Дело № 2а-4022/2023 06 июля 2023 года
УИД 29RS0014-01-2023-003059-43
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерация
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Ибрагимовой Н.В.,
при секретаре Тельтевской И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Швецова М. В. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области, Ф. Р. о признании бездействия незаконным, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
истец обратился в суд с административным иском к ответчикам о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование требований указал, что содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области в период с <Дата> по <Дата>. В камере <№> отсутствовало горячее водоснабжение, камера находилась в антисанитарном состоянии: на стенах, потолке, оконных проемах множественные отслоения и повреждения краски и штукатурки, радиаторы, полы и трубы требуют ремонта и окраски. На потолке и стенах имеются следы сырости и плесени. Камера не оборудована системой пожарной сигнализации. В камере присутствуют мыши, крысы и тараканы. Установленные к камере отсекатели на окнах препятствуют свободному открытию и закрытию окон. Установленная решетка препятствует поступлению естественного освещения. Камера не оборудована сушилкой для белья. Место для курения определено в санузле, при этом отсутствует вентиляция и средства противопожарной безопасности. Моечные отделения банно-прачечного комплекса не оборудованы кранами, скамьями для помывки, тазами, ванной для дезинфекции, полочками для мыльных принадлежностей.
Далее истец содержался в камерах №<№>, 146, 49, 161, 163, 164, 97, где аналогичне условия, за исключением того, что в камерах №<№>, 146, 49, 161, 163, 164, 117 в ночное время вместо лампы дежурного освещения включается лампа дневного освещения, находящаяся под дверным проемом, что нарушало сон.
В связи с изложенным истец просил взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 435 000 рублей.
К участию в деле в качестве административного ответчика также привлечено Ф. Р..
Административный истец, участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области в судебное заседание не явился, представил документы и отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, кроме того, полагает, что исковое заявление принято с нарушением правил подсудности.
Ходатайство представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области об участии в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи на базе Первомайского районного суда ... отклонено в связи с отсутствием технической возможности организации видеоконференцсвязи на базе Первомайского районного суда ....
Представитель административного ответчика Ф. Р. в судебное заседание не явился.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
На основании части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от <Дата> N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Приказом Минюста Р. от <Дата> N 110 утверждены Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктом 31 которых при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.
Не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут (п.32 Правил).
Распорядок дня подозреваемых и обвиняемых составляется, утверждается приказом начальника СИЗО или лица, его замещающего (п.321 Правил).
Как следует из материалов дела, согласно данных картотечного учета Швецов М. В. осужден Октябрьским районным судом г. Архангельска к 5 годам лишения свободы в ИК строгого режима.
<Дата> прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области для дальнейшего содержания под стражей до вступления приговора в законную силу.
<Дата> выбыл в распоряжение УФСИН Р. по Архангельской области.
Из представленных представителем ответчика справок усматривается, что все камеры внутренних постов режимных корпусов следственного изолятора имеют естественную либо принудительную вытяжную вентиляцию воздуха (вентиляция находилась в исправном состоянии).
На стенах и потолке камер грибок отсутствовал.
Во всех камерах следственного изолятора централизованное отопление. В камерах были установлены чугунные радиаторы марки МС-140-500-1,2.
Радиаторы отопления комплектуются дополнительными секциями (ребрами) исходя из объема отапливаемого помещения.
Температура воздуха в камерах соответствовала нормам.
Температурный режим в камерах следственного изолятора проверяется ежедневно начальниками корпусных отделений.
Все камеры имеют оконные проемы. Рамы в оконных проемах установлены и остеклены, оборудованы форточкой для проветривания и находились в исправном состоянии.
В камерах установлены светильники с лампами дневного освещения, светильники с лампами дежурного освещения и освещения санузла.
Освещение камер соответствовало нормам.
Освещение камер в ночное время (дежурное освещение) осуществляется в целях обеспечения безопасности спецконтингента, содержащегося в камере, и осуществления контроля за ними со стороны сотрудников учреждения.
Дежурное освещение выбирается таким образом, чтобы все камерное помещение было освещено, но не препятствовало нормальному здоровому сну. Освещенность камеры при дежурном освещении не регламентировано.
Санузлы в камерах находились в исправном состоянии.
В соответствии с приказом МЮ РФ ГУИН <№> от <Дата> санузлы были оборудованы санитарными экранами, выполненными из фанеры высотой не менее 2 метров или до потолка. В одноместных камерах экран не предусмотрен, так как в них содержится один человек - приватность соблюдается.
Текущий косметический ремонт камер режимных корпусов учреждения проводился ежегодно при подготовке учреждения к работе в осенне зимний период.
Камеры оборудованы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и приказом МЮ РФ ГУИН от <Дата> <№> «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем МЮ Р.»:
- индивидуальными спальными местами по количеству лиц, содержащихся в камере, с учетом санитарных норм площади камеры;
- столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, из расчета 0,4 пог.м. на человека;
- шкафом для продуктов из расчета по количеству лиц, содержащихся в камере;
- вешалкой для верхней одежды из расчета по количеству лиц, содержащихся в камере;
- полкой для туалетных принадлежностей;
- зеркалом, вмонтированным в стену;
- бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды;
- радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;
- урной для мусора;
- тазами для гигиенических целей и стирки одежды;
- светильниками дневного и ночного освещения;
- унитазом, умывальником;
- нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления;
- штепсельными розетками для подключения бытовых приборов;
- вызывной сигнализацией;
- стендом с информацией.
Все оборудование камер и инвентарь находились в исправном состоянии.
Указанные обстоятельства подтверждаются в совокупности представленными фотографиями камер.
Оборудование камер сушилками для белья не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно справки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-43 Ф. Р. государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) за объектами ФКУ СИЗО-1 У Ф. Р. по Кировской области осуществляет филиал «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-43 Ф. Р..
В указанный истцом период все камеры для содержания подозреваемых, обвиняемых, осужденных ФКУ СИЗО-1 оборудованы централизованным водоснабжением и канализацией, центральным отоплением от городских сетей, естественным и искусственным освещением, вентиляцией, имелась возможность проветривания.
Рамы в оконных проемах установлены и остеклены. Рамы распашные, оборудованы форточкой для проветривания помещения, находятся в исправном состоянии. Препятствия для проникновения естественного света и воздуха через оконный проем отсутствуют. Естественный свет и воздух поступают в камерные помещения в достаточном количестве. На стенах и потолке камеры грибок отсутствует.
В соответствии с санитарными правилами параметры микроклимата для жилых помещений нормируются для холодного и теплого периода года. Сотрудниками ЦГСЭН инструментальные измерения параметров микроклимата осуществляются в холодный и теплый период года, уровня искусственной освещенности - не реже одного раза в год выборочно в нескольких камерах. Работниками СИЗО-1 контроль температуры воздуха в корпусных отделениях осуществляется ежедневно.
Параметры микроклимата (температура и относительная влажность воздуха), уровень искусственной освещенности в камерах ФКУ СИЗО-1 У Ф. Р. по Кировской области в 2022-2023 гг. соответствовали гигиеническим нормативам, что подтверждается протоколами измерений филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора» ФКУЗ МСЧ-43 Ф. Р..
Специализированной организацией осуществляется профилактическая дератизация и дезинсекция территории и зданий следственного изолятора.
В ходе проверок сотрудниками центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора грызунов и следов их пребывания на объектах ФКУ СИЗО-1 У Ф. Р. по Кировской области не обнаружено.
Санитарное состояние камер следственного изолятора ежедневно контролируется в ходе утренних проверок медицинскими работниками и начальником корпусного отделения.
В период содержания истца санитарное состояние камер расценивалось медицинскими работниками ФКУ СИЗО-1 и начальниками корпусного отделения, как удовлетворительное.
Кроме того, удовлетворительное санитарное состояние подтверждается справкой начальника ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ - 43 Ф. Р..
Согласно ст. 23 Федерального закона от <Дата> № ЮЗ-ФЗ все камеры обеспечиваются по возможности вентиляционным оборудованием.
Как следует из п. 28.14. приказа от <Дата> <№> «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» камеры СИЗО оборудуются вентиляционным оборудованием при наличии возможности.
Пунктом 19.13. «СП 247.1325800.2016. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного Приказом Минстроя Р. от <Дата> <№>/пр обязательное оборудование камер вентиляцией с механическим побуждением (принудительной вентиляцией) не предусмотрено.
Таким образом законодательно предусмотрено что обеспечение камер вентиляционным оборудованием не является обязательным условием.
Кроме того, у осужденных имеется возможность самостоятельно открывать оконные форточки в камерах для проветривания в любое удобное для них время, так как в оконных решетках имеется отверстие для доступа к окну.
Таким образом, отсутствие в камерах принудительной вентиляции было восполнено наличием естественной вентиляции, препятствий для которой не имелось.
Согласно информационной справке принудительная вентиляция камер ФКУ СИЗО-1 У Ф. Р. по Кировской области включается в соответствии с утвержденным графиком ежедневно 3 раза в день.
Для естественной вентиляции у лиц, содержащихся в камерах, есть возможность открывать форточки, время проветривания не ограничено.
Кроме того, во время прогулки спецконтингента проводится сквозное проветривание камер, когда открываются все окна и двери.
Оконные проемы в ФКУ СИЗО-1 оборудованы в соответствии с требованиями приказа Минюста РФ ГУИН от <Дата> <№> - ДСП «Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста Р.», приказа Федеральной службы исполнения наказаний от <Дата> <№> «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений Ф. Р.»,.
Согласно п. 3.1.4 приложения к приказу Ф. Р. от <Дата> <№> «каталог специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений Ф. Р.»:
Решетка оконная камерная РОК-4 устанавливается с внутренней стороны оконных проемов камер. Решетку РОК-4 изготавливают 4-х типоразмеров, различающихся габаритными размерами.
Решетка любого типоразмера соответствует оконным проемам по ГОСТ 11214-86. Решетка РОК-4 состоит из рамы и открывающегося решетчатого полотна. Рама выполнена из стального уголка сечением 50х50х мм. Обрамление полотна - из стального уголка сечением 40x40x4 мм. Решетчатое заполнение из стального прутка диаметром 10 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна («в свету») -50x50 мм. Для исключения противоправных действий, содержащимися в камерах подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (порча оконного блока, перебросы, совершение побега и т.п.) устанавливается рама из металлического уголка по периметру оконного проема, к которой закрепляется оцинкованная сетка типа "Рабица" с ячейкой размерами не более 50x50 мм.
В соответствии с государственными контрактами <№> от <Дата>, <№> от <Дата>, заключенными между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью «... центр дезинфекции», на объектах СИЗО ежемесячно проводятся дератизационные мероприятия и ежеквартально - дезинсекционные, что подтверждается актами выполненных работ.
Камерные помещения, в которых содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные находятся на режимных корпусах.
Система горячего водоснабжения для режимных корпусов учреждения не предусмотрена конструктивной особенностью.
Отсутствие водоснабжения для режимных корпусов учреждения по причине отсутствия технической возможности обеспечить централизованное горячее водоснабжение не исключает возможности обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных горячим водоснабжением иным альтернативным способом.
В соответствии с п. 45 раздела V приказа Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Так, согласно справке начальника ОКБИХО ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области по оборудованию камер горячим водоснабжением, ежедневно, во время раздачи пищи, по просьбе содержащихся в камерах режимных корпусов выдается горячая вода. Лимит объемов выдаваемой горячей воды не регламентирован. Вода выдается по потребности.
В подтверждение соблюдения указанных требований представителем ответчика представлено объяснение осужденного Верещагина А.Н., согласно которому по просьбе спецконтингента администрацией СИЗО-1 выдается горячая вода для стирки и гигиенических целей, а также кипяченая вода для питья, а также объяснения старшего по корпусному отделению дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области, подтверждающее, что по просьбе подозреваемых, обвиняемых и осужденных содержащихся в камерах учреждения, ежедневно, в установленное время осуществляется выдача горячей воды для стирки и гигиенических целей и кипяченой воды для питья с учетом потребности в ней подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Таким образом, вопреки доводам административного истца, отсутствие в камерах СИЗО-1 системы горячего водоснабжения не свидетельствует о нарушении его нрав,
поскольку горячая вода выдавалась по просьбе подозреваемых, обвиняемых и осужденных ежедневно.
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <Дата> <№>-ДСП (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП <Дата>-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 20.5 Инструкции).
Вместе с тем положения инструкции не могут быть применены к зданиям и сооружениям, построенным и реконструированным до ее принятия. Годами постройки здания СИЗО-<Дата>, 1936, 1970, 1985 годы, капитального ремонта не производилось, что подтверждается копиями страниц технического паспорта и справкой по капитальному ремонту здания СИЗО-1, следовательно, требование об оборудовании камер горячим водоснабжением в данном случае не может быть применено по объективным причинам.
В статье 1 Свода правил Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста Р., утвержденных приказом Минюста РФ от <Дата> <№>-ДСП, предусмотрено, что настоящие нормы проектирования должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов и тюрем.
В учреждении имеется банно-прачечный комбинат, в котором производится стирка, сушка, глажка постельного белья, выдаваемого во временное пользование подозреваемым, обвиняемым и осужденным, а также стирка, сушка, глажка одежды и белья подозреваемых, обвиняемых и осужденных, по их заявлению.
Как следует из иобъяснений представителя административного ответчика и административным истцом не оспаривается, истец за период содержания в учреждении, как с письменными, так и с устными заявлениями, по данному вопросу, к сотрудникам учреждения не обращался.
Принимая во внимание наличие убедительных доказательств обеспечения горячей водой альтернативным способом, суд приходит к выводу о том, что условия содержания Швецова М.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области соответствовали предъявляемым требованиям.
Относительно доводов истца о помещении санпропускника установлено следующее.
Согласно предоставленной справке помещение санпропускника располагается в соответствии с п. 8.38 приказа Минюста Р. от <Дата> <№>дсп в обособленном отсеке на первом этаже в пределах сборного отделения.
Санпропускник оборудован 16-ю помывочными местами, разделенными перегородками, с лейками, смесителями. Санпропускник во время помывки спецконтингента обеспечивается горячей и холодной водой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями СанПиН 2.<Дата>-01. Температура горячей воды соответствует нормам. Все лейки в наличии и находятся в исправном состоянии. Напор воды и направление леек обеспечивают помывку в полном объеме. Каждое помывочное место оборудовано полками для моющих средств, резиновыми ковриками. Санпропускник оборудован принудительной вытяжной вентиляцией.
В предбаннике поддерживается необходимая температура в соответствии с требованиями СанПиН 2.<Дата>-13 и контролируется сотрудниками учреждения.
Все оборудование санпропускника сборного отделения находится в исправном состоянии. Текущий косметический ремонт проводится ежегодно при подготовке учреждения к работе в осенне-зимний период. Санитарная уборка помещений санпропускника производится ежедневно, еженедельно проводится генеральная уборка.
Оборудование санпропускника ФКУ СИЗО-1 тазами не предусмотрено законодательством РФ.
Контроль за санитарным состоянием помещений санпропускника осуществляется младшими инспекторами по санпропускнику совместно с медицинским работником.
Доводы истца об отсутствии пожарной сигнализации в камерах ФКУ СИЗО-1 материалами дела не подтверждаются.
Как следует из информационной справки объекты ФКУ СИЗО-1 оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (далее-АПС), за исключением камер для подозреваемых, подсудимых, осужденных в соответствии п. 22 свода правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от <Дата> <№>/пр.), п.5 Приказа Ф. Р. от <Дата> <№> «Об утверждения Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования в учреждениях и органов Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией». На всех объектах АПС находится в работоспособном состоянии.
Доводы административного истца о содержании его в камерах с курящими материалами дела не подтверждаются в силу следующего.
В ФКУ СИЗО-1 раздельное размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится в строгом соответствии со статьей 33 Федерального закона от <Дата> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», где указано, что курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Согласно информации, указанной на камерной карточке, Швецов М.В. являлся курящим, поэтому был размещен в камеры с курящими.
В рассматриваемый период, обращений, жалоб, заявлений от истца о переводе его в другую камеру (не курящих) не поступало, на личный прием к руководству учреждения не обращался.
Согласно письму Прокуратуры Кировской области от <Дата> <№> в результате проверки, проведенной прокуратурой Кировской области в марте 2023 года, в представлении от <Дата> № Прдс-17-56-23/-20330001 по изложенным в заявлении Швецова М.В. доводам относительно камеры <№>, в которой истец содержался с <Дата> по <Дата>, указано, что в камере отслаивается лакокрасочное покрытие, требуется проведение косметического ремонта.
Между тем, сама по себе необходимость косметического ремонта камеры <№> не свидетельствует о непригодности данного помещения для содержания в нем подозреваемых и обвиняемых и существенном нарушении прав административного истца.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 постановления от <Дата> <№> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
С учетом изложенного отслоение лакокрасочного покрытия в камере <№> не является существенным отклонением от требований, предъявляемым к содержанию, при этом, как следует из предоставленных в материалы дела справок текущий косметический ремонт камер режимных корпусов учреждения проводится ежегодно при подготовке учреждения к работе в осенне зимний период.
Учитывая, что доводы административного истца о наличии со стороны федерального казенного учреждения СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Кировской области незаконных действий (бездействия), выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, в удовлетворении административных исковых требований надлежит отказать в полном объеме.
Ходатайство представителя административного ответчика о направлении дела в суд по месту нахождения ФКУ СИЗО-1 УФСИН Р. по Кировской области отклоняется, поскольку местом жительства административного истца является: г. Архангельск, ..., что относится к территорриальной подсудности Ломоносовского районного суда г. Архангельска, в связи с чем правила альтернативной подсудности, предусмотренные пунктом 3 статьи 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом не нарушены.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░