39RS0001-01-2022-002267-29
Дело № 2а-5737/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 декабря 2022 года г. Калининград |
Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе:
председательствующего судьи Чесноковой Е.В.
при секретаре Изаак Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области к Шлик В. В. о взыскании задолженности по налогам, пени
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №7 по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит взыскать со Шлик В.В. недоимку по транспортному налогу за 2019год в размере <данные изъяты>, а также пени, исчисленные на задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты> и пени по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты>, а всего денежную сумму <данные изъяты>, указывая на неисполнение административным ответчиком обязанности по уплате налогов в установленный законом срок и требования налогового органа о погашении задолженности. Судебный приказ № 2а-2026/2021, выданный по заявлению налогового органа мировым судьей7-го судебного участка Ленинградского судебного района города Калининграда 27.08.2021года о взыскании вышеуказанной недоимки, в связи с представленными налогоплательщиком возражениями, отменен.
Решением Ленинградского районного суда г.Калининграда от 19 мая 2022года исковые требования МИФНС России №7 по Калининградской области оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по административным делам от 27.09.2022года произведена замена административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Калининградской области на правопреемника Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 18.10.2022года по жалобе УФНС России по Калининградской области решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 19 мая 2022года отменено, административное дело направлено в Ленинградский районный суд г.Калининграда на новое рассмотрение.
Представитель административного истца УФНС России по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Шлик В.В. надлежащим образом уведомленная о дне и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, причин неявки не сообщила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, представила письменные возражения на иск, в которых просит административный иск оставить без удовлетворения, указывая на пропуск налоговым органом срока обращения в суд за взысканием спорных недоимок, также приводя доводы о том, что транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № утрачено при пожаре, что подтверждается актом о пожаре от 10.09.2008года, о чем проинформировала налоговый орган в своем заявлении от 18.04.2018года, в виду наложенных судебными приставами-исполнителями ограничений снять транспортное средство с учета не представляется возможным. Указывает на наличие у нее как у пенсионера налоговой льготы по уплате налога на имущество физических лиц.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком подлежат уплате пени на просроченную сумму (пункт 1), которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3), и уплачивается одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Жилое помещение (квартира, комната), иные здание, строение, сооружение, помещение являются объектом налогообложения на основании пункта 2 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов недвижимости согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 356 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база в отношении транспортных средств согласно статье 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 363 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, согласно данным, полученным от органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2019года Шлик владела следующими объектами налогообложения: квартирой с кадастровым номером №: автомобилем марки <данные изъяты>
Налоговым уведомлением №4181480 от 03 августа 2020года Шлик уведомлена об обязанности уплатить транспортный налог за 2019год в размере <данные изъяты>.
В соответствии с направленным в личный кабинет налогоплательщика требованием №107382 Шлик В.В. обязана уплатить в срок до 02.02.2021года за налоговый период 2019года транспортный налог в размере <данные изъяты>, пени на указанную недоимку <данные изъяты>
Кроме того 21.10.2020года Шлик В.В. в личный кабинет налогоплательщика направлено требование №86331 от 21.10.2020года об уплате в срок до 08 декабря 2020года пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> на сумму недоимки <данные изъяты>; пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере <данные изъяты> на сумму недоимки по налогу <данные изъяты>.
Требования налогового органа в добровольном порядке Шлик В.В. не исполнены.
Мировым судьей 7-го судебного участка Ленинградского судебного района г. Калининграда 27.08.2021года вынесен судебный приказ № 2а- 2026/2021 о взыскании вышеуказанной недоимки по налогам, который отменен мировым судьей 06.10.2021года в связи с поданными ответчиком возражениями относительно его исполнения.
Настоящее исковое заявление в порядке электронного документооборота подано в суд 05.04.2022года, то есть с соблюдением установленного статьей 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока на обращение. Вопреки доводам административного ответчика срок на взыскание обязательных платежей налоговым органом не пропущен.
Вместе с тем, доводы административного ответчика о гибели объекта налогообложения – автомобиля <данные изъяты> заслуживают внимания.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации; объектом налогообложения является, в частности, имущество, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации).
Отсутствие объекта налогообложения исключает возникновение соответствующей налоговой обязанности.
Объектами налогообложения транспортным налогом, наряду с иным движимым имуществом, признаются теплоходы и другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
Пунктом 3.1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, в частности, что в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.
По смыслу приведенных законоположений отсутствие в натуре транспортные средства как вещи означает отсутствие объекта налогообложения вне зависимости от факта регистрации транспортного средства, сохранившейся после его утраты.
Взыскание транспортного налога в отношении утраченного в натуре транспортного средства, как вещи, лишает такой налог всякого экономического основания, что противоречит началам налогового законодательства (пункт 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
Такое толкование закона соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года.
Согласно представленному в материалы дела акту о пожаре от 10.09.2008года, составленному должностными лицами государственной инспекции по пожарному надзору 10.09.2008года, установлено, что 10.09.2008года под капотом автомобиля <данные изъяты> принадлежащего Шлик В.В. возник пожар, к моменту прибытия пожарных подразделений автомобиль горел, пожар локализован в 11часов 20 минут, потушен в 13часов, автомобиль полностью уничтожен огнем, установлена причина пожара – замыкание электропроводки автомобиля.
18.04.2018года Шлик В.В. обратилась в МИФНС России №8 по г.Калининграду с заявлением в котором просила аннулировать задолженность по транспортному налогу в связи с отсутствием у нее транспортных средств с приложением указанного акта о пожаре.
Кроме того, согласно сообщению Государственного казенного учреждения Калининградской области «Безопасный город», представленному на запрос суда, информация о фиксациях транспортного средства с государственным регистрационным знаком В254УС/39 в период с 01.01.2019года по настоящее время в базе данных АПК «Безопасный город» отсутствует.
Оснований ставить под сомнение представленные административным истцом документы у суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, с 10.09.2008года зарегистрированное за Шлик В.В. транспортное средство утратило статус объекта налогообложения, в связи с чем, требования административного иска о взыскании со Шлик В.В. задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2019год в сумме <данные изъяты> и пени в сумме <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.
Согласно информации, представленной налоговым органом, пеня в по требованию №86331 в сумме <данные изъяты> начислена на сумму недоимки по транспортному налогу образовавшейся за налоговые периоды 2009-2014годов; недоимка в сумме <данные изъяты> по налогу на имущество физических лиц образовалась в период 2008-2014года; недоимка по налогу на имущество физических на сумму <данные изъяты> образовалась за налоговый период 2016года.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ безнадежными к взысканию и подлежащими списанию признаются недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с указанной статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
При этом федеральный законодатель, возлагая обязанность на налоговый орган по исчислению суммы налога на имущество физических лиц и устанавливая общие сроки и порядок уплаты налогов (статьи 57, 58 Налогового кодекса Российской Федерации), одновременно предусмотрел, что налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц, признается календарный год.
Поскольку образовавшаяся задолженность по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2008-2013год имела место по состоянию на 1 января 2015 года, налогоплательщик имел право на списание недоимки как безнадежной к взысканию, следовательно, в данном случае пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежали начислению.
Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г.Э. на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Пени не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Вместе с тем, в материалы административного дела сведения о своевременном принятии налоговым органом мер по взысканию недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2014год, подлежавшему уплате 01.12.2015года административным истцом не представлены.
Таким образом, пени, начисленные на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2008-2014год в сумме <данные изъяты> не подлежат взысканию.
Вопреки доводам административного ответчика, нарушений в исчислении Шлик В.В. налога на имущество физических лиц в налоговом периоде 2016года налоговым органом не допущено, расчет налога произведен с учетом предоставления ей льготы «Пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленным пенсионным законодательством» с марта 2016года, поскольку пенсия по старости назначена Шлик В.В. с 23.03.2016года.
Исчисленный налоговым органом налог на имущество физических лиц за налоговый период 2016года налогоплательщиком в установленные законом сроки не уплачен, в этой связи требования административного иска о взыскании со Шлик В.В. пени на сумму недоимки в размере <данные изъяты> суд находит подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с административного ответчика, составляет 400,00 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск УФНС России по Калининградской области к Шлик В. В. о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени, пени по налогу на имущество физических лиц удовлетворить частично.
Взыскать со Шлик В. В., проживающей по адресу: <адрес>, в доход бюджета пени налога на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты>, в остальной части иска отказать.
Взыскать со Шлик В. В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через суд Ленинградского района Калининграда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2022года.
Судья: Е.В.Чеснокова