Дело № 2а-302/2023
12RS0008-01-2023-000260-65
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Медведево 31 марта 2023 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Крупиной Е.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Лаврентьеву Д.С. о взыскании задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл обратилось в суд с административным исковым заявлением к Лаврентьеву Д.С., в котором просят взыскать задолженность по транспортному налогу
с физических лиц в размере 7 349 руб., заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи иска в суд, указав, что срок для обращения налоговым органом в суд с заявленным требованием пропущен по причине большого объема документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме. Полагают указанную причину пропуска срока уважительной, просят восстановить срок обращения в суд с административным иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее ? КАС РФ) назначено предварительное судебное заседание в целях выявления фактов пропуска сроков обращения в суд с административным исковым заявлением.
В предварительное судебное заседание представитель административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Административный ответчик Лаврентьев Д.С. в предварительное судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по адресу регистрации, судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 138 КАС РФ, с учетом положений п. 1 ст. 165.1 ГК РФ суд полагает возможным провести предварительное судебное заседание без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В силу положений ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе ? налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы
на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе ? транспортные средства), зарегистрированные
в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками ? физическими лицами, исчисляется налоговыми органами
на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств
на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей
по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками ? физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики ? физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лаврентьев Д.С. в заявленный период являлся собственником транспортного средства VOLKSWAGENGETTA, гос. № ..., в связи с чем, являлся плательщиком транспортного налога.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 1123202 от 29 апреля 2015 года, № 89704338 от 06 августа 2016 года, № 48489548 от 09 сентября 2017 года об уплате транспортного налога.
Вместе с тем, административным ответчиком транспортный налог в установленный законом срок не уплачен.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление
о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичная норма содержится в ст. 48 НК РФ, в соответствии с которой заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье ? заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если
в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования
об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу приведенной нормы закона суд обязан проверить соблюдение установленного срока для обращения в суд и выяснить причины его пропуска.
Из материалов дела следует, что в адрес ответчика направлялось требование
№ 18129 по состоянию на 14 декабря 2016 года об уплате транспортного налога
с физических лиц в размере 1 837 руб., пени 7,35 руб., срок добровольной уплаты
до 07 февраля 2017 года; требование № 11738 по состоянию на 29 января 2016 г. об уплате транспортного налога с физических лиц в размере 1 837 руб., пени 29,30 руб., срок добровольной уплаты до 10 марта 2016 года; требование № 3568, по состоянию на 13 февраля 2018 года об уплате транспортного налога с физических лиц в размере 3 675 руб., пени 70,25 руб., срок добровольной уплаты до 29 марта 2018 года.
Таким образом, последним днем для подачи заявления налоговым органом
в суд общей юрисдикции о взыскании задолженности по уплате налога
по требованию № 11738 по состоянию на 29 января 2016 года со сроком исполнения до 10 марта 2016 года являлось 10 сентября 2019 года, поскольку вышеуказанная сумма задолженности не превышает 10 000 рублей.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Медведевский районный суд Республики Марий Эл 21 февраля 2023 года, то есть с пропуском установленного законом срока.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец указывает, что установленный срок был пропущен по причине большого объема документооборота и недостаточности ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме.
Указанное обстоятельство не может быть принято судом в качестве уважительной причины пропуска срока для обращения в суд, поскольку административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, объективных доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права,
не представил. Каких-либо иных уважительных причин, исключающих возможность обращения в суд в установленный законом срок, не представлено. Обстоятельств, позволяющих восстановить пропущенный процессуальный срок, судом не установлено. Таким образом, оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
В силу требований ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
При таких обстоятельствах требования административного искового заявления удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 138, 175–180, 290, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Республике Марий Эл к Лаврентьеву Д.С. (ИНН № ...) о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 7349 руб., восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного иска в суд отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл
в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено 07 апреля 2023 года.