УИД 39RS0№-37
дело №а-237/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2022 г. г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Бондаренко О.С., при секретаре Черемновой М.В.,
с участием заместителя прокурора Краснознаменского района Арутюнова И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснознаменского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Калининградской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Краснознаменского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 39 КАС РФ с административным исковым заявлением, указав, что в ходе мониторинга сети «Интернет» на предмет наличия сайтов, предоставляющих услуги доступа к информации, запрещенной на территории Российской Федерации выявлены страницы Интернет- сайтов <данные изъяты>, на которых размещена запрещенная информация об оказании платных интимных услуг и соответствующие фотоизображения.
Доступ на указанные сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронным варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение - отсутствует.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Просил признать информацию, размещенную на указанных выше страницах сайта запрещенной к распространению в Российской Федерации. В целях ограничения доступа к указанным сайтам, решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Управление Роскомнадзора по Калининградской области, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе посредством размещения информации о дате и времени рассмотрения дела на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет» в срок достаточный для подготовки к участию в деле.
Управление Роскомнадзора по Калининградской области в лице врио руководителя представило письменные объяснения, в котором содержалось ходатайство о проведении судебного заседания без участия Роскомнадзора.
В соответствие со ст.150 КАС РФ неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Выслушав административного истца, уточнившего исковые требования о признании информации запрещенной и включении в реестр одного сайта, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.п.4, 13 ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу ч.ч.1 и 6 ст.10 указанного Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно п.5 ст.15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 названного федерального закона является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение в которой Российской Федерации запрещено.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Частью 1 ст.14 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-1, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка; государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Согласно ч.1 ст.14 ФЗ от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в России», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционны сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио - и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Статьей 5 ч.2 п.2 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию» установлено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Судом установлено, что административным истцом проведен мониторинг Интернет-сайтов.
В результате чего были выявлен сайт с URL-адресом
<данные изъяты> котором в свободном доступе размещена информация, пропагандирующая занятие проституцией.
В подтверждение заявленных требований были представлены заверенные скриншоты вышеуказанного сайта с универсального сервиса проверки ограничения доступа к сайтам и страницам Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации » запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Возможность получения и использования несовершеннолетними свободно распространяемой информации нарушает права последних на информационную безопасность - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному или нравственному развитию. Несовершеннолетние дети являются активными пользователями сети « Интернет », хорошо знакомы с техническими и программными средствами, предназначенными для использования сетью «Интернет», но в силу несформировавшийся психики сильно подвержены возникающим при этом угрозам и не могут в полной мере обеспечить свою психологическую безопасность. Информация размещенная в свободном доступе на вышеуказанном сайте в сети « Интернет » может побудить несовершеннолетних детей к совершению действий, представляющих непосредственную угрозу для их здоровья и жизни, в том числе к возможному причинению вреда своему здоровью.
Указанная информация может причинить вред нормальному развитию детей, поскольку содержит информацию пропагандирующую занятие проституцией.
Вместе с тем, предоставление возможности доступа к такой информации с использованием информационно –телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрашиваемой информации.
Следовательно, в силу ч.6 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация на вышеуказанном сайте может быть признана запрещенной к распространению на территории РФ.
Учитывая изложенное, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, доступ к названному выше сайту, на котором размещен вышеназванный информационный материал должен быть закрыт, требования прокурора о признании информации, размещенной на указанном сайте запрещенной к распространению в Российской Федерации, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Краснознаменского района Калининградской области – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20 июля 2022 года.
Судья.Подпись.
УИД 39RS0№-37
дело №а-237/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
19 июля 2022 г. г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Бондаренко О.С., при секретаре Черемновой М.В.,
с участием заместителя прокурора Краснознаменского района Арутюнова И.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснознаменского района Калининградской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по Калининградской области, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной на страницах сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации Федерации, руководствуясь ст.265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Краснознаменского района Калининградской области – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда является основанием для включения указанного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» и подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться 20 июля 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.С. Бондаренко