Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-160/2023 ~ М-97/2023 от 27.02.2023

Гражданское дело № 2-160/2023 УИД 04RS0024-01-2023-000140-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Хоринск                                                                                            28 марта 2023 года

Хоринский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикдоржиевой О.В., при секретаре Юдиной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Борисовой Виктории Александровны к администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия, о признании незаконным распоряжения администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия от 29.11.2022 №286 об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда, включив ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Истица Борисова В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия о признании незаконным распоряжения администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязании администрации МО «Хоринский район» Республики Бурятия поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда, включив ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В обоснование требований указано, что она, Борисова Виктория Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ Отец записан со слов матери, согласно справке о рождении. Органы опеки и попечительства администрации <адрес> Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ вынесли постановление о назначении опекуна в связи со смертью матери. Опекуном являлась ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> обращении в органы опеки и попечительства Администрации МО «<адрес>» Республики Бурятия с заявлением в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Бурятия распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано. Считает отказ незаконным и необоснованным. Просит обязать администрацию МО «<адрес>» Республики Бурятия поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда, включив ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В судебном заседании истица Борисова В.А. и ее представитель Зандеев Б.К. исковые требования поддержали по доводам искового заявления, считают, что в силу закона, Борисова имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, просили удовлетворить требования Борисовой и включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилым помещением и предоставлении ей жилого помещения.

Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» по доверенности Цыдыпова Д.Б. в судебном заседании пояснила, что лица из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на регистрационный учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем в органе опеки и попечительства до достижения ими возраста 23 лет. Постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ над Борисовой В.А. была назначена опека, в связи со смертью матери, но в данном постановлении не указано о постановке Борисовой В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях. Каких-либо достоверных доказательств, что в 2000 г. на момент достижения 18-летия, как сирота нуждалась в жилом помещении и должна была органами опеки и попечительства по месту жительства быть поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, представлено не было. Просит в требованиях Борисовой отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Вопросы ведения и формирования списка лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на жилое помещение, регламентированы Правилами формирования списка, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства».

Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Республики Бурятия от 11 октября 2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», уполномоченные органы местного самоуправления формируют на территории соответствующего муниципального образования список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в <адрес> в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ , формирование списка осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в <адрес>, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на территории соответствующего муниципального образования в Республике Бурятия.

Из материалов дела следует, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней Борисовой Викторией Александровной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, была установлена опека, ФИО2 была назначена опекуном над несовершеннолетней племянницей Борисовой В. Мать ФИО2 умерла в ДД.ММ.ГГГГ, отца нет.

Согласно свидетельству о смерти серии I-АЖ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки администрации МО СП «Удинское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борисовой В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение по договору социального найма на территории указанного муниципального образования не предоставлялось.

Согласно справки Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является собственником жилых помещений, строений на территории <адрес> Республики Бурятия. Сведениями после ДД.ММ.ГГГГ располагает Управление Росреестра по <адрес>.

Из справки Бюджетного учреждения Республики Бурятия «Гостехинвентаризация-Республиканское БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, Борисова Виктория Александровна, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не является собственником жилых помещений, строений на территории <адрес> Республики Бурятия. Сведениями после ДД.ММ.ГГГГ располагает Управление Росреестра по <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-56424776, сведения о наличии недвижимого имущества у ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-001/2023-56425835, сведения о наличии недвижимого имущества у Борисовой В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствуют.

Таким образом, установлено, что Борисова В.А. не является нанимателем жилья по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещения.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, при этом с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (части 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 приведенного Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

При этом никаких исключений связанных с возрастом лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, для реализации принадлежавших им прав на льготное обеспечение жилыми помещениями указанные нормы федерального законодательства не содержат.

Вместе с тем, согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность включения Борисову в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ Борисовой В.А. отказано во включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в <адрес>.

В опровержение иска представитель органа опеки и попечительства Администрации МО «Хоринский район» также ссылается на пропуск Борисовой срока для обращения с заявлением о постановке на учет для приобретения жилья вне очереди, а также на отсутствие в архиве администрации документов о постановке Борисовой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в несовершеннолетнем возрасте.

Однако, кроме достижения Борисовой В.А. предельного для данных правоотношений возраста, оспариваемый отказ не содержит.

Поскольку оспариваемый отказ не содержит выводов об отнесении Борисовой В.А. к лицам, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, вопросы о невозможности проживания Борисовой, оставшейся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, о наличии или отсутствии документов о постановке Борисовой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в несовершеннолетнем возрасте, не проверялись, в качестве способа восстановления нарушенного права Борисовой, суд полагает необходимым возложить на администрацию Хоринского района Республики Бурятия обязанность повторно рассмотреть заявление Борисовой В.А. о включении ее в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии 333.36 НК РФ, от уплаты госпошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29.11.2022 ░. №286 ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

     ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 29.11.2022░. ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 23 ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

          ░░░░░                                         ░.░.░░░░░░░░░░░░░

2а-160/2023 ~ М-97/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Борисова Виктория Александровна
Ответчики
Администрация МО "Хоринский район"
Другие
Зандеев Баир Кимович
Суд
Хоринский районный суд Республики Бурятия
Судья
Цыбикдоржиева Оюна Васильевна
Дело на сайте суда
horinsky--bur.sudrf.ru
27.02.2023Регистрация административного искового заявления
27.02.2023Передача материалов судье
01.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Подготовка дела (собеседование)
14.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее