Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-123/2023 ~ М-58/2023 от 15.03.2023

    44OS0000-01-2023-000058-29

    дело № 3а-123/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 апреля 2023 года                                                                                                  г. Кострома

Костромской областной суд в составе

председательствующего судьи Лукоянова А.Н.,

при секретаре Патемкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонтьева (К.) Т.С. к администрации города Кострома о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

Леонтьева Т.С. (до регистрации брака К.) обратилась в суд с названным административным иском, указывая в обоснование, что решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на муниципальное образование городской округ <адрес> в лице администрации <адрес> возложена обязанность предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лицу из числа детей-сирот, на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории <адрес> изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, из муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство.

До настоящего времени решение суда не исполнено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения решения составляет 6 лет 2 месяца. Длительное неисполнение должником решения нарушает право Леонтьева Т.С. на судопроизводство в разумный срок.

Существенное затягивание сроков исполнения имеет место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца. Неисполнение вызвано дефицитом бюджета, ненадлежащим исполнением своих обязанностей администрацией <адрес>.

Ввиду отсутствия собственного жилого помещения Леонтьева Т.С. вынуждена арендовать жильё, соответственно оплачивать найм жилого помещения. У неё и её мужа на иждивении находится малолетний ребёнок, который ходит в детский сад. Содержание ребёнка в совокупности с платой за аренду жилого помещения ставит семью Леонтьева Т.С. в затруднительное финансовое положение. Кроме того, проживание в арендуемом жилом помещении создаёт дискомфорт и ряд неудобств для жизни молодой полноценной семьи, воспитывающей малолетнего ребёнка.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, просит взыскать в её пользу компенсацию в размере 300 000 рублей.

Судом привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков Управление строительства и капитального ремонта администрации города Кострома и Управление финансов администрации города Кострома.

В судебном заседании административный истец Леонтьева Т.С. заявленные требования поддержала, суду пояснила, что с трёхлетнего возраста воспитывалась в приёмной семье в селе Боговарово, после окончания школы уехала учиться в Кострому, с 2014 по 2017 годы обучалась в Костромском торгово-экономическом колледже, получила специальность «коммерция по отраслям». Во время обучения проживала в общежитии, но с третьего курса вместе с молодым человеком, своим будущим мужем, снимала квартиру. Она совмещала учебу с работой продавцом, молодой человек подрабатывал охранником, раздавал листовки. Когда закончили обучение, поженились, родился ребёнок. Они уехали жить в <адрес>. Проживали в съёмном жилом помещении. Муж работал на маслозаводе электриком, Леонтьева Т.С. сначала сидела с ребёнком, потом с ноября 2019 года по июль 2020 года работала секретарём в администрации Октябрьского муниципального района. В 2020 году вернулись в Кострому, сняли квартиру на <адрес>, в которой проживают до настоящего времени. За квартиру вместе с коммунальными платежами платят в зимнее время 15 000 рублей, в остальное время 13 000 рублей. Сын ходит в детский сад. Муж работает монтажником в компании, занимающейся монтажом и обслуживанием пожарных сигнализаций, получает заработную плату в размере 25 000 рублей в месяц. Леонтьева Т.С. некоторое время работала в Совкомбанке, потом в ОГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр Костромской области, в Департаменте региональной безопасности Костромской области. Везде работала, примерно, по 3 месяца. Полтора года работала в медицинской организации удалённо. В настоящее время уже третий месяц работает секретарём в Управлении Министерства юстиции РФ по Костромской области. Размер заработной платы 15 000 рублей в месяц. Квартиру ей предоставили 13 марта, но переехать туда они пока не могут, поскольку нет мебели, надо накопить на мебель. Планируют переехать к лету.

Представитель административного ответчика Управления финансов администрации города Кострома Петрова М.П., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала, что не согласна с заявленными требованиями. Полагает требуемый размер компенсации завышенным. Считает, что при определении размера компенсации продолжительность нарушения не является единственным определяющим фактором. Отметила, что бюджет города Кострома на протяжении многих лет является дефицитным и дотационным. В условиях крайне напряженного исполнения бюджета, при отсутствии дополнительных доходных источников, средства направляются в первоочередном порядке на обеспечение публичных нормативных обязательств, обязательств по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений, обеспечение питания в детских учреждениях, организацию летнего отдыха детей, оплату коммунальных услуг и обслуживание муниципального долга. В настоящее время на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено из областного бюджета 94 233 700 рублей. Возможность исполнения решения суда поставлена в прямую зависимость от перечисления должнику денежных средств из областного бюджета в необходимом для исполнения решений размере.

Представитель административного ответчика Управления строительства и капитального ремонта администрации города Кострома Шемякина С.А., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве указала, что одной из задач Управления является исполнение переданных Костромской областью органам местного самоуправления полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на территории города Кострома. Надлежащая реализация этих полномочий находится в прямой зависимости от объёма доведённых субвенций из областного бюджета. Заключенный в 2018 году муниципальный контракт на строительство жилого дома для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями расторгнут в 2019 году ввиду внесения изменений в федеральное законодательство. С 2019 года в единой информационной системе в сфере закупок размещалась конкурсная документация о проведении электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (12 аукционов). Однако электронные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок (ввиду несоответствия предлагаемой к оплате стоимости 1 квадратного метра жилого помещения фактической средней стоимости за 1 кв.м). В 2019 году по итогам проведения торгов заключено 7 муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений. В 2020 году построено три восьмиквартирных жилых дома, 24 квартиры в них предоставлены детям-сиротам. 06 апреля 2021 года заключены муниципальные контракты на строительство пяти малоэтажных восьмиквартирных домов, дома построены, 40 квартир передано лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 14 декабря 2021 года и 10 января 2022 года заключены муниципальные контракты на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий и строительству четырёх восьмиквартирных жилых домов в микрорайоне Солоница, по ул. Гидростроительная и по ул. Морозиха. Дома построены и 32 квартиры переданы лицам из категории детей-сирот. 05 и 08 апреля 2022 года заключены муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов для детей-сирот. По окончании строительства ещё 50 жилых помещений передано детям-сиротам. Таким образом, Управление (до реорганизации – Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации города Кострома) с учетом требований и процедур, регламентированных, в том числе положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а также доведённого финансирования предпринимает меры, позволяющие поэтапно, с учетом выделяемых субвенций из бюджета субъекта, приобретать жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возможность одномоментного исполнения переданных государственных полномочий отсутствует. Считала завышенным размер требуемой компенсации.

Представитель административного ответчика администрации городского округа город Кострома Сафронов И.Н., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что возражает против удовлетворения заявления. Полномочия по обеспечению детей-сирот и приравненных к ним категорий граждан жилыми помещениями осуществляет администрация города Кострома. На дату передачи полномочий отсутствовали подлежащие предоставлению специализированные жилые помещения. Формирование муниципального специализированного жилищного фонда предусмотрено за счет субвенций из областного бюджета. Однако финансовое обеспечение переданных полномочий в необходимом объёме и в установленные сроки не предоставляется. Несмотря на обращение администрации в Департамент ТЭК и ЖКХ Костромской области и Департамент финансов Костромской области, денежные средства для приобретения жилого помещения Леонтьева Т.С. в установленный судебным приставом срок выделены не были. Решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения исковое заявление муниципального образования городской округ город Кострома в лице администрации города Кострома о возложении на Департамент финансов Костромской области обязанности по осуществлению финансирования на исполнение администрацией г. Кострома государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями с учетом количества детей-сирот, которые являются взыскателями по исполнительным производствам, возбужденным в отношении администрации города Кострома. За счет предоставленного финансирования было приобретено (построено) 55 жилых помещений, в том числе, в 2016 году 3 жилых помещения, в 2017 году – 3 жилых помещения, в 2018 году – 18 жилых помещений, в 2020 году – 6 жилых помещений, в 2021 году – 24 жилых помещения, в 2022 году – 41 жилое помещение. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и Леонтьева Т.С. заключен договор найма жилого помещения. Таким образом, администрация предпринимала все зависящие от неё меры, направленные на исполнение решения суда. Заявленная сумма компенсации завышена и необоснованна.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, решением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на муниципальное образование городской округ город Кострома в лице администрации города Кострома возложена обязанность предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., как лицу из числа детей-сирот, на основании договора найма специализированного жилого помещения на территории города Кострома изолированное, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, из муниципального специализированного жилищного фонда города Кострома /л.д. 15-19, гражданское дело л.д. 109-117, 151-152/.

Исполнительный лист предъявлен в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство.

ДД.ММ.ГГГГ между Леонтьев Д.А. и К. заключен брак, последней присвоена фамилия Леонтьева, ДД.ММ.ГГГГ у Леонтьева родился сын Леонтьев И.Д. /л.д. 13, 14/.

Определением Свердловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения определением Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, администрации <адрес> отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда /гражданское дело л.д. 196-197, 222-223/.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией города Кострома и Леонтьева Т.С. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по условиям которого Леонтьева Т.С. предоставлено для проживания жилое помещение по адресу: <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 марта 2023 года исполнительное производство окончено.

Положения статьи 6.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ) предусматривают, что исполнение судебного постановления осуществляется в разумные сроки (часть 1).

В части 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" закреплено общее правило, согласно которому требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) лицо, полагающее, что нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее также – Закон о компенсации) и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведёнными в пункте 5 постановления от 29.03.2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", к лицам, имеющим право на обращение в суд с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, относятся, в том числе, взыскатели по судебным актам, предусматривающим обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебным актам, возлагающим на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

Согласно части 8 статьи 3 указанного закона такое заявление может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичные положения закреплены в частях 1 и 4 статьи 250 КАС РФ.

Учитывая предмет исполнения и статус должника, суд полагает, что Леонтьева Т.С. является лицом, имеющим право на подачу заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административный иск подан в установленный вышеуказанными нормами срок.

Разумность срока исполнения судебного акта согласно правилам, предусмотренным в частях 4-5 статьи 6.1. ГПК РФ, определяется с учетом таких обстоятельств, как правовая и фактическая сложность исполнения, поведение участников исполнительного процесса, достаточность и эффективность действий органа, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта, и общая продолжительность исполнения. Обстоятельства, связанные с организацией работы по исполнению не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока судопроизводства по делу.

В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ и согласно разъяснениям в пункте 40 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта.

Принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приведённые в пункте 55 вышеуказанного постановления (в редакции от 29.06.2021 г.), общая продолжительность исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения Леонтьева Т.С. составила 6 лет 1 месяц 21 день (с 20 января 2017 года (предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов) до 13 марта 2023 года (дата подписания договора найма жилого помещения)).

В указанный период исполнительное производство не приостанавливалось, судебные акты об отсрочке не принимались.

Данных о том, что взыскатель совершал действия, увеличивающие длительность исполнения судебного акта, не представлено.

Из материалов исполнительного производства -ИП и отзывов административных ответчиков следует, что на неоднократные требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда должник сообщал, что исполнение решения поставлено в зависимость от надлежащего финансирования переданных администрации отдельных государственных полномочий. Решение будет исполнено при подходе очередности согласно списку исполнительных производств при условии надлежащего финансирования.

Материалы исполнительного производства не содержат сведений об отказе административного истца от предоставляемых должником жилых помещений за период времени, прошедший с момента возбуждения исполнительного производства.

В целях исполнения решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений должник неоднократно направлял письма в соответствующие органы государственной власти <адрес> о выделении дополнительного финансирования.

ДД.ММ.ГГГГ, как уже указано выше, решение суда исполнено, Леонтьева Т.С. предоставлено жилое помещение, исполнительное производство окончено ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного у суда не имеется оснований считать достаточными и эффективными предпринимаемые должником действия для своевременного исполнения решения суда.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" разъяснено, что не может рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (пункт 48).

В связи с этим отсутствие или недостаточность соответствующих субвенций из областного бюджета, дефицит бюджета муниципального образования городской округ город Кострома не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, оправдывающих длительное неисполнение судебного решения.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание предмет исполнения решения суда, отсутствие объективных причин задержки исполнения судебного акта, степень сложности исполнительного производства, недостаточность и неэффективность действий должника по своевременному исполнению решения суда, суд приходит к выводу о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок по смыслу частей 3 и 4 статьи 258 КАС РФ является основанием для присуждения компенсации.

В соответствии со статьёй 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме (часть 1). Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости (часть 2).

В пункте 60 вышеприведённого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

Оценивая последствия нарушения права Леонтьева Т.С. на исполнение судебного акта в разумный срок (нарушение права на жилище), их значимость для административного истца, суд учитывает социальное, семейное (замужем, на иждивении малолетний сын 2017 года рождения) и имущественное положение Леонтьева Т.С. (размер доходов семьи, наличие транспортного средства), то обстоятельство, что она является сиротой, у неё отсутствует собственное жильё, в котором она могла бы проживать.

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, недостаточность и неэффективность мер, принятых должником для своевременного исполнения решения суда, общую продолжительность срока исполнения, значимость исполнения для Леонтьева Т.С., в пользу административного истца подлежит присуждению компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца. Указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.

Суд не усматривает оснований для присуждения компенсации в большем размере.

Также суд не усматривает оснований для определения размера компенсации исходя из среднего размера компенсации, которая взыскивается по иным подобным административным делам.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в вышеуказанном постановлении, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 60).

При подаче административного искового заявления Леонтьева Т.С. оплатила государственную пошлину в размере 300 рублей /л.д. 8/.

Частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с этим в пользу Леонтьева Т.С. подлежит взысканию также денежная сумма в размере 300 рублей в счет возмещения уплаченной при подаче иска госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 259 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Леонтьева (К.) Т.С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования городской округ город Кострома в лице Управления финансов администрации городского округа город Кострома за счет средств бюджета города Кострома в пользу Леонтьева Т.С. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 180 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей и возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 (триста) рублей.

Взысканные в пользу указанного лица денежные средства в размере 180 300 (сто восемьдесят тысяч триста) рублей подлежат перечислению на счет , открытый в Костромском отделении ПАО Сбербанк <адрес>.

Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

Во взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в большем размере отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                     А.Н. Лукоянов

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

3а-123/2023 ~ М-58/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Леонтьева Татьяна Серафимовна
Ответчики
Управление строительства и капитального ремонта администрации города Кострома
Администрация г. Костромы
Управление финансов администрации г.о.г. Кострома
Суд
Костромской областной суд
Судья
Лукоянов Александр Николаевич
Дело на сайте суда
oblsud--kst.sudrf.ru
15.03.2023Регистрация административного искового заявления
15.03.2023Передача материалов судье
17.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
17.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее