Решение
Именем Российской Федерации
30 мая 2023 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе председательствующего Февралевой А.И., при секретаре Кобрусевой А.А., с участием прокурора Розничева Д.М., административного ответчика Железнякова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову к Железнякову А. И. о продлении срока административного надзора,
установил:
начальник УМВД России по города Саратову обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил продлить срок административного надзора, установленного Железнякову А.И., на срок 6 (шесть) месяцев.
Требования мотивированы тем, что решением Заводского районного суда города Саратова от 12 мая 2020 года, вступившим в законную силу 27 мая 2020 года, в отношении Железнякова А.И. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года на срок административного надзора Железнякову А.И. установлены дополнительные административные ограничения.
Ссылался, что вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Заводского района города Саратова от 20 марта 2023 года и 14 февраля 2023 года Железняков А.И. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 1 статьи 19.24 КоАП РФ соответственно.
Полагал, что имеются предусмотренные статьей 7 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон № 64-ФЗ) для продления срока административного надзора, установленного в отношении Железнякова А.И.
В судебном заседании административный ответчик не возражал против удовлетворения административных исковых требований.
Прокурор полагал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока административного надзора.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства административный истец извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не просил. На основании части 4 статьи 272 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав объяснения административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2а-3476/2020 суд пришел к следующему выводу.
Согласно статье 1 Закона 64-ФЗ под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1739-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О, от 22 апреля 2014 года № 885-О, от 23 апреля 2015 года № 898-О, от 22 декабря 2015 года № 2876-О и от 29 марта 2016 года № 545-О).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; 4) двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 3 Закона № 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: 1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; 2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона № 64-ФЗ суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Пунктом 4 статьи 7 Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в случае совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона № 64-ФЗ, в случаях предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Из материалов административного дела следует, что решением Заводского районного суда города Саратова от 12 мая 2020 года, вступившим в законную силу 27 мая 2020 года, в отношении Железнякова А.И. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 16 декабря 2020 года на срок административного надзора Железнякову А.И. установлены дополнительные административные ограничения.
Вступившими в законную силу постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Заводского района города Саратова от 20 марта 2023 года и 14 февраля 2023 года Железняков А.И. привлечен к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 1 статьи 19.24 КоАП РФ соответственно.
Железняков А.И. осужден приговором Заводского районного суда города Саратова от 01 августа 2018 года за совершение преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ.
Исходя из положений статей 15, 86 УК РФ, судимость Железнякова А.И. погашается по истечении шести лет после отбытия наказания.
Административное исковое заявление направлено в суд 02 мая 2023 года.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 41, 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений (часть 2 статьи 5, статья 7 Закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона истечение срока административного надзора влечет его прекращение.
С учетом этого истечение указанного срока в период рассмотрения дела о продлении административного надзора является основанием для отказа в удовлетворении соответствующего заявления органа внутренних дел.
Истечение срока административного надзора за лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, не исключает его повторного назначения до дня погашения судимости в случае совершения им в течение одного года двух и более соответствующих административных правонарушений, которые ранее не являлись основанием для установления административного надзора, его продления или установления дополнительных административных ограничений (часть 6 статьи 9 Закона об административном надзоре).
При этом указанные административные правонарушения могут быть совершены лицом как в период ранее установленного административного надзора, так и после его прекращения.
При таком положении, учитывая, что срок административного надзора, установленного решением Заводского районного суда города Саратова от 12 мая 2020 года, истек административные исковые требования не подлежат удовлетворению.
Административный истец не лишен возможности обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Железнякова А.И. административного надзора.
РРуководствуясь статьями 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Саратову к Железнякову А. И. о продлении срока административного надзора отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд города Саратова в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме – 30 мая 2023 года.
Судья А.И. Февралева