УИД 11RS0001-01-2023-012943-48
Дело № 2а-674/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Котова Р.В.,
при секретаре Поповой А.С.,
с участием административного истца Сироткина А.Ю., представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В.,
рассмотрев 22 февраля 2024 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре посредством видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Сироткина Андрея Юрьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании условий содержания под стражей ненадлежащими,
установил:
Сироткин А.Ю. обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выразившихся в его помещении в металлическую клетку во время свиданий с защитником, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что с ** ** ** по настоящее время содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми. В период содержания под стражей свидания с защитниками в целях получения юридической помощи, а также изучения документов, проводились в следственной комнате при нахождении истца в металлической клетке-решетке, что не позволяло полноценно, всесторонне и совместно с защитником изучать документы по уголовному делу. Изложенное, по мнению истца, противоречит нормам действующего законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В связи с указанными обстоятельствами, административный истец просит признать действия сотрудников СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми незаконными, обязать не допускать в отношении него данных нарушений при его свидании с защитником.
Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица – начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, отдел капитального строительства и ремонта УФСИН России по Республике Коми, начальник отдела капитального строительства и ремонта УФСИН России по Республике Коми, отдел тылового обеспечения УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец Сироткин А.Ю. на удовлетворении требований, изложенных в иске, настаивал.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Жабинец М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Иные стороны участия в судебном заседании не приняли, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела и оценив в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 17.1 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу статьи 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (часть 1). Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (часть 2).
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (до 16.07.2022 утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы).
Согласно статье 4 Федерального закона № 103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Из содержания статьи 6 Федерального закона № 103-ФЗ следует, что подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу (статья 8 Федерального закона № 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
На основании статьи 17 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: на свидания с защитником; хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать.
Аналогичные требования (п.п. 179, 181) закреплены в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 (до 16.07.2022 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189).
При этом согласно п. 145 ПВР от 14.10.2005 № 189 свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются наедине без разделительной перегородки и без ограничения их количества и продолжительности. Свидания могут проводиться в условиях, позволяющих сотруднику следственного изолятора видеть подозреваемого или обвиняемого и защитника, но не слышать.
В соответствии с п. 179, 181 ПВР от 04.07.2022 № 110 свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности. Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником проводятся в условиях, позволяющих сотруднику СИЗО видеть подозреваемого или обвиняемого и защитника, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных в СИЗО предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.
Требования к оборудованию помещений (следственных кабинетов) СИЗО регламентированы Наставлением по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Минюста РФ от 04.09.2006 № 279.
Согласно подпункту 23 пункта 60 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.09.2006
№ 279, следственное отделение размещается над сборным отделением в пределах второго (третьего) этажа в отдельно стоящем здании, расположенном на территории режимной зоны, либо в административном здании. Следственное отделение связано с режимным корпусом переходом. В 10% следственных кабинетов от пола до потолка устанавливаются металлические решетчатые перегородки из вертикальных прутьев круглой стали диаметром не менее 15 мм и поперечных полос сечением 60 мм x 5 мм с размером ячеек 200 мм x 100 мм, отделяющие место, предназначенное для размещения допрашиваемого, от остального пространства кабинета. В перегородке предусматривается дверь, оборудованная замком камерного типа. Следственные кабинеты звукоизолируются. Вся мебель жестко крепится к полу. В оконных проемах устанавливаются металлические решетки. В следственных кабинетах устанавливается: - вызывное устройство СТС; - устройство для вызова конвоя; - абонентское устройство оперативной связи.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе – право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48 Конституции Российской Федерации).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
При оценке обеспечения права на доступ к квалифицированной юридической помощи судам следует учитывать, в какой срок с момента ограничения свободы была предоставлена возможность реализации данного права, в том числе посредством связи с защитником (адвокатом) по телефону, длительность и конфиденциальность беседы с защитником (адвокатом) в зависимости от режима мест принудительного содержания.
Установлено, что Сироткин А.Ю. с ** ** ** по настоящее время (с периодическими убытиями) содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, в течение указанного периода времени он многократно выводился из режимных камер на свидания с защитником, которые проходили в следственных кабинетах, оборудованных металлической решеткой.
Как следует из материалов дела, в том числе из представленных фотоматериалов, в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы следственные кабинеты, которые предназначены для встреч следователей и адвокатов с лицами, содержащимися под стражей. Указанные помещения оборудованы решетчатыми перегородками, ячейки которых достаточно велики, имеется отверстие для передачи документов, при этом имеется возможность для ознакомления с материалами уголовного дела и написания собственноручно жалоб и заявлений. В то же время наличие решетчатой перегородки служит целям обеспечения безопасности.
Наличие решетчатых перегородок в следственных кабинетах следственного изолятора, отведенных для свиданий граждан, содержащихся в данном учреждении, с защитниками (адвокатами), не влечет нарушения прав и законных интересов заявителя Сироткина А.Ю., поскольку он не лишен возможности непосредственного общения со своим защитником (адвокатом) и получения юридической помощи, поэтому каких-либо нарушений неимущественных прав заявителя со стороны администрации ФКУ СИЗО-1 не допущено.
Установление решетчатой перегородки обусловлено необходимостью обеспечения безопасности защитника, при этом наличие такой перегородки никак не ограничивает прав защищаемого им лица. При этом решетчатая перегородка, установленная в следственных кабинетах, отличается по своему функциональному назначению от разделительной перегородки, которая установлена в комнатах свиданий лиц, содержащихся в СИЗО-1 с посетителями (родственниками и иными лицами, кроме защитников) и исключающая возможность непосредственной передачи каких-либо предметов.
Кроме того, действующие с 16.07.2022 Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110, указывая, что свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником осуществляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, не содержат каких-либо требований об их обязательном проведении без перегородки.
При этом суд также принимает во внимание, что с жалобами на неудобства общения с защитниками в следственных комнатах, в период с 2018 года до октября 2023 года, то есть вплоть до момента обращения в суд с административным исковым заявлением, Сироткин А.Ю. не обращался. На основании изложенного, суд учитывает, что отсутствие со стороны истца обращений по поводу неудобства общения с защитниками в следственных комнатах свидетельствует о низкой значимости для него заявленных обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Вместе с тем, Сироткиным А.Ю. не представлены объективные доказательства нарушения его прав и законных интересов при проведении свиданий с защитниками. Одних показаний административного истца, по мнению суда, недостаточно для установления факта нарушения его условий содержания. Одновременно со стороны административных ответчиков представлены объективные сведения, свидетельствующие об обеспечении права административного истца на доступ к квалифицированной юридической помощи с предоставлением возможности реализации данного права.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 названного Кодекса решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение, действие (бездействие) не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Следовательно, признание незаконными действий (бездействия) и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Ссылку административного истца на иные судебные решения суд во внимание не принимает, поскольку последние какого-либо преюдиционного значения к обстоятельствам дела не имеют, вынесены при иных установленных обстоятельствах.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, не установлено, суд полагает, что административными ответчиками не нарушены условия содержания Сироткина А.Ю. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми при обстоятельствах и в период, изложенных им в исковом заявлении, нельзя считать, что они несовместимы с уважением человеческого достоинства осужденного, а исполнение уголовного наказания подвергло его страданиям и трудностям, превышающим неизбежный уровень, присущий содержанию в изоляции от общества. Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий от действий должностных лиц, а также вины государственных органов и их должностных лиц, нарушающих личные неимущественные права или нематериальные блага, судом не установлено.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Сироткина А.Ю., поскольку нарушение прав административного истца со стороны ответчиков по настоящему делу не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 111, 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Сироткина Андрея Юрьевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, выраженных в помещении Сироткина А.Ю. в металлическую клетку следственного кабинета во время свиданий с адвокатом, обязании не допускать нарушений при его свидании с адвокатом в условиях ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Р.В. Котов
Мотивированное решение составлено 29.02.2024.