пропущен истцом по уважительной причине, и поэтому подлежит восстановлению.
Кроме того, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации).
Неотчуждаемость основных прав и свобод человека, принадлежность их каждому от рождения предполагают необходимость установления гарантий, одной из которых является право каждого на судебную защиту, не подлежащее ограничению (ст.ст. 46 и 56 Конституции Российской Федерации).
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).
В соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (п.п. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
В силу чего обстоятельство пропуска срока на обращение в суд само по себе не может быть признано достаточным и веским основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административных требований без проверки законности оспариваемых административным истцом действий, что следует из ст. 226 КАС РФ.
Из положений ч.ч. 2 и 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений и не связан требованием административного истца об устранении допущенного нарушения определенным способом.
Административный истец полагает необходимым определить способ устранения допущенных нарушений, возложив на администрацию Устьянского муниципального округа обязанность предоставить Кошкину А.М. и членам его семьи по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат и общей площадью не менее ... кв.м., с учетом критериев равнозначности к ранее занимаемым жилым помещениям, а также обязать расторгнуть с Кошкиным А.М. договор социального найма жилого помещения от 18.09.2023 № 24.
Вместе с тем, суд, считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию округа обязанности по предоставлению Кошкину А.М. по договору социального найма жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому.
Порядок предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда урегулировано главой 7 ЖК РФ.
Согласно положениям ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В Определении от 25 ноября 2020 года № 2751-О Конституционный Суд РФ указал, что для отдельных категорий граждан законодатель установил возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, в том числе для граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 5 марта 2009 года № 376-О-П, согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).
Таким образом, законодатель предусмотрел порядок обеспечения жилым помещением по договору социального найма лиц, относящихся к категории малоимущих и состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Общим является порядок предоставления жилых помещений в порядке очередности. Вместе с тем, во внеочередном порядке указанной категории граждан жилое помещение может быть предоставлено, в случае, если жилые помещения, в которых они проживают, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Аналогичная позиция ранее была изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что многоквартирный дом ... не снесен, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, срок расселения согласно которой до настоящего времени не истек, истец Кошкин А.М. продолжает проживать в предоставленном ему ранее жилом помещении, суд считает, что указанное требование является преждевременным, предоставление истцу другого жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания будет произведено в рамках реализации региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, в деле отсутствуют сведения, подтверждающие, что проживание в жилом помещении, признанном аварийным и подлежащим сносу, создает в настоящее время реальную угрозу жизни и здоровью граждан по причине аварийного состояния дома, а также, что дом грозит обрушением. Исходя из пояснений истца Кошкина А.М. и заинтересованного лица ФИО1 в судебном заседании, проживание в доме в настоящее время не создает угрозу их жизни и здоровью, при этом срок расселения дома еще не наступил, а потому, возложение на ответчика обязанности по предоставлению иного равнозначного жилого помещения требованиям закона не отвечает.
В целях защиты нарушенного права требования Кошкина А.М. о возложении на администрацию округа обязанность расторгнуть с ним договор социального найма жилого помещения от 18.09.2023 ..., подлежат удовлетворению.
При подаче административного искового заявления Кошкиным А.М. уплачена государственная пошлина в размере 300 руб.
При подаче административных исковых заявлений государственная пошлина не уплачивается (абз. 3 пп 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, ч. 2 ст. 329 АПК РФ).
При таких обстоятельствах с учетом положений пп 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ суд находит основания для возврата административному истцу государственной пошлины, ошибочно уплаченной, исходя из положений пп 7 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227,228 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 28.08.2023 ... «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ..., ..., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ... – ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18.09.2023 ....
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░ ...) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 18.03.2024.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 8 ░░░ 2024 ░.