дело № 2а-485/2024
УИД 04RS0004-01-2024-000845-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2024 г. Гусиноозерск
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Фёдорова Д.М.,
при секретаре Хавроновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № г. Гусиноозерска к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России, УФССП России по Республике Бурятия, судебным пристава-исполнителям Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Аредаковой Н.Я. и Майоровой С.С., Федеральной службе судебных приставов России, Селенгинскому РОСП УФССП по Республике Бурятия, судебному приставу-исполнителю Селенгинского РОСП УФССП по Республике Бурятия Ендоновой С.В. об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска (далее - МБОУ СОШ № 1, административный истец) обратилось в суд с административным иском к Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов СОСП по Республике Бурятия ГМУ УФССП России, в котором просит уменьшить размер исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является должником по исполнительному производству № 99196/22/03018-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия по делу № 2-547/2021.
В связи с частичным исполнением требований исполнительного документа, нахождением в тяжелом имущественном положении, административный истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, с 50 000 рублей до 37 500 рублей.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление ФССП России по Республике Бурятия, судебные приставы-исполнители Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Аредакова Н.Я. и Майорова С.С., Федеральная служба судебных приставов России, Селенгинский РОСП УФССП по Республике Бурятия, судебный пристав-исполнитель Селенгинского РОСП УФССП по Республике Бурятия Ендонова С.В.
Представители административного истца, ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представитель административного истца Раева И.А. и административный ответчик судебный пристав-исполнитель Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Майорова С.С. просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно отзыву судебного пристава-исполнителя судебный пристав-исполнитель Майоровой С.С. возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку должником не представлены документы, свидетельствующие об уважительности причин неисполнения требований исполнительного документы в срок, установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Исходя из требований ч.ч. 1, 3, 8 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливается срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и должник предупреждается о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Решением Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска, Администрации Муниципального образования «Селенгинский район» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность здания удовлетворить. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <адрес>, путем заключения путем заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственой Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственой охраны; увеличения срока хранения записей системы видеонаблюдения до 1 месяца; обеспечения территории школы ограждением по всему периметру, в срок до 01.04.2022. Обязать Администрацию муниципального образования «Селенгинский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <адрес>, путем выделения денежных средств на установление ограждений по периметру школы, увеличения срока хранения записей системы видеонаблюдения до 1 месяца; оплаты затрат, связанных с исполнением обязательств по договору об оказании охранных услуг, в срок до 31.12.2021.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 13.12.2021 постановлено: Решение Гусиноозерского городского суда Республики Бурятия от 09.09.2021 года изменить в части установления сроков исполнения решения суда. Обязать Администрацию муниципального образования «Селенгинский район» обеспечить антитеррористическую защищенность здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <адрес>, путем выделения денежных средств на установление ограждений по периметру школы, увеличения срока хранения записей системы видеонаблюдения до 1 месяца; оплаты затрат, связанных с исполнением обязательств по договору об оказании охранных услуг, в срок до 01.03.2022. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска обеспечить антитеррористическую защищенность здания, расположенного по адресу: Республика Бурятия, <адрес>, путем заключения путем заключения договора об оказании охранных услуг с частной охранной организацией либо подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации либо военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; увеличения срока хранения записей системы видеонаблюдения до 1 месяца; обеспечения территории школы ограждением по всему периметру, в срок до 01.07.2022. В остальной части решение суда оставить решение без изменения.
19.05.2022 Гусиноозерским городским судом Республики Бурятия выдан исполнительный лист серии ФС № в отношении должника МБОУ СОШ № 1.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. от 14.07.2022 возбуждено исполнительное производство № 99196/22-03018 ИП.
Пунктами 2,3 указанного постановления МБОУ СОШ № 1 установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с даты получения должником копии постановления. Должник предупрежден об ответственности за неисполнение требований исполнительного документа неимущественного характера в установленный срок – взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Как следует из материалов дела и не оспорено административном истцом (должником по исполнительному производству), с указанным постановлением должник ознакомлен посредством электронного документооборота (личный кабинет ЕПГУ), о чем имеется уведомление о прочтении от ДД.ММ.ГГГГ. Также, копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена представителем должника директором МБОУ СОШ № 1 Раевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представителю должника МБОУ СОШ № 1 вручены требование об исполнении требований исполнительного документа и предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.08.2022.
Согласно материалам дела с постановлением о взыскании исполнительского сбора должник ознакомлен посредством электронного документооборота (личный кабинет ЕПГУ), о чем имеется уведомление о прочтении от ДД.ММ.ГГГГ. Также, копия постановления от 16.08.2022 получена представителем должника директором МБОУ СОШ № 1 Раевой И.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление о взыскании исполнительского сбора должником не обжаловалось в установленный законом срок.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 10.10.2022 и требование.
Определением Гусиноозерского городского суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению должника МБОУ СОШ № предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 31.07.2023 и требование.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. вынесено постановление о передаче исполнительного производства в отношении МБОУ СОШ № 1 в Межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОМИ УФССП России по Республике Бурятия Халудоровой Е.И. от ДД.ММ.ГГГГ принято исполнительное производства к исполнению и направлены должнику требования об исполнении требований исполнительного документа в 10-тидневный срок и до ДД.ММ.ГГГГ предоставлении сведений об оплате исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Бурятия ГМУ ФССП России Аредаковой Н.Я. вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документам - до 14.05.2024.
Также из материалов дела следует, что решение суда не исполнено в части обеспечения территории школы ограждением по всему периметру. Кроме того, определением Гусиноозерского городского суда Республики ФИО4 от 25 октября 2022 Администрации МО «Селенгинский район» была предоставлена отсрочка исполнения решения суда в части финансирования работ по обустройству ограждения по периметру школы до 01 февраля 2023.
Из материалов дела следует, что МБОУ СОШ № 1 является некоммерческой организацией. Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ учредителем общеобразовательного учреждения является администрация муниципального образования «Селенгинский район». Финансирование МБОУ СОШ № 1 осуществляется на основе муниципального задания, утверждаемого учредителем на текущий год.
Согласно представленной переписке заявителя (должника) с судебными приставам исполнителями, Администрацией МО «Селенгинский район» за период с ДД.ММ.ГГГГ денежные средства Администрацией МО «Селенгинский район» до настоящего времени не выделены денежные средства на исполнение требований исполнительного документа, а также на оплату исполнительского сбора в связи с дефицитом бюджета МО «Селенгинский район».
Таким образом, материалами дела подтверждается и сторонами не оспорено, что на дату вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора 16.08.2022 должником не были исполнены требования исполнительного документа, сведения об этом не представлены. Следовательно, у судебного пристава-исполнителя имелись правовые основания для взыскания с должника исполнительского сбора.
Вместе с тем, на основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о возможности уменьшения (снижения) размера исполнительского сбора.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суду предоставлено право с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер.
В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При разрешении заявленных требований, суд исходит из того, что постановление о взыскании исполнительского сбора является законным и обоснованным, основания для освобождения МБОУ СОШ № 1 от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, должник, будучи уведомленным о возбуждении исполнительного производства, в срок, предоставленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, их не исполнил, при этом не представил доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа явилось следствием чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, равно как и доказательств принятия эффективных, действенных мер, направленных на исполнение судебного акта в полном объеме в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок.
Вместе с тем, принимая во внимание принятые должником меры по частичному исполнению судебного акта, доводы о тяжелом имущественном положении должника, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводам о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность должника, и обоснованности заявленных требований. С учетом принципов соразмерности и справедливости, степени вины должника и его имущественного положения, размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП по Республике Бурятия от 16.08.2022 по исполнительному производству № 99196/22/03018-ИП в отношении должника МБОУ СОШ № 1, подлежит уменьшению на одну четверть - до 37 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Селенгинского РОСП УФССП России по Республике Бурятия Ендоновой С.В. от 16.08.2022 по исполнительному производству № 99196/22/03018-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1 г. Гусиноозерска, до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.М. Фёдорова
Решение в окончательной форме принято 27 июня 2024.