Дело № 2а-24/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2022 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Смолиной Т.М. при секретаре Мальчихиной Л.В., рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разместить на официальном сайте поселения информацию о медицинских организациях,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора Нижнеомского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неразмещении на официальном сайте поселения информации о медицинских организациях в соответствии с требованиями Приказа Минздрава России от 30.12.2014 г. № 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязать администрацию Паутовского сельского поселения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить вышеуказанную информацию на официальном сайте поселения во вкладке «Медицина».
Требование мотивировано тем, что прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении в деятельности администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.12 Требований к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а именно: на официальном сайте административного ответчика во вкладке «Медицина» не размещена информация о деятельности медицинских организаций, муниципальной системы здравоохранения.
Административный истец и.о. прокурора Нижнеомского района Омской области Кущий В.О. в судебном заседании уточнил заявленные требования, пояснив, что административному ответчику на официальном сайте поселения требуется разместить информацию о деятельности муниципальной системы здравоохранения, медицинских организациях, оказывающих на территории сельского поселения бесплатную медицинскую помощь, в настоящее время это БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ», структурным подразделением которой является Паутовский фельдшерско-акушерский пункт. Информация должна включать полное наименование учреждения, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети "Интернет". В остальной части заявление поддержал по доводам, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 14 ст.79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями.
Согласно ч.15 ст.79.1 указанного Закона информация, предоставление которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в сети "Интернет" в соответствии с требованиями к ее содержанию и форме предоставления, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 12 Требований к содержанию и форме информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных приказом Минздрава РФ от 30.12.2014 г. № 956н, на официальном сайте органа местного самоуправления формируются разделы: "Медицинские организации", в котором размещается информация, содержащая сведения о деятельности медицинских организаций, муниципальной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети "Интернет"; "Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями", в котором размещается информация о результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.
Установлено, что прокуратурой Нижнеомского района Омской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении в деятельности администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.
В ходе проверки выявлено следующее нарушение: информация о деятельности медицинских организаций, результатах независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения на официальном сайте поселения во вкладке «Медицина» не размещена. По данному факту прокурором в адрес административного ответчика внесено представление (л.д. 5-6).
Как видно из ответа администрации Паутовского сельского поселения от 20.12.2021 г., представление рассмотрено и признано обоснованным, по состоянию на указанную дату указанные в представлении нарушения не устранены (л.д. 7).
В результате мониторинга интернет-сайта Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области 27.12.2021 г., 27.01.2022 г. установлено, что указанная в административном иске информация на официальном сайте муниципального образования не размещалась.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с ч.1 ст.79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности.
Согласно ч.2 ст.79.1 указанного Закона независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации о медицинской организации; комфортность условий предоставления медицинских услуг, в том числе время ожидания предоставления медицинской услуги; доброжелательность, вежливость работников медицинской организации; удовлетворенность условиями оказания услуг, а также доступность медицинских услуг для инвалидов.
Следовательно, отсутствие сведений о медицинских организациях, оказывающих бесплатную медицинскую помощь, не позволяет в полной мере обеспечить реализацию целей законодательства об охране здоровья граждан, ограничивает возможность получения гражданами информации, указанной в ч.2 ст.79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Размещение указанной информации на сайтах органов государственной власти, муниципального района не освобождает орган местного самоуправления сельского поселения от исполнения возложенной на него федеральным законодательством обязанности.
Исполнение органом местного самоуправления данной обязанности направлено на обеспечение гарантированного законом права граждан на доступность информации о деятельности медицинских организаций на территории конкретного муниципального образования.
Бездействие, допущенное органом местного самоуправления, является незаконным, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку не соблюдается принцип прозрачности (открытости) деятельности в области здравоохранения, ограничивается предусмотренное законом право граждан на получение информации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление и.о. прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности разместить на официальном сайте поселения информацию о медицинских организациях удовлетворить с учетом его уточнения.
Признать незаконным бездействие администрации Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.
Обязать администрацию Паутовского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте поселения информацию о деятельности медицинских организаций, муниципальной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, контактные телефоны, номера телефонов справочных служб, адреса электронной почты, виды и профили оказываемой медицинской помощи, а также ссылки на официальные сайты медицинских организаций в сети "Интернет".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня ознакомления с решением в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.
Судья
Копия верна
Судья Секретарь
Решение в окончательной форме изготовлено 28.01.2022 года