Дело №а-122/2024
УИД 39RS0№-89
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2024 года г. Гвардейск
Гвардейский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Клименко М.Ю.,
при секретаре Аникине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску УФНС России по Калининградской области к Зиминой Светлане Викторовне о взыскании недоимки и пени по налогам,
у с т а н о в и л :
УФНС России по Калининградской области обратилось в суд с административным иском к Зиминой С.В. о взыскании недоимки и пени по налогам, указав, что Зимина С.В., ИНН 391600141667 является плательщиком транспортного налога. Согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД по Калининградской области в собственности Зиминой С.В. находится автомобиль: Опель Омега, №, а также Крайслер Вояджер, №. Согласно расчета транспортного налога в 2019 году, он составил 3475 рублей. В связи с несвоевременной уплатой налога, начислены пени в размере 37,41 рублей. Кроме того, согласно сведениям из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, в собственности у Зиминой С.В. находится квартира по адресу: <адрес>, налог в 2019 году составил 173 рубля, в 2017 – 114 рублей, в 2018 – 125 рублей. В связи с несвоевременной уплатой налога начислены пени в размере 4,44 рублей. Кроме того, Зимина С.В. согласно выписки из ЕГРИП зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Прекратила свою деятельность в качестве предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки в отношении Зиминой С.В. выявлено, что фактически применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налогоплательщик начал с ДД.ММ.ГГГГ, однако соответствующее заявление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности в МИФНС № 10 по Калининградской области представлено ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, налогоплательщиком нарушен предусмотренный налоговым законодательством пятидневный срок для подачи заявления о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД, в связи с чем, на основании ст. 116 ч. 1 НК РФ начислен штраф в размере 10000 рублей, который в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплачен не был. Налоговым органом направлялись требования об уплате задолженности. Требования в добровольном порядке не были исполнены, в связи с чем, истец обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировой судья 2-го судебного участка Гвардейского района ДД.ММ.ГГГГ вынес определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа в отношении Зиминой С.В. В связи с реорганизационными мероприятиями, проходившими в налоговом органе и большой загруженностью, Инспекция не имела возможности обратиться в суд в установленные законом сроки, в связи с чем, просит восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу административного искового заявления и взыскать с Зиминой С.В. недоимку и пени на общую сумму 13928,85 руб.
Представитель административного истца – УФНС России по Калининградской области в судебное заседание не явился, извещен о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Административный ответчик Зимина С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (ст. 45 НК РФ).
В соответствие со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствие со ст. 362 Налогового кодекса РФ - Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствие со ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствие со ст. 401 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории "Сириус") следующее имущество: в т.ч. квартира, комната.
В соответствие со ст. 346.28 НК РФ, организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной настоящей главой, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
В соответствие со ст. 116 Налогового кодекса РФ, нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании Зимина С.В., ИНН № является плательщиком транспортного налога. Так, согласно сведениям МРЭО ГИБДД УМВД по Калининградской области в собственности Зиминой С.В. находится автомобиль: Опель Омега, №, а также Крайслер Вояджер, №.
Согласно расчета транспортного налога в 2019 году, он составил 3475 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику выставлено требование № об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
В связи с несвоевременной уплатой налога, начислены пени в размере 37,41 рублей.
Кроме того, согласно сведениям из Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, в собственности у Зиминой С.В. находится квартира по адресу: <адрес>.
Согласно расчета, налог на имущество в 2019 году составил 173 рубля, в 2017 – 114 рублей, в 2018 – 125 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику выставлено требование № об уплате налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
В связи с несвоевременной уплатой налога начислены пени в размере 4,44 рублей.
Кроме того, Зимина С.В. согласно выписки из ЕГРИП зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. Прекратила свою деятельность в качестве предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки в отношении Зиминой С.В. выявлено, что фактически применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход налогоплательщик начал с ДД.ММ.ГГГГ, однако соответствующее заявление о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности в МИФНС № 10 по Калининградской области представлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решением №1 от ДД.ММ.ГГГГ Зимина С.В. привлечена к ответственности в связи с тем, что ею нарушен, предусмотренный налоговым законодательством, пятидневный срок для подачи заявления о постановке на учет организации в качестве налогоплательщика ЕНВД в виде штрафа в размере 10000 рублей, который подлежал уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщику выставлено требование № об уплате штрафа в срок до ДД.ММ.ГГГГ, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
Мировой судья 2-го судебного участка Гвардейского судебного района ДД.ММ.ГГГГ вынес определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Зиминой С.В. недоимки по налогам и пени, в связи с пропуском срока.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с частью 2 названной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК РФ). Аналогичные требования установлены в части 2 ст. 286 КАС РФ.
Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Зиминой С.В., указанный в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, истекал ДД.ММ.ГГГГ, к мировому судье 2-го судебного участка Гвардейского судебного района Калининградской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей отказано в принятии заявления.
При этом в суд с административным иском о взыскании указанной задолженности административный истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
Пункт 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусматривает, что в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение должником копии судебного приказа в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия должника в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства, и другие.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, в качестве уважительной причины пропуска данного срока административный истец ссылается на тот факт, что ранее существовавшая МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Калининградской области переименована в МИФНС России №7 по Калининградской области и наделена полномочиями по централизованному и единоличному на всей территории Калининградской области применению мер взыскания задолженности по администрируемым налоговым органом платежам в отношении налогоплательщиков, вне зависимости от места их учета в налоговых инспекциях Калининградской области, произведена централизация отдельных функций по урегулированию и взысканию задолженности с индивидуальных предпринимателей, юридических и физических лиц. Для реализации указанного проекта разрабатывалось специализированное программное обеспечение АИС «Налог-3», которое по настоящее время модернизируется в целях взыскания задолженности с налогоплательщиков, с учетом расширения полномочий Инспекции №7 и с учетом изменений процессуального законодательства о порядке взыскания обязательных платежей, кроме того, временные затраты на перепрофилирование и укомплектование штатного состава Инспекции №7, прием – передача материалов отношении налогоплательщиков из территориальных налоговых органов Калининградской области в специализированную Инспекцию №7 для взыскания задолженности, также повлияли на незначительное превышение срока обращения с административным исковым заявлением. То есть, в связи с централизацией функций и большой загруженностью Инспекция не имела возможности обратиться в суд в установленные законом сроки.
Суд, исследовав материалы дела и оценив доводы УФНС России по Калининградской области о наличии оснований для восстановления срока на обращение в суд, приходит к выводу, что уважительных причин, наличие которых препятствовало налоговой инспекции в предусмотренный законом срок обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и в районный суд с иском о взыскании задолженности, не имелось. Причины организационного и административного характера, вызвавшие пропуск срока обращения в суд, не могут быть признаны уважительными, поскольку не являются исключительными, препятствующими своевременному обращению в суд с заявлением о вынесении судебного приказа в целях осуществления возложенных на налоговый орган обязанностей по контролю и надзору в области налогов и сборов, поскольку именно осуществление такой деятельности является одной из основных задач налоговых органов (статьи 32, 33 Налогового кодекса РФ). У административного истца имелась реальная возможность обратиться за судебной защитой в установленные законом сроки.
Таким образом, несоблюдение УФНС России по Калининградской области установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с иском о взыскании недоимки по налогу, пени, является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 391600141667 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 3475 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 37,41 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░ 114, ░░ 2018 ░░░ ░ ░░░░░ 125 ░░░░░░, ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░ 173 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4,44 ░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 10000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░