№ 2а-142/2022
24RS0029-01-2022-000139-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,
при секретаре Салажан Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края обратилась в суд с исковым заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании постановления судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №, мотивируя тем, что с момента вступления в силу решения суда, администрация Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края не смогла исполнить обязательства по причине отсутствия финансовых средств, в мае 2021 года по договору № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между администрацией Жуковского сельсовета и Центром независимой экспертизы ООО «Квазар» была проведена независимая экспертиза сооружения, которой было установлено, что техническое состояние строительных несущих и ограждающих конструкций строения требует незамедлительного ремонта. Кроме того, в целях определения стоимости ремонтных работ был сделан локально-сметный расчет от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрацией Жуковского сельсовета сделан локальный сметный расчет на восстановительные работы моста через р. Б. Кемчуг в п. Косачи Козульского района на сумму 3597691,20 рублей, без которого невозможно определить масштабы работ по ремонту и объемы необходимого финансирования. Бюджет Жуковского сельсовета не предусматривает расходы на восстановительные работы, так как более чем на 90% является дотационным. Администрация Жуковского сельсовета обратилась в администрацию Козульского района с запросом о выделении средств на восстановление моста. Администрация Козульского района обратилась в Министерство транспорта Красноярского края с просьбой включить ремонт сооружения в программу в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Козульского района подана заявка на дополнительное финансирование на изготовление проектно-сметной документации для проведения работ по ремонту моста в поселке Косачи, которая установит техническое состояние моста и объем работ для приведения сооружения в нормативное состояние. Все меры для надлежащего исполнения обязательства администрацией Жуковского сельсовета Козульского района были предприняты, а умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не было. Кроме того, уплату органом местного самоуправления исполнительского сбора нецелесообразна, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.
В судебное заседание представитель истца администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края не явился, извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Исходя из положений части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 5, частей 11, 12 статьи 30, части 1 статьи 105, частей 1, 3, 6, 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, постановлено возложить на администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края обязанность провести ремонт сооружения - моста, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости: №, №, №, вид объекта: сооружение, назначение объекта недвижимости: сооружение дорожного транспорта, наименование объекта недвижимости: мост, основная характеристика сооружения и её значение: протяженность 147.0 м., введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ., по выполнению строительных работ с учетом заключения Центра независимой экспертизы и оценки ООО «Квазар» от ДД.ММ.ГГГГ: ремонт железобетонных плит устоев моста: усиление фундаментов цементацией, устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство подпорных стенок из сборных блоков бетонных при высоте насыпи до 6 м., устройство гидроизоляции опор мостов и труб обмазочной битумной мастикой двухслойной, разборка бетонных конструкций объемом более 1 м. кубического при помощи отбойных молотков из бетона марки 200, укладка переходных плит сборно-монолитных длиной до 5 м., устройство оснований городских проездов из жесткого (малоцементного) укатываемого бетона толщиной 16 см., при изменении толщины слоя на каждый 1,0 см., добавлять (уменьшать) к расценке 27-06-017-03; ремонт поврежденных двух свай (опор) с монолитным ригелем: установка на опоры автодорожных мостов стреловыми кранами железобетонных пролетных строений балочных длиной до 12м., устройство из монолитного железобетона подферменных площадок и прокладных рядов на суше, устройство монолитных фундаментов труб и опор мостов, усиление монолитного ригеля цементацией.
На основании указанного решения суда судом был выдан исполнительный лист №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю на основании исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В настоящее время исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ не окончено, поскольку решение суда не исполнено.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Козульскому району УФССП России по Красноярскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ с администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 руб., об освобождении от уплаты которого заявлено административным истцом.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Согласно ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. В случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку. В случае предоставления должнику рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительный документ исполняется в той части и в те сроки, которые установлены в акте о предоставлении рассрочки.
Администрация Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края является органом местного самоуправления, и её финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Бюджет администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края дотационный, поэтому помимо целевых средств невозможно, не выделении денежных средств на исполнение решения суда для администрации, как исполнительного органа, является непреодолимым обстоятельством, затрудняющим исполнение решения суда.
По смыслу перечисленных положений закона, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а как следует из вышеуказанных обстоятельств, несвоевременное исполнение требований исполнительного документа не обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника.
При таких обстоятельствах, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований ответственности администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края за неисполнение обязательства, в связи с чем, должник может быть освобожден от взыскания исполнительского сбора и исковые требования необходимо удовлетворить.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края к Отделу судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Козульскому району ГУФССП России по Красноярскому краю ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момент изготовления мотивированного решения.
Судья О.В. Чижикова
Мотивированное решение изготовлено: 01.04.2022