Дело №2а-5052/2023
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 октября 2023 года г. Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: ДВИРНЫК Н.В.,
при секретаре: Макарове В.А.
рассмотрев административное дело по административному иску Тиссен Валерия Владимировича к инспектору в сфере градостроительного и земельного контроля Департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Сиукаеву Олегу Альбертовичу, главному специалисту отдела земельного контроля управления градостроительного и земельного контроля Департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Бессчастному Алексею Юрьевичу, заинтересованные лица, – Администрация г. Ялта Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «В гостях у сказки», о признании действий (бездействия) незаконными,
УСТАНОВИЛ:
<дата> Тиссен В.В. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя его следующим. <дата> Тиссен В.В. получил от Администрации города Ялты копию искового заявления, к которому приложен акт осмотра территории, произведенный по адресу: <адрес> от <дата>. Полагает, что указанный акт составлен незаконно и необоснованно. <дата> Тиссен В.В. направил вышестоящему должностному лицу жалобу на действия сотрудника департамента муниципального контроля администрации г. Ялта. <дата> в её удовлетворении отказано. Просит признать действия (бездействие) муниципального инспектора в сфере градостроительного и земельного контроля департамента муниципального контроля администрации г. Ялта <данные изъяты> главного специалиста отдела земельного контроля управления градостроительного и земельного контроля – муниципального инспектора в сфере земельного контроля департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Республики Крым Бессчастного А.Ю. незаконными, признать акт осмотра территории от <дата> недействительным.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «В гостях у сказки» Шаргин А.М. поддержал административный иск, просил удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствие со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившегося ответчика.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства и соответствующие им правоотношения.
На основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество, выданного <дата> исполнительным комитетом Гурзуфского поселкового совета, Тиссен В.В. является собственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1136,3 кв.м., жилой площадью 552,2 кв.м (л.д. 19).
<дата> муниципальным инспектором в сфере градостроительного и земельного контроля департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта <данные изъяты> главным специалистом отдела земельного контроля Управления градостроительного и земельного контроля Бессчастным А.Ю. было проведено обследование фактического использования земельного участка и расположенных на нем объектов, по адресу: <адрес>). В ходе обследования должностными лицами установлено, что на земельном участке расположен пятиуровневый объект капитального строительства с видом оконченного строительством и признаками номерного фонда. Согласно информации, расположенной на интернет-сайте <данные изъяты> данный объект используется под отель <данные изъяты>». Также, согласно вышеуказанного сайта установлено, что на данный момент ведется бронирование номеров, о чем составлен Акт осмотра территории (л.д. 7-9).
Истец, ссылаясь на то, что домовладение используется Обществом с ограниченной ответственностью «В гостях у сказки», которое осуществляет образовательную деятельность, в связи, с чем обратился с данным иском в суд (л.д. 10, 12).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно постановлению Администрации г. Ялта Республики Крым №<номер>-к от 26.07.2018 года «Об утверждении Положения о департаменте муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым и его структуры» утверждено с 01.08.2018 года Положение о департаменте и его структуре (приложение № 1 к постановлению).
Как следует из п. 1.1 Департамент муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым является структурным подразделением Администрации г. Ялта Республики Крым.
В соответствии с разделом 2 Положения основными задачами Департамента в области муниципального земельного контроля являются: осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ Ялта; обеспечение эффективного использования земель на территории муниципального образования городской округ Ялта; защита государственных, муниципальных и общественных интересов, а также прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области использования земель; принятие мер по предупреждению нарушений земельного законодательства; контроль за устранением нарушений земельного законодательства; привлечение общественности к выполнению мероприятий по контролю за соблюдением требований по использованию земель.
Основными задачами Департамента в области муниципального градостроительного контроля являются: осуществление муниципального градостроительного контроля на территории муниципального образования городской округ Ялта; профилактика правонарушений в области строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта; предотвращение и пресечение самовольного строительства на территории муниципального образования городской округ Ялта; контроль за устранением нарушений градостроительного законодательства, в том числе контроль за организацией мероприятий по сносу (демонтажу) самовольно возведенных зданий, строений и сооружений на территории муниципального образования городской округ Ялта.
В разделе 3 Положения определены полномочия Департамента при осуществлении муниципального земельного контроля, среди прочего, такие как: организация и производство в рамках муниципального земельного контроля на территории муниципального образования проверки соблюдения юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а также требований, установленных муниципальными правовыми актами, с целью контроля за:
своевременным освоением земельных участков, предоставленных гражданам, юридическим лицам;
использованием земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования;
недопущением самовольного занятия земельных участков или использования "их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю на территории муниципального образования;
соблюдением порядка переуступки права пользования землей ка территории муниципального образования;
соблюдением ограничений в использовании земельных участков, установленных органами местного самоуправления в случаях, определенных законодательством Российской Федерации;
исполнением выданных муниципальными инспекторами предписаний по вопросам соблюдения установленных требований по использованию земель и устранению нарушений в использовании земель.
Составляет акты проверок по установленной форме. Выдает обязательные для исполнения предписания об устранении земельных правонарушений в установленной форме.
При осуществлении иных видов муниципального контроля, среди прочего, организует и проводит на территории муниципального образования проверки соблюдения при осуществлении деятельности юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями требований, установленных законодательством, муниципальными правовыми актами в данной сфере; составляет акты обследования (осмотра).
Решением Ялтинского городского совета № 21 от 30.09.2021 года «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждено Положение о муниципальном земельном контроле в границах муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно указанному Положению, непосредственное осуществление муниципального контроля возлагается на Департамент муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым.
Инспектор Департамента при проведении контрольного мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных действий имеет право: беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением Контрольного органа о проведении контрольного мероприятия, посещать (осматривать) производственные объекты, если иное не предусмотрено федеральными законами; знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну; требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по | фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки; составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного мероприятия; выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности ц предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения; обращаться в соответствии с Федеральным законом от 07,02.2011 года № З-ФЗ «О полиции» за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность; истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и документы и (или) информацию, включенные в перечень (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 № 724-р, от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся указанные документы; осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым, а также рейдовые осмотры, обследования земельных участков.
Полученные в ходе проверки материалы с приложением копии свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о присвоении ИНН, справки о банковскими реквизитами, документами, подтверждающими право пользования земельным участком, сопроводительной запиской и иными документами, подтверждающими наличие нарушения земельного законодательства, в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют корню акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в орган, к компетенции которого относится надзор (контроль) за соблюдением нарушенных требований законодательства, для рассмотрения и принятия решения.
Плановые и внеплановые контрольные мероприятия, за исключением проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, проводятся путем совершения инспектором и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного мероприятия, следующих контрольных действий:
осмотр;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
испытание.
Для проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки, принимается решение Контрольного органа, подписанное уполномоченным лицом Контрольного органа, в котором указываются сведения, предусмотренною частью 1 статьи 64 Федерального закона № 248-ФЗ.
В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, въездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта Положения.
Выбор между проведением выездной проверкой или рейдовым осмотром осуществляется исходя из количества пользователей земельного участка: в случае наличия на земельном участке одного пользователя проводится въездная проверка, если несколько пользователей - рейдовый осмотр.
Контрольные мероприятия проводятся инспекторами, указанными в решении Контрольного органа о проведении контрольного мероприятия.
Согласно требованиям Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) мониторинговая закупка;
3) выборочный контроль;
4) инспекционный визит;
5) рейдовый осмотр;
6) документарная проверка;
7) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Согласно ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа (далее - решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки).
Согласно ч.ч. 1-6 ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
4) испытание;
5) экспертиза.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Как следует из представленной в материалы дела должностной инструкции начальника управления градостроительного и земельного контроля – муниципального инспектора в сфере градостроительного и земельного контроля, в должности которого состоял составивший акт <данные изъяты>., основными задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей начальника управления, являются: организация работы управления градостроительного и земельного контроля Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым; осуществление муниципального земельного контроля; осуществление муниципального лесного контроля. В должностные обязанности среди прочего, входит выполнение мониторинга по соблюдению законодательных норм и требований в сфере муниципального земельного и лесного законодательства.
Как следует из представленной в материалы дела должностной инструкции главного специалиста отдела земельного контроля управления градостроительного и земельного контроля – муниципального инспектора в сфере градостроительного и земельного контроля, в должности которого состоял составивший акт Бессчастный А.Ю., основными задачами, на реализацию которых ориентировано исполнение должностных обязанностей начальника управления, являются: осуществление муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городской округ Ялта, основная задача – участие в организации и осуществлении земельного муниципального контроля. В должностные обязанности среди прочего, входит выполнение мониторинга по соблюдению законодательных норм и требований в сфере муниципального земельного контроля; участие в проведении проверок плановых (рейдовых) осмотров, обследований земельных участков; участвует в проведении внеплановых выездных проверок соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
В производстве Ялтинского городского суда Республики Крым находится гражданское дело №<номер> по иску Администрации г. Ялта Республики Крым к Тиссен Валерию Владимировичу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Международный детский центр «Артек», Акционерное общество «Производственно-аграрное объединение «Массандра», Прокуратура г. Ялта Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия.
В материалах указанного гражданского дела имеется материал проверки, выполненный административными ответчиками, последний послужил основанием для обращения Администрации г. Ялта в суд с иском о возложении обязанности совершить определенные действия.
Таким образом, начальником управления градостроительного и земельного контроля – муниципальным инспектором в сфере градостроительного и земельного контроля <данные изъяты> главным специалистом отдела земельного контроля управления градостроительного и земельного контроля – муниципального инспектора в сфере градостроительного и земельного контроля Бессчастным А.Ю. в рамках осуществления возложенных на них обязанностей, <дата> было проведено обследование фактического использования земельного участка. по адресу: <адрес>
Каких - либо нарушений со стороны должностных лиц Департамента муниципального контроля Администрации <адрес> Республики Крым начальника управления градостроительного и земельного контроля <данные изъяты> главного специалиста отдела земельного контроля Бессчастного А.Ю. при проведении обследования земельного участка с кадастровым номером №<номер> судом не установлено.
Составленный по результатам проведенного контрольного мероприятия Акт осмотра территорий от <дата> является документом, фиксирующим определенные обстоятельства, который носит информационный характер и не содержит решения, распоряжения властного характера, порождающего правовые последствия для истца.
С учетом изложенного, оснований для вывода о незаконности действий должностных лиц Департамента муниципального контроля Администрации г. Ялта Республики Крым, а именно: начальника управления градостроительного и земельного контроля Сиукаева О.А., главного специалиста отдела земельного контроля Бессчастного А.Ю судом не установлено.
Поскольку в данном случае оспариваемые действия должностного лица полностью соответствует положениям действующего законодательства, при этом не нарушают прав и законных интересов истца, суд оставляет требование истца без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Тиссен Валерия Владимировича к инспектору в сфере градостроительного и земельного контроля Департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Сиукаеву Олегу Альбертовичу, главному специалисту отдела земельного контроля управления градостроительного и земельного контроля Департамента муниципального контроля администрации г. Ялта Бессчастному Алексею Юрьевичу, заинтересованные лица, – Администрация г. Ялта Республики Крым, Общество с ограниченной ответственностью «В гостях у сказки», о признании действий (бездействия) незаконными, отказать.
Решение в окончательной форме составлено 31 октября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
СУДЬЯ Н.В.ДВИРНЫК