УИД 50RS0049-01-2024-000428-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2024 года г. Чехов
Чеховский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Геберт Н.В.,
при секретаре Евсеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1868/2024 по административному иску Касимова Дениса Витальевича к первому заместителю директора МБУ «Чеховское благоустройство» Спирину Алексею Николаевичу о признании незаконным ответа,
УСТАНОВИЛ:
Касимов Д.В. обратился в суд с административным иском к ответчику о признании ответа № Исх-ОГ-29-2024 первого заместителя директора МБУ «Чеховское благоустройство» Спирина А.Н. незаконным. Свои требования мотивирует тем, что он обратился в Администрацию городского округа Чехов по вопросу удаления засохшего дерева на землях лесного фонда. ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, согласно которому сообщено, что в соответствии с Законом Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» содержание имущества, а также прилегающей территории на расстоянии пяти метров возлагается на правообладателя частных домовладений, строений, сооружений и ограждений. Дополнительно сообщено о необходимости получения порубочного билета. Административный ответчик не осуществил должным образом рассмотрения его обращения (л.д. 5).
Административный истец, Касимов Д.В., надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил в адрес суда заявление о предоставлении дополнительных пояснений, просил рассмотреть административный иск по существу (л.д.22)
Административный ответчик, первый заместитель директора МБУ «Чеховское благоустройство» Спирин А.Н. надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин своей неявки в судебное заседание не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Заинтересованные лица, представители Администрации городского округа Чехов Московской области, МБУ «Чеховское благоустройство», Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства Московской области, МБУ «Экология и природопользования городского округа Чехов», в судебное заседание не явились, извещены.
При таких обстоятельствах, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает административные исковые требования Касимова Д.В. подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 886 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для садоводства, расположенного по адресу: Российская <адрес> что подтверждается сведениями, внесенными в ЕГРН, запись регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-9, 11).
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела по благоустройству Трусовым Д.А., заместителем директора по благоустройству Минашкиным Г.Ю. был составлен акт комиссионного осмотра земельных насаждений, согласно которому установлено, что в ходе комиссионного обследования подтвердилось нарушение п. 1 ст. 68 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» содержание частных домовладений, хозяйственных строений и сооружений, ограждений и прилегающей территории со стороны дорог. Улиц (переулков, проходов, проездов) на расстоянии 5 метров возлагаются на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов. Дополнительно сообщено о необходимости получения порубочного билета, путем обращения в Администрацию городского округа Чехов посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ), либо через МФЦ, где обеспечивается бесплатный доступ к РПГУ для предоставления муниципальной услуги в электронной форме (л.д. 12-13).
ДД.ММ.ГГГГ за №/Исх-2023 заместителем директора по благоустройству МБУ «Чеховское благоустройство» Минашкиным Г.Ю. выдано информационное письмо, согласно которому сообщено, что в ходе проведения осмотра выявлено ненадлежащее содержание прилегающей территории земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Указано на необходимость приведения в надлежащее состояние территории земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ за 6тг-№ Касимов Д.В. обратился в Муниципальное бюджетное учреждение «Чеховское благоустройство» по вопросу удаления аварийного дерева, расположенного по адресу: ФИО3 <адрес>, г.о. Чехов, д. Коровино, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за №/исх-24 директором Муниципального бюджетного учреждения «Экология и природопользование городского округа Чехов» Игнатовым К.И. был дан ответ на имя начальника управления благоустройства Администрации городского округа Чехов ФИО10, ФИО3 которому сообщено, что на основании п.10.3.6.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку посадку, пересадку зеленых насаждений на территории городского округа Чехов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Чехов от ДД.ММ.ГГГГ №-ПА, в отношении земель, на которые распространяется действие лесного законодательства РФ, муниципальная услуга «Выдача разрешения на вырубку, пересадку зеленых насаждений на территории городского округа Чехов» не оказывается (л.д. 14).
ДД.ММ.ГГГГ за № Исх-ОГ-29-2024 года, первым заместителем директора МБУ «Чеховское благоустройство» был дан ответ Касимову Д.В, согласно которому сообщено, что в соответствии с п.1 ст.68 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года №191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» содержание частных домовладений, хозяйственных строений и сооружений, ограждений и прилегающей территории со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) на расстоянии 5 метров возлагаются на собственников, владельцев или пользователей указанных объектов, также рекомендовано обратиться в Администрацию городского округа Чехов за получением порубочного билета (л.д. 10).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Право граждан, организаций и иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу статьи 227 КАС РФ для признания решений, действии (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Рассмотрение и разрешение обращений граждан определяет Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В данном случае обращение Касимова Д.В. рассмотрено в рамках компетенции административного ответчика и в предусмотренные законом сроки, с учетом сведений полученных из Муниципального бюджетного учреждения «Экология и природопользования городского округа Чехов», с разъяснением порядка вырубки зеленых насаждений на территории городского округа Чехов, предусмотренного Законом Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области», Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку, посадку, пересадку зеленных насаждений на территории городского округа Чехов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Чехов от 19.06.2023 года № 1511-ПА.
Доказательства, подтверждающие нарушение прав Касимова Д.В. оспариваемым ответом, отсутствуют.
Установлено, что из акта комиссионного осмотра зеленных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается нахождение спорного дерева на землях лесного фонда. Иные письменные доказательства суду не представлены.
Доводы о содержании оспариваемого ответа основаны на субъективной оценке административным истцом его содержания, оспариваемый ответ МБУ «Чеховское благоустройство» содержит в себе соответствующие разъяснения, является мотивированным, подписан уполномоченным должностным лицом в установленный законом срок.
Согласно Закону Московской области от 30.12.2014 года №191/2014-ОЗ (ред. от 28.12.2023 года) «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области (принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 N 17/110-П) (далее ФИО3) установлены единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории ФИО3 <адрес>, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству (включая освещение улиц, уборку и озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, обязательные к исполнению для органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, юридических и физических лиц, являющихся собственниками, правообладателями расположенных на территории ФИО3 <адрес> земельных участков, зданий, строений и сооружений, в том числе для юридических лиц, обладающих указанными объектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 51 названного регионального Закона юридические лица (индивидуальные предприниматели) и физические лица обязаны обеспечивать содержание зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании и прилегающей территории, а также осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие.
В соответствии с п. п. "г" ч. 1 ст. 54 Закона собственники домовладений, в том числе используемых для временного (сезонного) проживания, обязаны: производить регулярную уборку от мусора и покос травы на прилегающей к домовладению территории, своевременную уборку от снега подходов и подъездов к дому и на прилегающей территории.
В силу ч. 1 ст. 69 Закона собственники (правообладатели) зданий (помещений в них) и сооружений участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в порядке, установленном настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, содержания территории (в прежней редакции). Участие собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в содержании прилегающих территорий (в новой редакции).
Сфера благоустройства регулируется нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от Федеральный закон от 06.10.2003 № 1Э1-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и принятыми во их исполнение нормативными правовыми актами Законом Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-03 (ред. от 21.02.2023) "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" и правил благоустройства муниципальных образований.
В соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на вырубку, посадку, пересадку зеленых насаждений на территории городского округа Чехов», утвержденного постановлением Администрации городского округа Чехов от 19.06.2023 года №511-ПА установлено, что для проведения работ физическому, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, являющимися правообладателями зданий, строений, сооружений, земельных участков, обратившиеся в целях проведения санитарных рубок (в том числе удаления аварийных деревьев и кустарников), реконструкции зеленых насаждений и капитального ремонта (реставрации) объектов озеленения (парков, бульваров, скверов, улиц, внутридворовых территорий) необходимо направить письменное обращение, которое может быть направлено различными способами: через отделение МФЦ, посредством регионального портала государственных и муниципальных услуг Московской области (РПГУ),
В разделе 8 Административного регламента указан счерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в случае обращения за получением разрешения на вырубку зеленых насаждений предоставляются следующие документы: запрос по форме, приведенной в приложении 4; документ, удостоверяющий личность; дендроплан; перечетная ведомость, в соответствии с формой, указанной в Приложении к настоящему Административному регламенту; правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на объекты капитального строительства и (или) земельный участок и другие документы, указанные в данном перечне.
Судом установлено, что за получением специального разрешения – порубочного билета, административный истец не обращался.
По смыслу закона необходимым условием для признания действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов заявителя оспариваемым действием (бездействием) (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена. Доказательств нарушения прав административного истца последним суду не представлено.
Несогласие Касимова Д.В. с оспариваемым ответом не свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении его обращений, а удовлетворение административных исковых требований не приведет к восстановлению каких-либо прав Касимова Д.В., в связи с чем суд не усматривает таких оснований для удовлетворения административного иска Касимова Д.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 62, 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Касимова Дениса Витальевича к первому заместителю директора МБУ «Чеховское благоустройство» Спирину Алексею Николаевичу о признании незаконным ответа по вопросу удаления аварийного дерева, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ № № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО3 областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Геберт
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.