Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-6199/2023 от 10.10.2023

УИД 05RS0038-01-2023-006181-93

№2а-6199/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 16.11.2023

Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан

в составе председательствующего Ершова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Рагимове Т.Ш.,

с участием:

административного ответчика Рабаданова Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы к Рабаданову Раджабу Рабадановичу о взыскании недоимки по налогу,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы обратилось в суд с административным иском к Рабаданову Раджабу о взыскании недоимки по транспортному налогу в размере 11 457 рублей за 2019-2020 годы и пени в размере 6 588,22 рублей, недоимки по земельному налогу 301 рублей и пени в размере 216,88 рублей.

В обоснование иска указывает на то, что за административным ответчиком в отчетный налоговый период числилось следующее имущество: автомобиль Мерседес Бенц с ГРЗ Е951РЕ05, земельный участок с к/н 05:40:000054:263. В связи с тем, что земельный налог в размере 301 рублей за 2019 год и транспортный налог в размере 11 457 рублей за 2019-2020 годы, административному ответчику выставлены требования №10423 от 12.02.2021, №84289 от 19.12.2021, №58065 от 14.08.2021, в которых сообщалось о наличии задолженности по налогу и пени, а также необходимости уплаты указанной задолженности. Однако в добровольном порядке задолженность по налогам погашена не была. Также, указывает, что был соблюден порядок взыскания налоговой задолженности в порядке приказного производства.

В судебном заседании Рабаданов Р.Р. возражал против удовлетворения иска, указывая, что налоговые уведомления по адресу местожительства не получал, просил отказать в удовлетворении иска.

ИФНС России по Советскому району г.Махачкалы, надлежаще извещенная, своего представителя в суд не направила, ходатайств об отложении судебного заседания не заявила, в связи с чем суд приходи к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии представителя административного истца.

Заслушав административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 под. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 ст. 45 НК РФ Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).

Ст. 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

По смыслу приведенных норм права, как правило, плательщиками транспортного налога признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ (в редакции закона, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) суммам налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Пунктом 4 ст. 52 НК РФ установлено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2010 № 468-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Д.В. и Д.Е. на нарушение их конституционных прав ст. 52 и п. 6 ст. 69 НК РФ» в соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 ст. 57 НК РФ предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.

Таким образом, в случае, когда обязанность по исчислению налога возложена на налоговый орган, до дня получения налогоплательщиком соответствующего налогового уведомления способами, указанными в ст. 52 НК РФ, обязанность по уплате такого налога у налогоплательщика не возникает.

Из содержания приведенных норм усматривается, что обязанности налогоплательщика произвести своевременно и в полном объеме уплату налога корреспондирует обязанность налогового органа также своевременно направить в адрес налогоплательщика налоговое уведомление с указанием подлежащего уплате размера налога и срока его уплаты. В противном случае на гражданина возлагается бремя несения неблагоприятных последствий в виде уплаты пени, тогда как противоправность в его поведении отсутствует.

В материалах дела имеются налоговое уведомление №19995589 от 01.09.2020 о наличии недоимки по транспортному налогу в размере 6195 рублей и недоимки по земельному налогу за 2019 в размере 301 рублей, а также налоговое уведомление №9465922 от 01.09.2021 о наличии недоимки по транспортному налогу в размере 5262 рублей за 2020 год.

Между тем, материалы дела не содержат сведения о направлении налоговым органом в адрес административного ответчика указанных налоговых уведомлений. На дату формирования налоговых уведомлений административный истец располагал сведениями о месте жительстве административного ответчика, вместе с тем по данному адресу налоговое уведомление ему не направлялось, доказательств, подтверждающих наличие факта направления либо личного вручения налоговых уведомлений, не представлено.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 422-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ, проанализировав положения ст. 45, п. 2 ст. 48, ст. 52, п. 5 ст. 75 НК РФ, указал, что названные нормы не предполагают возможности начисления пени на суммы налогов, право на взыскание которых утрачено. Это связано с тем, что пени носят акцессорный характер и не могут взыскиваться, если обязанность по уплате налога отсутствует или сроки на его принудительное взыскание истекли. Таким образом, пени могут взыскиваться только в случае своевременного принятия инспекцией мер к принудительному взысканию налога.

В пункте 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» Пленум ВАС РФ разъяснил, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Учитывая, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2019-2020 годы, недоимки по земельному налогу за 2019 год, то и обязанность по уплате пени, начисленной на недоимки по земельному и транспортному налогу за указанные периоды, у административного ответчика также не возникла.

На основании изложенного административный иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. ст. 175 - 180, 289 - 290 КАС РФ, судья

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.11.2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░

2а-6199/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС России по Советскому району г. Махачкалы
Ответчики
Рабаданов Раджаб Рабаданович
Суд
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Ершов Данил Владимирович
Дело на сайте суда
lenynskiy--dag.sudrf.ru
10.10.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
10.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2023Подготовка дела (собеседование)
30.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее