Дело № 2а-822/2023
УИД: 03RS0068-01-2023-000841-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июня 2023 года село Бакалы, РБ
Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимгареевой Л.З.,
при секретаре Валиевой Е.Н.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан Ахуновой Г.Р., представителя административного истца Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан Ионовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Бакалинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и об обязании разработать проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего использования местного значения,
установил:
<адрес> Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и об обязании принятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего использования местного значения, в обоснование требований указав, что прокуратурой района, проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности органами местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> РБ не разработан и не утвержден проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на участок дорог: <адрес>.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 443-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Несвоевременное действия администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по разработке Проекта организации дорожного движения создают условия для роста совершения противоправных и уголовных деяний, создают предпосылки для роста количества дорожно - транспортных происшествий, нарушают права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по указанному участку дороги.
Прокурор просит суд признать бездействие Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> незаконным; обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан разработать Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> на участке дорог: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца - заместитель прокурора <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 в судебном заседании административное исковое заявление поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика - Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан ФИО3 суду показала, что в настоящее ведутся работы по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> РБ.
Судом в качестве заинтересованного лица привлечен Отдел ГИБДД ОМВД Республики Башкортостан по <адрес>.
Представитель заинтересованного лица Отдела ГИБДД ОМВД Республики Башкортостан по <адрес> на судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.5, 6 ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно статье 22 Закона 196-ФЗ деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закона № 257-ФЗ) регламентированы правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со статьёй 3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу статьи 13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть3 статьи 15 Закона №257-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 443-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 443-ФЗ одним из основных принципов организации дорожного движения в Российской Федерации является соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении организации дорожного движения (пункт 1).
В соответствии с положениями статьи 7 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся:
1) организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3) установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу статьи 9 Федерального закона 443-ФЗ организация дорожного движения осуществляется на основе комплексного использования технических средств организации дорожного движения, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1). Разработка мероприятий по организации дорожного движения осуществляется на основании документации по организации дорожного движения, разработанной и утвержденной в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов (часть 5).
Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены статьей 16 Федерального закона № 443-ФЗ
Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
В соответствии со 18 Федерального закона № 443-ФЗ Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения, по согласованию с органами и организациями, перечень которых установлен органом местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ).
Частью 9 статьи 18 Федерального закона N 443-ФЗ, пунктом 40 Правил установлено, что проекты организации дорожного движения (ПОДД), разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Утверждение проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> отнесено к полномочиям Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности органами местного самоуправления муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального района <адрес> не разработан и не утвержден Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан на участок дорог: <адрес>
Как следует из сведений Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № по автомобильным дорогам: <адрес> отсутствует Проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального района <адрес> Республики Башкортостан.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Принимая во внимание вышеизложенное, и учитывая, что несвоевременные действия Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан по разработке Проекта организации дорожного движения нарушают права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по вышеуказанному участку дороги, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и об обязании разработать проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего использования местного значения подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░