Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-72/2023 ~ М-73/2023 от 30.06.2023

УИД № 70RS0021-01-2023-000131-59

№ 2а-72/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 августа 2023 г.                                                                                                        с. Тегульдет

Тегульдетский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Красова А.В., при секретаре судебного заседания Архиповой П.С., с участием помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Ларькина И.А., представителя административного истца Администрации Тегульдетского района Томской области Хариной Е.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2023 года, действительной до 31.12.2023 года, в отсутствие административного ответчика судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марины Александровны, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области, представителя заинтересованного лица Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района Томской области, представителя заинтересованного лица Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Тегульдетского района Томской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марине Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об оспаривании постановления от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в части взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Тегульдетского района Томской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной М.А. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области Кучиной М.А. об оспаривании постановления от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в части взыскания исполнительского сбора.

Как следует из административного искового заявления, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. 19 июня 2023 год вынесено постановление № 70024/23/85/1922 о взыскании с Администрации Тегульдетского района исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства от 21 марта 2023 года № 26294/23/70024-ИП, предметом исполнения которого является возложение на Администрацию Тегульдетского района обязанности обеспечить выделение денежных средств, необходимого для проведения по правилам ГОСТ 3137-2011 контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../ в срок до 01 февраля 2023 года. Администрация Тегульдетского района с вынесенным постановлением не согласна. На момент возбуждения исполнительного производства Администрация Тегульдетского района не могла исполнить свое обязательство единовременно и в полном объеме в силу объективных, уважительных причин, а именно по причине того, что бюджет Тегульдетского района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утвержден решением Думы Тегульдетского района от 22 декабря 2022 года № 33 «О бюджете Тегульдетского района на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». Предварительно до 01 октября 2022 года бюджет Тегульдетского района направлен на согласование в Департамент финансов, 16 ноября 2022 года прошло рассмотрение проекта консолидированного бюджета Тегульдетского района на заседании комиссии в Администрации Томской области, на котором были доведены объемы ассигнований безвозмездной помощи, средства на обследование образовательных учреждений в данном объеме средств не предусмотрены, так как на 01 октября 2022 года решение суда не вступило в законную силу. В связи с этим, на дату формирования бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов ассигнования на проведение обследования здания образовательного учреждения МКОУ «Белоярская СОШ» не были предусмотрены. В целях исполнения решения суда Тегульдетского района Томской области от 04 октября 2022 года Администрация Тегульдетского района принимала следующие меры:

    - обратилась с просьбой к Департаменту общего образования Томской области о рассмотрении вопроса о выделении финансовых средств для проведения по правилам ГОСТ 3137-2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно - технического обеспечения и сетей инженерно - технического обеспечения здания, МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../ (письмо Администрации Тегульдетского района от 13 января 2023 года № ИД- 87);

    - Вела поиск специализированной организации, имеющей лицензию на обследования зданий по ГОСТ 3137-2011 для определения стоимости обследования здания МКОУ «Белоярская СОШ», так как стоимость обследования была не определена;

    - в связи с отсутствием денежных средств по исполнению решения суда Тегульдетского района от 04 октября 2022 года подала заявление в Тегульдетский районный суд о предоставлении отсрочки по исполнению решения Тегульдетского районного суда. Определением Тегульдетского районного суда Томской области от 7 апреля 2023 года отказано в удовлетворении заявления Администрации Тегульдетского района о предоставлении отсрочки исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области;

    - в Судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда Администрацией Тегульдетского района подана частная жалоба об отмене определения Тегульдетского районного суда Томской области от 7 апреля 2023 года и вынесении нового определения, которым отсрочить исполнение решения Тегульдетского районного суда Томской области. 06 июня 2023 года Судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда вынесено апелляционное определение. Определение Тегульдетского районного суда Томской области от 7 апреля 2023 года об отказе Администрации Тегульдетского района в предоставлении отсрочки исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области от 04 октября 2022 года, оставлено без изменения;

    -обратилась с просьбой к Губернатору Томской области о рассмотрении вопроса о выделении финансовых средств для проведения по правилам ГОСТ 3137- 2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно- технического обеспечения здания, МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../ (письмо Администрации Тегульдетского района от 15 июня 2023 года № ИД-1027).

В срок, установленный для добровольного исполнения постановления УФССП России по Томской области, Администрацией Тегульдетского района было направлено сообщение судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А с изложением объективно непредотвратимых обстоятельств, делающих невозможным добровольное исполнение судебного решения в срок, установленный для добровольного исполнения (письмо Администрации Тегульдетского района 30 марта 2023 года № ИД-589).

Административный ответчик полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора, в рамках исполнительного производства от 21 марта 2023 года № 26294/23/70024-ИП вынесено без учета вины Администрации Тегульдетского района, которая своими действиями и принятыми мерами надлежащим образом подтвердила, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано уважительными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами.

На сегодняшний день Администрацией Тегульдетского района найдена специализированная организация, имеющая лицензию на обследование здания по ГОСТ 3137-2011 для определения стоимости обследования здания МКОУ «Белоярская СОШ» (смета от 19 июня 2023 года).

Получено письмо от заместителя Губернатора Томской области по территориальному развитию о рассмотрении вопроса о выделении финансовых средств на обследование здания МКОУ «Белоярская СОШ» по ГОСТ 3137- 2011 (письмо от 22 июня 2023 года № АР-27-351).

На основании письма, полученного от заместителя Губернатора Томской области по территориальному развитию, Финансовый отдел Администрации Тегульдетского района обязуется предусмотреть ассигнования для проведения по правилам ГОСТ 3137-2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения здания, МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../ (письмо Финансового отдела Администрации Тегульдетского района от 30 июня 2023 года № 60).

Администрацией Тегульдетского района предприняты все возможные меры по обеспечению выделения денежных средств, необходимых для проведения по правилам ГОСТ 3137-2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно - технического обеспечения и сетей инженерно - технического обеспечения здания, МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../.

Таким образом, у судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А. отсутствовали основания для применения к Администрации Тегульдетского района ответственности в виде исполнительского сбора за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа от 21 марта 2023 года № 26294/23/70024-ИП.

Административный истец просит:

    - постановление судебного пристава - исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в части взыскания с Администрации Тегульдетского района исполнительского сбора в сумме 50000 рублей отменить.

    - освободить Администрацию Тегульдетского района от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области Кучиной М.А от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922.

Определением судьи Тегульдетского районного суда Томской области от 17 июля 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Томской области.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Тегульдетского района Томской области Харина Е.В. просила удовлетворить заяваленные требования, по основаниям указанном в административном исковом заявлении. Кроме этого пояснила, что денежные средства в размере 10 %, которые зарабатывает муниципальный район расходуются на первоочередные цели, выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг и т.п.. Денежные средства, для прведения обследования здания образовательного учреждения отсутствуют. В пяти-дневный срок, указанный в постановлении об исполнительном производстве, исполнить в добровольном порядке решение суда не представлялось возможным по объективным причинам, в связи с отсутствием денежных средств. В настоящее время найдена организация, составлена предварительная смета на осуществленние мониторинга здания. Такие денежные средства в бюджете района отсутствуют. На данные цели денежные средства могут быть выделены только из бюджета Томской области. Кроме этого необходимо провести процедуру, предусмотренную Федеральным законом № 44-ФЗ, что так же невозможно в установленный срок. Просит удовлетворить требования, отменить постановление в части взыскания исполнительского сбора, и освободить Администрацию от его уплаты.

В судебном заседании помощник прокурора Тегульдетского района Томской области Ларькин И.А. полагал, что требования подлежат разрешению на усмотрение суда.

В соответствии со статьями 150, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие, административного ответчика судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марины Александровны, представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области, представителя заинтересованного лица Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района Томской области, представителя заинтересованного лица Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа».

Из письменных возражений административного ответчика судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной М.А. следует, что она просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, в связи с тем что должником не доказано отсутствие вины.

Представителем административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области возражений по существу требований, не представлено.

Представителями заинтересованных лиц Районного отдела образования Администрации Тегульдетского района Томской области, Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа», представлены в суд письменные заявления, о том, что с требованиями администрации согласны, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав помощника прокурора Тегульдетского района Томской области Ларькина И.А., исследовав доказательства, суд приходит к следующему:

в силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Оспариваемым постановлением с заявителя взыскан исполнительский сбор. Следовательно, оно непосредственно затрагивало права и законные интересы заявителя и могло быть оспорено в суде.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Оценивая соблюдение срока обращения в суд, суд исходит из следующего:

Согласно статье 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление Федеральной службы судебных приставов, а также на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения Федеральной службой судебных приставов, судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Согласно части 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Административное исковое заявление о признании незаконными решений Федеральной службы судебных приставов, а также решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 2 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.

Оспариваемое постановление вынесено 19 июня 2023 года.

Днем окончания процессуального срока обжалования постановления по количеству рабочих дней является 03 июля 2023 года.

Административный истец направил административное исковое заявление в суд 30 июня 2023 года, согласно штампу входящей корреспонденции Тегульдетского районного суда Томской области административное исковое заявление зарегистрировано 30 июня 2023 года.

Следовательно, установленный частью 3 статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

    Оценивая в соответствии с требованиями пунктом 3, 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность оспариваемого постановления, суд исходит из следующего:

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Аналогичное требование закреплено в части второй статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой вступившее в законную силу судебное решение является обязательным для всех без исключения органов, должностных лиц, граждан и подлежит исполнению в соответствии с требованиями, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Таким образом, составной частью правовой системы Российской Федерации являются Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах каждое участвующее в указанном Пакте государство обязуется обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Как следует из пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2010 года № 4-П, из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации следует, что гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.

Таким образом, своевременное исполнение судебного акта является необходимым условием действенности судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 128 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в суде в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Как следует из части 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно части 2 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

     Как следует из части 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Тегульдетского районного суда Томской области от 04 октября 2022 года удовлетворен иск прокурора Тегульдетского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений, к Администрации Тегульдетского района Томской области о возложении обязанности по обеспечению финансирования необходимого для устранения нарушений законодательства о безопасности зданий, сооружений Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа», к районному отделу образования Администрации Тегульдетского района о возложении обязанности по доведению выделенных главным распорядителем денежных средств Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Белоярская средняя общеобразовательная школа».

Указанным решением, в том числе, постановлено:

    «Возложить обязанность на Администрацию Тегульдетского района Томской области по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания МКОУ «Белоярская СОШ», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 февраля 2023 года.».

Решение вступило в законную силу 08.11.2022 года.

Судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной М.А. 21 марта 2023 года возбуждено исполнительное производство № 26294/23/70024-ИП, Администрации Тегульдетского района Томской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, вытекающих из исполнительного документа, со дня получения копии названного постановления.

В пункте 3 постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупредил должника, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения документа, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.

Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией Тегульдетского района Томской области 28 марта 2023 года.

Таким образом, согласно положениям части 12 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», требования исполнительного документа должны были быть исполнены до 03 апреля 2023 года включительно.

Требования исполнительного документа в установленный срок должником добровольно исполнены не были.

Согласно кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04 октября 2019 года №18-КА19-47 освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Как следует из указанного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

В силу положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснил, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы. Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

При этом, в абз. 1 пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размере установленного ч. 3 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размере исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались ( ч.ч. 6, 7, 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», часть 3 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так при разрешении вопроса о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области Кучиной М.А. 21 марта 2023 года возбуждено исполнительное производство № 26294/23/70024-ИП, в котором Администрации Тегульдетского района Томской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, вытекающих из исполнительного документа, со дня получения копии названного постановления.

Указанное постановление о возбуждении исполнительного производства получено Администрацией Тегульдетского района Томской области 28 марта 2023 года, что подтверждается штампом на копии указанного постановления.

Суд учитывает, что административным истцом исполнение решения Тегульдетского районного суда Томской области от 04 октября 2022 года началось ранее, чем было возбуждено исполнительное производство по нему.

Так, 13 января 2022 года Администрация Тегульдетского района Томской области обратилась с письмом к начальнику департамента общего образования Томской области с просьбой о выделении финансовых средств на исполнение указанного решения Тегульдетского районного суда Томской области, что подтверждается копией письма. Как следует из письма начальника департамента общего образования Томской области от 13.03.2023 года следует, что возможность по финансированию работ обследования зданий общеобразовательных организаций отсутствует.

Также суд учитывает, что административным истцом после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства истцом проводится работа, направленная на исполнение решения суда.

Так, Администрация Тегульдетского района Томской области 30 марта 2023 года обратилась с письмом к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной М.А., в котором указано о невозможности исполнения решения суда, приведены доказательства отсутствия денежных средств, что подтверждается копией письма.

    Как следует из материалов дела и документов исполнительного производства № 26294/23/70024-ИП Администрацией района было подано заявление в Тегульдетский районный суд о предоставлении отсрочки по исполнению решения Тегульдетского районного суда. Определением Тегульдетского районного суда Томской области от 7 апреля 2023 года отказано в удовлетворении заявления Администрации Тегульдетского района о предоставлении отсрочки исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области. Судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда 6 июня 2023 года, указанное определение Тегульдетского районного суда Томской области от 7 апреля 2023 года оставлено без изменения.

15 июня 2023 года Администрация Тегульдетского района Томской области направила письмо Губернатору Томской области с просьбой о выделении финансовых средств на исполнение указанного решения Тегульдетского районного суда Томской области, что подтверждается копией письма.

Как следует из копии письменного ответа заместителя Губернатора Томской области по территориальному развитию от 22 июня 2023 года, вопрос о выделении финансовых средств на проведение обследование школ будет рассмотрен по итогам исполнения бюджета Томской области за первое полугодие 2023 года.

Как следует из копии Сметы обмерно-обследовательских работ, Обществом с ограниченной ответственностью «Сибирская проектная компания» 19 июня 2023 года произведен расчет обмерных работ по обследованию здания школы.

Таким образом, и представленных суду документов следует, что административным истцом предпринимаются необходимые меры для исполнения решения Тегульдетского районного суда Томской области от 04 октября 2022 года в разумные сроки.

Суд приходит к выводу, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в срок до 1 февраля 2023 года невозможно, вследствие объективных обстоятельств.

Суд также учитывает и то, что административный истец является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязан использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

А именно, суд учитывает и то, что фактическое исполнение решения суда от 04.10.2022 года по обеспечению финансирования (выделению денежных средств), необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» контрольную проверку и (или) мониторинг состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: /...../ в установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5-тидневный срок у истца отсутствовала, так как для исполнения решения суда в полном объеме должнику необходимо было произвести следующие этапы: формирование плана закупок и плана-графика закупок, подготовка и размещение документации для проведения электронного аукциона, процедура проведения электронных торгов, заключение муниципального контракта, в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ, что требует времени более пяти суток.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.

Таким образом, отношения по приобретению товаров для муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это единственный предусмотренный законом порядок приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд. Иного порядка приобретения товаров и услуг законом не предусмотрено.

Таким образом, с учетом того, что административным истцом предпринимались необходимые меры для исполнения решения суда, неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок не было вызвано виновным противоправным поведением должника.

То обстоятельство, что орган местного самоуправления не обеспечил финансирование необходимого для проведения по правилам ГОСТ 31937-2011 контрольной проверки и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций систем инженерно-технического обеспечения здания образовательного учреждения, в установленный постановлением от 21.03.2023 года срок, не указывает на наличие вины административного ответчика по неисполнению судебного решения, так как денежные средства на указанные цели бюджетом на 2023 года не предусматривались, и на момент получения постановления о возбуждении исполнительного производства отсутствовали, и не может являться основанием для взыскания с него исполнительского сбора.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приобретение товаров и услуг органами местного самоуправления городских округов возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.

При этом в силу статьи 70 названного Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.

Из изложенного следует, что к моменту истечения пятидневного срока реальная возможность исполнить решение суда отсутствовала, в связи с чем исполнение решения суда в установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок было невозможно по независящим от должника причинам, при этом Администрацией Тегульдетского района были предприняты необходимые меры для исполнения решения суда.

Таким образом, учитывая установленные по делу обстоятельства, установленный порядок получения денежных средств, а так же установленный порядок приобретения товаров и услуг для муниципальных нужд суд приходит к выводу, что у Администрации Тегульдетского района имелись объективные причины неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок и отсутствует виновное противоправное бездействия должника, при неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок по постановлению о возбуждении исполнительного производства № 26294/23/70024-ИП от 21.03.2023 года.

В судебном заседании изучены материалы исполнительного производства № 26294/23/70024-ИП от 21.03.2023 года, которые не противоречат выводам суда.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора, такие основания судом не установлены. Вина Администрации Тегульдетского района как умышленной форме, так и в форме неосторожности, как элемента субъективной стороны правонарушения, судом не установлена.

Прочие исследованные доказательства так же не противоречат выводам суда.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Административным истцом требование о признании незаконным оспариваемого постановления не заявлялось.

Вместе с тем, судом установлено, что исполнение решения суда должником Администрацией Тегульдетского района Томской области в срок до 1 февраля 2023 года невозможно, вследствие объективных обстоятельств.

Таким образом, требования административного истца об отмене постановления судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марины Александровны от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в части взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению частично по обстоятельствам, указанным выше.

Оценивая исследованные доказательства в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности и взаимосвязи – достаточными для разрешения дела по существу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Администрации Тегульдетского района Томской области к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марине Александровне, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Томской области об оспаривании постановления от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в части взыскания исполнительского сбора удовлетворить частично.

Освободить Администрацию Тегульдетского района Томской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области Кучиной Марины Александровны от 19 июня 2023 года № 70024/23/851922 в рамках исполнительного производства от 21 марта 2023 года № 26294/23/70024-ИП.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тегульдетский районный суд Томской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 августа 2023 года.

Председательствующий                 подпись                        А.В. Красов

2а-72/2023 ~ М-73/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Тегульдетского района Томской области
Ответчики
Судебный пристав исполнитель Межрайонного отдела по ИОВИП УФССП России по Томской области Кучина М.А.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Томской области
Другие
МКОУ "Белоярская СОШ"
Прокурор Тегульдетского района Томской области
РОО Администрации Тегульдетского района Томской области
Суд
Тегульдетский районный суд Томской области
Судья
Красов А.В.
Дело на сайте суда
teguldetsky--tms.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация административного искового заявления
30.06.2023Передача материалов судье
03.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Рассмотрение дела начато с начала
26.07.2023Подготовка дела (собеседование)
26.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
18.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Дело оформлено
12.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее