УИД: 04OS0000-01-2023-000267-14
3а-251/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 августа 2023 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Маншеевой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кричигиной Натальи Анатольевны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Кричигина Н.А. обратилась с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в обоснование заявленных требований, что решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 сентября 2020 года на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Минсоцзащиты РБ), ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» была возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда вместо ранее предоставленного аварийного жилья. 19 февраля 2022 года было возбуждено исполнительное производство, однако на момент обращения в суд решение не исполнено, в связи с чем просила взыскать компенсацию в размере 150 000 руб. и судебные расходы в размере 300 руб.
Административный истец Кричигина Н.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела по месту жительства заказным письмом с уведомлением о вручении, в судебное заседание не явилась. Почтовая корреспонденция была возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения, в связи с чем в соответствии с ч.2 ст.100 КАС РФ административный истец считается извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Представители административных ответчиков - Министерства финансов Республики Бурятия, Минсоцзащиты РБ в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В письменных возражениях на административный иск представители Министерства финансов Республики Бурятия Жалсанова Е.С., Минсоцзащиты РБ Баннова Е.А., действующие на основании доверенностей, просят отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточность средств федерального и республиканского бюджетов, отсутствие вины Минсоцзащиты РБ, которым приняты необходимые меры для исполнения решения, а также в связи с необоснованностью заявленной суммы компенсации.
Представитель административного соответчика РГУ «Центр социальной поддержки населению» (процессуальный правопреемник ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья»), заинтересованного лица Федеральной службы судебных приставов России в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении судебной корреспонденции.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив представленные доказательства, исследовав материалы гражданского дела №<...>., исполнительного производства №<...> приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 сентября 2020 года на Минсоцзащиты Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» возложена обязанность предоставить Кричигиной Н.А. иное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам взамен предоставленного ей ранее жилого помещения в <...>. 14 декабря 2020 года после апелляционного обжалования решение вступило в законную силу.
19 января 2021 года Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ выданы исполнительные листы серии <...> в отношении должника Минсоцзащиты РБ и серии <...> в отношении должника ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья». 20 января 2021 года указанные исполнительные листы направлены почтовой связью Кричигиной Н.А.
На основании поступившего 18 февраля 2021 года от взыскателя исполнительного листа серии <...> ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия 19 февраля 2021 года возбуждено исполнительное производство №<...> в отношении должника ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья», которому был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения указанного постановления.
В отношении Минсоцзащиты РБ исполнительный лист направлен не был, исполнительное производство не возбуждалось.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 28 апреля 2021 года с должника в связи с неисполнением решения взыскан исполнительский сбор.
В этот же день в адрес должника направлено предупреждение о возможности привлечения к уголовной ответственности, предусмотренной ст.315 Уголовного кодекса РФ, за злостное неисполнение судебного решения и требование о необходимости в 60-дневный срок со дня поступления настоящего требования исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. В установленный срок требование не исполнено.
Постановлением заместителя начальника Отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей по г.Улан-Удэ от 10 декабря 2021 года ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя.
3 марта 2022 года, 10 мая 2023 года, 9 июня 2023 года, 31 июля 2023 года в адрес должника вновь направлялись требования о необходимости исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе. В установленные сроки требования не исполнены.
Исполнительный лист серии <...> в отношении должника Минсоцзащиты РБ в службу судебных приставов не поступал, исполнительное производство в отношении Минсоцзащиты не возбуждалось.
31 июля 2023 года Кричигина Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Согласно ч.4 ст.250 КАС РФ и разъяснениям, данным в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление №11) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 5 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, в случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (часть 8 статьи 3 Закона о компенсации, часть 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Поскольку решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 сентября 2020 года не установлен срок для исполнения решения суда, оно в соответствии со ст.36 Федерального закона от 2 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон об исполнительном производстве) должно быть исполнено в двухмесячный срок, следовательно, требования к сроку предъявления настоящего заявления о компенсации Кричигиной Н.А. соблюдены, так как административный иск направлен в Верховный Суд Республики Бурятия через районный суд 31 июля 2023 года, то есть по истечении 6 месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу и со дня истечения срока исполнения решения суда.
Отсутствие исполнительного производства в отношении должника Минсоцзащиты РБ не является препятствием к обращению в суд и для взыскания компенсации, поскольку решение подлежит исполнению независимо от возбуждения исполнительного производства.
В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления №11, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта. Поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причинённом неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда.
Вместе с тем в соответствии с п.7 ч.2 ст.252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (ч.ч. 3 и 4 ст.258 КАС РФ).
В пункте 46 Постановления указано, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьёй 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (ч.5 ст.253 КАС РФ, п.13 ст.242.3, п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5 БК РФ).
В пункте 48 Постановления указано, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (ч.4 ст.10 КАС РФ, ч.4 ст. 6.1 ГПК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 55 Постановления при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч. 5 ст. 353 КАС РФ, ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Как следует из материалов дела, решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 29 сентября 2020 года об обязании Минсоцзащиты РБ, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» предоставить Кричигиной Н.А. благоустроенное жилое помещение вступило в законную силу 14 декабря 2020 года, 18 февраля 2021 года исполнительный лист в отношении должника ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» был предъявлен в службу судебных приставов, 19 февраля 2021 года возбуждено исполнительное производство.
Продолжительность исполнения решения с момента поступления исполнительного листа на исполнение судебному приставу-исполнителю (18 февраля 2021 года) до вынесения настоящего решения составила 2 года 6 месяцев 4 дня; с момента вступления в законную силу решения Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ (14 декабря 2020 года) до вынесения настоящего решения срок исполнения составил 2 года 8 месяцев 8 дней.
На протяжении всего периода исполнения Минсоцзащиты РБ, РГУ «Центр социальной поддержки населения» не предлагало Кричигиной Н.А. какое-либо жилье во исполнение судебного решения, в том числе временное, или находящееся в других населённых пунктах Республики Бурятия.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Жилое помещение по решению суда предоставлялось Кричигиной Н.А., относящейся к категории детей-сирот, в связи с непригодностью для проживания ранее предоставленного ей по тому же основанию жилого помещения. Для такой категории граждан государственная поддержка в жилищном вопросе имеет особое значение, поэтому предоставление жилья должно осуществляться в кратчайшие сроки.
Продолжительность неисполнения судебного акта без уважительных причин более 2 лет 8 месяцев с момента вступления решения в законную силу не может быть признана разумной для исполнения решения суда, связанного с восстановлением жилищных прав гражданина, относящегося к особой категории защищаемых государством лиц.
Доводы Министерства финансов Республики Бурятия, Минсоцзащиты РБ об отсутствии возможности исполнить требования исполнительного документа в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточностью средств федерального и республиканского бюджетов, подлежат отклонению, поскольку указанные вопросы носят организационный характер и в силу разъяснения, содержащегося в пункте 48 Постановления, не могут рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.
Вины службы судебных приставов, судебного пристава-исполнителя в неисполнении решения суда в установленный срок не усматривается. Службой судебных приставов предпринимались предусмотренные законом меры для исполнения решения суда. В адрес должника неоднократно направлялись требования об исполнении судебного акта, должник предупреждался о возможности привлечения к уголовной ответственности за злостное неисполнение судебного решения, приняты меры к привлечению должника к административной ответственности, взысканию исполнительского сбора.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости.
Согласно пункту 60 Постановления в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Реальных мер, направленных на скорейшее исполнение судебного акта, не предпринято, при этом виновных действий Кричигиной Н.А., которые бы привели к длительному неисполнению решения суда, не усматривается.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, период неисполнения судебного решения и его значимость для заявителя, не имеющей иного пригодного для проживания жилья при установленной законом обязанности государства предоставить ей жилье надлежащего качества, и с учетом того, что заявитель относится к социально незащищенной категории граждан, для которой получение жилья в кратчайшие сроки является жизненно необходимым, суд определяет размер компенсации в 80 000 руб., что, по мнению суда, соответствует принципу соразмерности и справедливости.
Оснований для взыскания компенсации в том размере, в каком просит административный истец, не имеется, поскольку каких-либо необратимых последствий для Кричигиной Н.А. не наступило, возможность исполнения решения не утрачена.
В соответствии с частью 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.9 ст.3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов РФ обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляет соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств бюджета.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов РФ обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом, к которым в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ относятся органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1.1 Положения о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2008г. №188, Министерство финансов Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета Республики Бурятия. Согласно п.3.4 указанного положения Министерство осуществляет полномочия Главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Таким образом, компенсация за нарушение права Кричигиной Н.А. на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 руб. подлежит взысканию с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счёт средств республиканского бюджета.
При подаче административного иска Кричигиной Н.А. согласно чек-ордеру от 26 июля 2023 года была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., указанные расходы в соответствии со ст.111, ч.1 ст.103 КАС РФ подлежат возмещению истцу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Кричигиной Натальи Анатольевны удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счёт средств республиканского бюджета в пользу Кричигиной Натальи Анатольевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей и судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.Б. Казанцева
В окончательном виде решение
изготовлено 5 сентября 2023 года.