.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2021 года город Новокуйбышевск
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Коноваловой А.И.
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а – 2112/2021 по административному исковому заявлению Шарова В. А. к судебному приставу-исполнителю ОСП г.Новокуйбышевска Романовой Ю. Н., ОСП г.Новокуйбышевска Управления Федеральной службы судебных приставов Самарской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Самарской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Шаров В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать действия ОСП г.Новокуйбышевска Управления ФССП РФ по Самарской области незаконными, ссылаясь на то, что 05.08.2021 года он получил постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации от 02.08.2021 года, согласно которого Отдел судебных приставов г.Новокуйбышевска УФССП РФ по Самарской области обращает взыскание на денежные средства должника на сумму 8 125, 6 руб., находящиеся на его расчетном счете в кредитной организации ПАО КБ «УБРИР». Считает действия Отдела судебных приставов г.Новокуйбышевска незаконными по следующим основаниям. Как следует из исполнительного листа <№> от 12.03.2019 года задолженность Шарова В.А. по платежам за газ, тепло и электроэнергию в валюте по ОКВ: 643 составляет меньшую сумму – 7125, 6 руб. Также ему ничего неизвестно об остатке неосновного долга, в размере 1000 руб., и об исполнительском сборе в размере 1000 руб. Таким образом, обоснованность требований исполнительного документа в отношении его банковского счета ему не понятна, сущность и процедура взыскания денежных средств, согласно вышеуказанного исполнительного листа, Отделом судебных приставов г.Новокуйбышевска не ясно сформулированы, что свидетельствует о нарушении прав должника, согласно ст.ст.4, 32, 50 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ.
Административный ответчик Шаров В.А. в судебное заседание не явился, извещен.
Административные ответчики – представитель УФССП России по Самарской области, судебный пристав-исполнитель ОСП г.Новокуйбышевска Романова Ю.Н., привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – представители ПАО «Самараэнерго», ПАО КБ «УБРИР» не явились, извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Судебным приставом-исполнителем Романовой Ю.Н. представлены материалы исполнительного производства <№> в отношении должника Шарова В.А.
Статьей 226 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка участников процесса не была признана судом обязательной, суд, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив основания заявленных требований, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Положениями ч.1 ст.218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействий) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными
По смыслу ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяет Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах:1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Соответственно, основанием для возбуждения исполнительного производства судебным приставом-исполнителем является соответствующий исполнительный документ.
К числу таких исполнительных документов в силу пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» отнесены судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Положения статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» обязывают судебного пристава-исполнителя в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, предоставлять сторонам исполнительного производства (или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.
Согласно ч.1-3 ст.112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.11-12 ст.30 данного закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 этого закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- неисполнение требований исполнительного документа должником;
- непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Правовая природа исполнительского сбора, как санкции штрафного характера, представляет собой возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Частью 1 ст.64 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Статья 68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень мер принудительного исполнения, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
При этом из смысла данного Закона следует, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
В соответствии с положениями ч.2, ч.3 ст.68 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, обращается в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2-ч.4 ст.70 вышеуказанного закона перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства. Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, в каком объеме и порядке снимается наложенный им арест с денежных средств должника. Банк или иная кредитная организация обязаны в течение трех дней со дня получения постановления сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении указанного постановления.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов (часть 1).
Денежные средства, поступившие на депозитный счет подразделения судебных приставов при исполнении содержащихся в исполнительном документе требований имущественного характера, распределяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются в полном объеме требования взыскателя, в том числе возмещаются понесенные им расходы по совершению исполнительных действий; во вторую очередь возмещаются иные расходы по совершению исполнительных действий; в третью очередь уплачивается исполнительский сбор (часть 3).
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 111 Закона об исполнительном производстве в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда; во вторую очередь удовлетворяются требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь удовлетворяются все остальные требования (часть 1).
Частью 11 ст.70 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что при поступлении на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 – 6 Закона об исполнительном производстве сроки.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Публичное акционерное общество энергетики и электрофикации «Самараэнерго» предъявило к принудительному исполнению исполнительный лист по гражданскому делу <№> от 29.11.2018 года о взыскании с Шарова В. А. задолженности за потребленную электрическую энергию за период с <Дата> по <Дата> в размере 6 225 руб. 60 коп., пени в размере 500 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 7 125 рублей 60 коп.
02.03.2020 года судебным приставом-исполнителем Романовой Ю.Н. возбуждено исполнительное производство <№> в отношении Шарова В.А.
11.03.2021 года должнику заказной корреспонденцией направлено постановление о возбуждении исполнительного производства, что подтверждается сведениями АИС ФССП России.
Ввиду неисполнения Шаровым В.А. исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, 02.08.2021 года судебным приставом-исполнителем с должника взыскан исполнительский сбор 1000 руб. Постановление о взыскании исполнительского сбора направлено должнику 02.08.2021 года.
Судебным приставом-исполнителем были направлены запросы в кредитные организации, с целью установления счетов, открытых на имя должника Шарова В.А., и наличия на них денежных средств.
Далее, из полученных ответов, было установлено наличие счетов, в том числе в ПАО КБ «УБРИР».
Постановлением от 02.08.2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП г.Новокуйбышевска Романовой Ю.Н. обращено взыскание на денежные средства должника на сумму 8 125, 6 руб. (остаток основного долга – 7 125, 60 руб., остаток неосновного долга – 1 000 руб.), находящиеся в банке ПАО КБ «УБРИР».
Постановление судебного – пристава-исполнителя от 02.08.2021 года, отвечает все необходимым требованиям, содержит указание на то с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства должника Шарова В.А.
Положения ч.1 ст.69 Закона об исполнительном производстве предусматривают взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства в рублях и иностранной валюте, в размере задолженности, то есть в размере, необходимом для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Приведенная правовая норма указывает на возможность обращения взыскания на денежные средства должника исключительно в пределах размера задолженности, при этом вынесение судебным приставом нескольких постановлений об обращении взыскания на средства должника на счетах, открытых в разных банках и иных организациях, не свидетельствует о повторности этих взысканий.
Более того, действующим законодательством предусмотрено, что при поступлении на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права и законные интересы административного истца, как должника по исполнительному производству, оспариваемыми действиями административного ответчика – судебного пристава-исполнителя Романовой Ю.Н. по обращению взыскания на денежные средства, не нарушены, поскольку осуществлены компетентным должностным лицом в пределах предоставленных законом полномочий, основания для признания незаконным действий судебного пристава-исполнителя Романовой Ю.Н. отсутствуют.
На основании изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Шарова В. А. к судебному приставу-исполнителю ОСП г.Новокуйбышевска Романовой Ю. Н., ОСП г.Новокуйбышевска Управления Федеральной службы судебных приставов Самарской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов Самарской области о признании незаконными действий – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 октября 2021 года.
Судья подпись А.И. Коновалова
.