УИД 74RS0017-01-2023-001724-48
Дело № 2а-1978/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 мая 2023 года г. Златоуст
Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Барашевой М.В.,
при секретаре Валиахметовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1978/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области к Васильевой Олесе Александровне о взыскании задолженности по налогам, пени,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 21 по Челябинской области (далее - МИФНС России № 21) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Васильевой О.А. о взыскании транспортного налога за 2017, 2018, 2019 года в сумме 1123 рубля 00 копеек и пени в сумме 165 рублей 88 копеек (л.д. 4-5).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Васильева О.А. является собственником транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения. Налоговым органом исчислен транспортный налог за 2017 год в сумме 1 025 рублей 00 копеек, за 2018 год в сумме 2460 рублей 00 копеек и за 2019 год в сумме 1648 рублей 00 копеек, о чем в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление. В связи с тем, что налогоплательщиком в установленный законом срок налог не уплачен, начислена пеня по транспортному налогу за 2017 год в сумме 57 рублей 67 копеек, за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 34 рубля 09 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 70 рублей 85 копеек, за 2019 год за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 3 рубля 27 копеек. Сумма транспортного налога частично уплачена, задолженность составила 1 123 рубля 00 копеек и пени по транспортному налогу 165 рублей 88 копеек. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, Васильевой О.А. направлены требования об уплате налога № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, с предложением добровольной уплаты задолженности. Задолженность до настоящего времени не погашена. Просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным иском.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания по делу о взыскании обязательных платежей и санкций, не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога в отношении объектов налогообложения признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в частности автомобили.
В силу ст.362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 85 НК РФ установлено, что органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы.
Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога, за исключением случаев, когда транспортное средство не признается объектом налогообложения (в том числе находится в розыске), либо возникновения права на налоговую льготу, не установлено.
В силу статьи 2 Закона № 114-ЗО от 28.11.2002 «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 7,7 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 20 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно - 50 руб., для автобусов с мощностью двигателя свыше 200 л.с. - 100 руб.; для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 руб.
Согласно ч.1 ст.363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, что предусмотрено п.3 вышеназванной статьи.
Из материалов дела следует, что Васильева О.А. является собственником легкового автомобиля Хундай Солярис, государственный регистрационный знак Р338РЕ174, мощность двигателя – 123 л.с., признаваемого объектом налогообложения.
Как следует из материалов дела, за 2017, 2018, 2019 года административному ответчику начислен транспортный налог.
В порядке ст. 52 НК РФ налогоплательщику направлялись налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога за 2018 год в сумме 2 460 рублей 00 копеек (л.д. 14), в котором предлагалось оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом транспортного налога за 2019 год в сумме 1648 рублей 00 копеек, в котором предлагалось оплатить налог в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога за 2017 год в сумме 1025 рублей 00 копеек, начислены пени в сумме 57 рублей 67 копеек; за 2018 год в сумме 2460 рублей 00 копеек, начислены пени в размере 34 рубля 09 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 70 рублей 85 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Транспортный налог в сумме 515 рублей 00 копеек и пени до настоящего времени в бюджет не перечислены. За 2019 год исчислен транспортный налог за 2019 год в сумме 1648 рублей 00 копеек и пени в размере 3 рубля 27 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени транспортный налог за 2019 год в сумме 608 рублей 00 копеек и пени в бюджет не перечислены.
В порядке ст. 69, ст. 70 НК РФ в связи с неперечислением задолженности в установленный законом срок, в адрес Васильевой О.А. направлены требования: № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной оплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в сумме 1 137 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 4 рубля 28 копеек; № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной оплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по транспортному налогу в сумме 59 рублей 68 копеек; № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной оплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в сумме 2 548 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 35 рублей 31 копейку; № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной оплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени по транспортному налогу в сумме 73 рубля 65 копеек; № от ДД.ММ.ГГГГ с предложением добровольной оплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу в сумме 1 745 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу в сумме 3 рубля 46 копеек (л.д. 9-13).
Требования налогового органа должником в полном объеме добровольно не исполнены, доказательств обратного не предоставлено. Остаток задолженности по транспортному налогу составил 1 123 рубля 00 копеек, пени по транспортному налогу – 165 рублей 88 копеек.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 03.07.2019).
В соответствии с п.2 указанной статьи заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в ред. Федерального закона от 03.07.2019).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федерального закона от 03.07.2019).
Согласно п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Установленный ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Васильевой О.А. недоимки по транспортному налогу по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ).
Административный истец обратился в Златоустовский городской суд с данным административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с административным иском.
Сведений об обращении МИФНС России № 21 по Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Васильевой О.А. задолженности по страховым взносам, налогам в материалах дела не имеется.
Административный истец просит восстановить срок подачи заявления в суд, указывая на то, что в процессе подготовки документов для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении налогоплательщика произошел технический сбой, что привело к невозможности направления документов в установленный срок.
Суд полагает, что указанные административным истцом обстоятельства не могут расцениваться как уважительные причины пропуска налоговым органом срока для обращения в суд, поскольку налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания.
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика) и оно направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для восстановления административному истцу срока обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и налогам, и, как следствие, для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований к Васильевой Олесе Александровне о взыскании задолженности по налогам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Челябинской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, его вынесший.
Председательствующий М.В. Барашева
Мотивированное решение составлено