Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-938/2023 ~ М-802/2023 от 30.05.2023

Дело №2а-938/202337RS0023-01-2023-000948-73

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2023 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Щепеткова В.В.,

при секретаре Погодиной Е.В.,

с участием представителя административного истца Гарбер А.С.,

представителя административного ответчика А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> Воробьева А.В.,

представителя административного ответчика А. Шуйского муниципального района <адрес> Тюрина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес>, А. Шуйского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействие А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по размещению стенда с планом кладбища, общественного туалета, автостоянки, проведению обваловки территории кладбища в <адрес>, кладбища в д.Якиманна и об обязании А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ года» разместить стенд с планом кладбища, общественный туалет, автостоянку, провести обваловку территории кладбища в <адрес>, кладбища в <адрес>

Заявленные требования обоснованы тем, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения А. С. сельского поселения требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что согласно соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения А. Шуйского муниципального района передает А. С. сельского поселения исполнение полномочий по размещению, устройству кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения. На территории С. сельского поселения расположено кладбище в <адрес> 9733 кв. м. (кад. номер ….), кладбище в <адрес> 6346 кв.м. (кад. номер ….). При этом в нарушение требований абз. 3 ч. 1 ст. 2, ст. 8, п. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 1, п. 1 ст. 8, ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 53, 65 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 9.6, 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 А. С. сельского поселения до настоящего времени не приняты меры по обустройству указанного места погребения. На территории вышеуказанного кладбища отсутствуют стенд с планом кладбища, общественный туалет, автостоянка, обваловка территории кладбищ не проведена. Мер для организации указанных мероприятий А. С. сельского поселения не предпринималось.

По факту выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес главы С. сельского поселения Шуйского муниципального района внесено представление. Однако выявленные нарушения до настоящего времени не устранены. Кроме того, по факту выявленных нарушений А. С. сельского поселения привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ. Бездействие А. С. сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного, Шуйский межрайонный прокурор с учетом уточненных административных требований от ДД.ММ.ГГГГ просит признать незаконным бездействие А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес>, в части непринятия мер по размещению стенда с планом кладбища, автостоянки, площадки для накопления ТКО на территории кладбища в <адрес> 9733 кв.м. (кад.номер ….), кладбища в <адрес> 6346 к.в.м. (кад.номер ….); обязать А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> разместить стенд с планом кладбища, контейнерные площадки для накопления ТКО на кладбище в <адрес> 9733 кв.м. (кад.номер ….), кладбища в д.Якиманна 6346 кв.м. (кад.номер …) в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ., а также организовать автомобильную стоянку в соответствии с требованиями «СП 113.13330.2016. свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.; возложить на А. Шуйского муниципального района обязанность обеспечить финансирование мероприятий по размещению стенда с планом кладбища, контейнерных площадок для накопления ТКО на кладбище в <адрес> 9733 кв.м. (кад. номер ….), кладбища в д.Якиманна 6346 кв.м. (кад. номер ….) в соответствии с действующим законодательством, а также по организации автомобильных стоянок в соответствии с требованиями «СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки для автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99* в срок до ДД.ММ.ГГГГ

Представителем административного истца Гарбер А.С. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заявлен отказ от административных исковых требований в части проведения обваловки и размещения общественного туалета на территории кладбищ <адрес> 9733 к.в.м. (кад. номер ….), кладбища в <адрес> 6346 к.в.м. (кад. номер ….). Данный отказ от административных требований принят судом, производство по делу прекращено.

Представитель административного ответчика А. С. сельского поселения Шуйского муниципального район <адрес> Воробьев А.В. не возражал против выполнения мероприятий заявленных в уточненных исковых требований, при наличии финансирования.

Представитель административного ответчика А. Шуйского муниципального района <адрес> Тюрин Е.В., возражали против удовлетворения административных требований.

Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Согласно ст. 8 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом.

Согласно п. 1 ст. 22 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно ст. 8.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений вопросы по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 18, 22 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона, могут быть закреплены за сельскими поселениями.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии с ч. 1, 4 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно- эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно п. 53 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 при устройстве кладбища предусматривается обваловка территории кладбища, подъездные пути, автостоянка.

В соответствии с п. 65 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.

Пунктом 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Пунктом 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N-НС-22/1) установлено, что на кладбище должны быть стенд с планом кладбища, стенд для помещения объявлений и распоряжений А., правил посещения кладбищ, прав и обязанностей граждан, чаши с кранами для полива зеленых насаждений, общественные туалеты, мусоросборники и урны для мусора и т.д.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Ф. от ДД.ММ.ГГГГ N 84 утверждены санитарные правила и нормы "СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которые устанавливают гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздания), эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.

В соответствии с ч. 4 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения -ВВСП от ДД.ММ.ГГГГ А. Шуйского муниципального района передала А. С. сельского поселения полномочия по решению вопросов местного значения, предусмотренных пунктом 22 части 1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно по содержанию мест захоронения. Соглашение заключено на период с 01.01.2023г. по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, обязанность по содержанию кладбищ, в соответствии с имеющимися санитарными требованиями возложена законодательством, а также соглашением -ВВСП от ДД.ММ.ГГГГ. на А. С. сельского поселения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика А. С. сельского поселения имеет место неисполнение полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных п.п. 22 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.17, 18 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".

Осуществление полномочий по решению вопросов местного значения является обязанностью органов местного самоуправления, длительное бездействие административного ответчика по решению вопроса местного значения приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц, в том числе конституционного права на благоприятную окружающую среду. В связи с этим бездействие А. С. сельского поселения создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также угрозу окружающей среде.

Вместе с тем, в нарушение ст.62 КАС РФ административным истцом не доказано наличие законодательно установленного обязательного требования о размещении на кладбище общественного стенда с планом кладбища.

Заявляя указанные требования, Шуйская межрайонная прокуратура ссылается на п.9.6, п.10.18 "МДК 11-01.2002. Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации" (рекомендованы Протоколом Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 01-НС-22/1), в соответствии с которым на кладбище следует предусматривать общественные туалеты и стенд с планом кладбища. Однако данный документ носит только рекомендательный характер. Тем же пунктом 10.18 указанных Рекомендации наряду с общественными туалетами и стендами с планом кладбища рекомендовано предусматривать на кладбищах теневые навесы для отдыха посетителей; переносные стулья, телефоны-автоматы; автоматы газированной воды; чаши с кранами для полива зеленых насаждений; домики для птиц, что является явно избыточным для небольших деревенских кладбищ и не заявляется административным истцом.

Оснований для признания незаконным бездействия А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> в части непринятия мер по размещению на кладбищах стенда с планом кладбища суд не усматривает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что факт незаконного бездействия административного ответчика в указанной части отсутствует, в связи с чем, требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Также суд, в связи с наличием Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца к А. Шуйского муниципального района об обеспечении финансирования мероприятий по размещению стенда, контейнерных площадок а также организации автомобильных стоянок.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Срок на обращение в суд с административным исковым заявлением прокурором не пропущен, поскольку согласно ч.1.1 ст.219 КАС административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Решая вопрос о сроке, в течение которого А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, считает возможным установить данный срок для А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес>, в части непринятия мер по размещению автостоянки, площадки для накопления ТКО на территории кладбища в с.<адрес>ю 9733 кв.м. (кадастровый номер …), кладбища в д.<адрес>ю 6346 кв.м. (кадастровый номер ….).

Возложить на А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> обязанность разместить контейнерные площадки для накопления ТКО на кладбище в <адрес> 9733 кв.м. (кадастровый номер ….), кладбища в д. Якиманна 6346 кв.м. (кадастровый номер ….) в соответствии с действующим законодательством в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а также организовать автомобильную стоянку в соответствии с требованиями «СП 113.13330.2016. свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (утв. Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований к А. С. сельского поселения Шуйского муниципального района <адрес> отказать.

В удовлетворении административных исковых требований к А. Шуйского муниципального района <адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия данного решения суда в окончательной форме.

Об исполнении требований судебного акта административным ответчиком должно быть незамедлительно сообщено в суд.

В соответствии со ст.363.1 КАС РФ за неисполнение или несообщение об исполнении судебного акта органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими органами, организациями, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими и иными лицами, наделенными публичными полномочиями, судом может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, которые установлены статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

Судья В.В. Щепетков

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-938/2023 ~ М-802/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шуйская межрайонная прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Семейкинского сельского поселения Шуйского муниципального района
Другие
Администрация Шуйского муниципального района
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Щепетков Владимир Владимирович
Дело на сайте суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
30.05.2023Регистрация административного искового заявления
30.05.2023Передача материалов судье
01.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Судебное заседание
27.06.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.06.2023Рассмотрение дела начато с начала
02.08.2023Судебное заседание
08.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее