Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1234/2023 ~ М-988/2023 от 26.06.2023

№ 2а-1234/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2023 года г. Белебей РБ

Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Гареевой Л.Р.,

при секретаре Ряховой М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан к Данилову А.Ю. о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

МРИ ФНС России № 4 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным исковым заявлением к Данилову А.Ю., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу с физических лиц в размере 704,67 руб. за 2014 год.

Административный истец мотивирует свои требования тем, что Данилов А.Ю. являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. Дата регистрации права 17.06.2013.

Реестр почтовых отправлений об отправлении требования об уплате недоимки представлен быть не может, так как истек срок хранения.

Административный истец – представитель Межрайонной ИФНС России №4 по РБ, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Административный ответчик Данилов А.Ю. надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не представил, ходатайств об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела без его участия, не заявил. Явка ответчика судом не признана обязательной.

В силу части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Согласно части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, предприняв исчерпывающие меры к извещению лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. №506 (в редакции, действующей с 01.01.2017), установлено, что данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Срок и порядок уплаты налогов установлен Налоговым кодексом РФ, нормы которого приведены в настоящем решении на момент образования задолженности по транспортному налогу (02.10.2015).

Согласно статье 3 Налогового кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пункт 6 статьи 58 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ). Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

Пунктом 2 статьи 69, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Следует учитывать, что с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием), статьей 69 (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки) Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Согласно норме статьи 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог подлежал уплате Даниловым А.Ю. в срок не позднее 1 октября 2015 года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, недоимка по транспортному налогу за 2014 год образовалась 02.10.2015.

Налоговым органом сформировано требование №66806 на 10.11.2015, согласно которому уплате подлежал транспортный налог в размере 700 рублей, пени в сумме 26,44 руб. в срок до 01.02.2016.

Доказательства направления требования административному ответчику в установленном законом порядке суду не предоставлено.

Учитывая, что размер налога подлежащего уплате не превышает сумму 3000 рублей, налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок до 02.08.2019 (01.02.2016 + 3 года + 6 месяцев).

Налоговый орган обратился к мировому судье по Белебеевскому району РБ с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Данилова А.Ю. в октябре 2022 года.

Таким образом, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год с Данилова А.Ю. на момент обращения к мировому судье истек.

Определением мирового судьи судебного участка по Белебеевскому району РБ от 03.10.2022 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с пропуском срока обращения в суд.

С настоящим исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 21.06.2023 (штамп на конверте).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в (Определение от 08.02.2007 № 381-О-П), установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Так же, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.

Из системного толкования положений частей 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации можно сделать вывод, что заявление о восстановлении срока подлежит обязательному рассмотрению судом, что, однако, не предполагает его обязательное удовлетворение.

Предусмотрев в Налоговом кодексе Российской Федерации и Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации норму о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о взыскании налоговой задолженности и об отказе в его восстановлении, законодатель отнес решение вопроса об этом к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам соответствующего заявления, представленным в его обоснование доказательствам.

Как установлено судом, по настоящему административному делу все совокупные сроки, позволяющие взыскать спорную недоимку, истекли.

Административным истцом ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд мотивировано переходом налоговой службы на автоматизированную информационную систему ФНС России и большой загруженностью.

Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.

Из содержания ходатайства следует, что пропуск срока обращения в суд был обусловлен внутренними организационными проблемами налогового органа, которые согласно разъяснению, содержащемуся в пункт 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» не являются уважительной причиной пропуска процессуальных сроков.

Оценивая доводы административного истца о причинах пропуска срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, суд не находит оснований для признания причин пропуска срока уважительными, поскольку у налоговой инспекции не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд в установленный срок.

В связи с изложенным, суд отказывает в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении срока для обращения в суд с требованиями о взыскании с Данилова А.Ю. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 704,67 руб.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления о взыскании недоимки.

руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, отказать.

в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 4 по Республике Башкортостан (0276009770) к Данилову А.Ю. (ИНН <данные изъяты>) о взыскании задолженности, отказать.

Разъяснить сторонам, что мотивированное решение будет составлено 07.08.2023.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.Р.Гареева

2а-1234/2023 ~ М-988/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МРИ ФНС № 4 по РБ
Ответчики
Данилов Анатолий Юрьевич
Суд
Белебеевский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Гареева Л.Р.
Дело на сайте суда
belebeevsky--bkr.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация административного искового заявления
26.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее