Дело №<номер>а-4497/2023
91RS0№<номер>-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года <адрес>
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Ченгарь Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Григорова Игоря Александровича к Администрации города Ялта Республики Крым о признании решения незаконным,
установил:
<дата> Григоров И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация) со следующими требованиями: признать незаконным постановление Администрации от <дата> №<номер>-п «Об отказе Григорову Игорю Александровичу в предоставлении в собственность земельного участка площадью 445 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав»; обязать А. повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав; восстановить испрашиваемый истцом участок на государственном кадастровом учете. В обоснование своих требований истец указал, что решением Форосского поселкового совета АР Крым от <дата> №<номер> ему дано разрешение на разработку проекта отвода указанного выше земельного участка. На основании указанного решения истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. Однако постановлением Администрации от <дата> №<номер>-п истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок снят с государственного кадастрового учета. Истец считает постановление Администрации незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы.
В судебное заседание истец Григоров И.А. не явился, представитель истца Хугаев Р.Г. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил суд удовлетворить требования истца в полном объеме.
Представитель Администрации Постикова Е.В. в суд также не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие сторон в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что решением Форосского поселкового совета АР Крым от <дата> №<номер> истцу Григорову И.А. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу участка №<номер>, ориентировочной площадью 0,0445 га, расположенного по адресу: <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
<дата> указанный участок поставлен на кадастровый учет под номером №<номер> Сведения о земельном участке внесены в ЕГРН как временные, дата истечения временного характера сведений – <дата>.
<дата> Григоров И.А. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Оспариваемым постановлением Администрации от <дата> №<номер>-п Григорову И.А. отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок снят с государственного кадастрового учета.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от <дата> №<номер>-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», которым предусмотрены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены (далее – Закон №<номер>-ЗРК).
Согласно статье 13 Закона №<номер>-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (ч.1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (ч.5).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 утвержден «Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее – Порядок).
Нормами Порядка предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (п.4 Порядка).
Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (п.5 Порядка).
После поступления заявления уполномоченный орган местного самоуправления проводит проверку на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении земельного участка, в ходе которой направляет межведомственные запросы в орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, охраны культурного наследия, в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета (п.9 Порядка).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: 1) наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи); 2) несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; 3) наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости (п.12 Порядка, ч.6 ст.13 Закона № 38-ЗРК ).
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка (п.12.1 Порядка).
Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении земельного участка приостанавливается в случае отсутствия сведений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на испрашиваемый земельный участок на одиннадцатый рабочий день с даты приема исполнительным органом Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, указанных в пункте 12.1 настоящего Порядка (п.12.2 Порядка).
В день приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в пунктах 11 и 12.2 настоящего Порядка, уполномоченным органом заявителю выдается или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с указанием оснований такого приостановления (п.12.3 Порядка)..
Решение по заявлению о предоставлении земельного участка должно быть принято уполномоченным органом в срок не более чем 60 календарных дней со дня поступления заявления (п.13 Порядка).
По смыслу приведенных норм Порядка орган местного самоуправления обязан обеспечить осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, для последующей передачи его в собственность заинтересованному лицу. Поэтому отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке не может повлечь отказ в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав. Указанное обстоятельство, исходя из пунктов 12, 12.2 Порядка, является основанием для приостановления рассмотрения заявления, но не для отказа в предоставлении земельного участка.
Оспариваемым постановлением от 01.08.2023 года №<номер>-п Администрация отказала истцу в предоставлении земельного участка по не предусмотренному Порядком основанию, - в связи со снятием земельного участка с государственного кадастрового учета. Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в постановлении не приведено.
При таких обстоятельствах постановление Администрации от <дата> №<номер>-п нельзя признать законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку оспариваемое постановление Администрации противоречит закону, при этом нарушает права и законные интересы истца, суд признает постановление незаконным.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Администрацию обязанность повторно рассмотреть по существу заявление истца о предоставлении земельного участка.
Кроме того, с целью создания условий для реализации истцом нарушенного права суд считает необходимым восстановить в ЕГРН данные о земельном участке с кадастровым номером №<номер>, исключенные из реестра в связи с истечением действия временного характера сведений о земельном участке. Возможность восстановления государственного кадастрового учета земельного участка во внесудебном порядке у истца отсутствует.
В силу ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации в пользу истца государственную пошлину, уплаченную истцом при подаче иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Григорова Игоря Александровича – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от <дата> №<номер>-п «Об отказе Григорову Игорю Александровичу в предоставлении в собственность земельного участка площадью 445 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок №<номер>, в порядке завершения оформления прав».
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Григорова Игоря Александровича от <дата> о предоставлении в собственность земельного участка площадью 445 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в порядке завершения оформления прав, с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом по настоящему делу.
Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости данные о земельном участке площадью 445 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, путем изменения органом регистрации прав статуса записи о земельном участке с «архивный» на «актуальный».
Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Григорова Игоря Александровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято <дата>.