РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 сентября 2018 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова С.Г.,
при секретаре Рахматуллиной А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рахимовой Г.М. к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом,
УСТАНОВИЛ:
Рахимова Г.М. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом.
В обоснование иска указано, что 23.05.2000 по договору купли-продажи истец купила квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Фактически приобретенное недвижимое имущество является жилым домом, расположенным на земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным использованием – для обслуживания индивидуального жилого дома. При обращении в Заинский отдел Управления Росреестра по РТ Рахимовой Г.М. разъяснили, что по вышеуказанному адресу на кадастровом учете состоит два объекта: жилой дом с кадастровым номером № и квартира с кадастровым номером №, но поскольку в договоре купли-продажи предмет договора был указан как квартира, исправить сведения в ЕГРН и зарегистрировать право собственности истца на жилой дом невозможно, в связи с чем, ей рекомендовали обратиться в суд.
На основании изложенного, просит признать квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, жилым домом с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Истец Рахимова Г.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан Миннехузина О.Ф., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явилась, в письменном отзыве дело просила рассмотреть в свое отсутствие, решение принять на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Заинского отдела, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседании не явился, в письменном отзыве дело просил рассмотреть в свое отсутствие, исковые требования удовлетворить.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Характеристики объекта индивидуального жилищного строительства, многоквартирного дома изложены в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, многоквартирные дома - это дома, характеризующиеся наличием нескольких квартир, помещений общего пользования, наличием отдельного подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Согласно пункту 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся:
1) жилой дом, часть жилого дома;
2) квартира, часть квартиры;
3) комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Из материалов дела судом установлено, что Рахимовой Г.М. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м., распложенный по адресу: <адрес> (л.д. 6-7).
Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Рахимовой Г.М. на основании договора купли-продажи от 26.05.2000 принадлежит на праве собственности жилое помещение – квартира, общей площадью 63,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 15.02.2010, Рахимовой Г.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Из письменного отзыва Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в лице Заинского отдела следует, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на государственном кадастровом учете состоит два объекта недвижимости: квартира с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м. и жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м. Заински отделом Управления Росреестра по РТ было выявлено расхождение сведений об объекте, о чем Рахимовой Г.М. было направлено уведомление. Без решения суда снять с учета квартиру и зарегистрировать право собственности на жилой дом невозможно, поскольку согласно договору от 23.05.2000 зарегистрированного ГРП при МЮ РТ 26.05.2000 истец приобрела квартиру.
Согласно представленного истцом отчета №20/2018 от 27.08.2018 «О техническом обследовании строительных конструкций и инженерных систем жилого здания», расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «СК СДС», фундамент вышеуказанного жилого здания не имеет общих с соседним жилым блоком подполий, наружных входов, вспомогательных помещений, а также помещений, расположенных под другими жилыми блоками и является независимым. Общая стена указанного жилого здания не имеет проемов с соседним блоком. Инженерные системы данного жилого здания имеют самостоятельную систему электроснабжения, самостоятельное газоснабжение, водоснабжение и канализацию, автономное отопление от газового котла. Вводы газоснабжения, электроснабжения и холодного электроснабжения – отдельные от соседнего блока. Жилое здание располагается на отдельном земельном участке, имеет самостоятельный выход на участок, отдельную калитку. Таким образом, установлено, что жилое здание, расположенное по адресу: <адрес> не имеет общих инженерных сетей, помещений вспомогательного использования для общего использования с соседним объектом недвижимости, имеет отдельный выход на земельный участок, предназначено для проживания одной семьи, разделено с соседним помещением стеной без проемов. Несущие и ограждающие конструкции здания, пристроя, котельной, их фундаменты, перекрытия, дефектов, снижающих их прочностные и эксплуатационные характеристики, не имеют, внутренние инженерные системы находятся в работоспособном состоянии, конструктивных недостатков не выявлено, основания считать здание непригодным к проживанию и безопасной эксплуатации – отсутствуют.
С учетом вышеизложенного, здание, расположенное по адресу: <адрес> не обладает определенными действующим законодательством признакам квартиры и в действительности является жилым домом.
Таким образом, исходя из технической документации, принадлежащий истцу объект недвижимости не соответствует определенным в законе признакам квартиры, в действительности является жилым домом. Несоответствие наименования спорного жилого помещения в правоустанавливающих документах его фактическому виду не может являться основанием для ущемления прав истца в регистрации права собственности на тот объект недвижимости, которым она фактически пользуется и владеет.
Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец владеет жилым домом по адресу: <адрес> на законных основаниях, суд считает возможным требования удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рахимовой Г.М. к Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании квартиры жилым домом удовлетворить.
Признать квартиру с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, жилым домом с кадастровым номером №, общей площадью 63,6 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Мотивированное решение составлено 15 сентября 2018 года.
Судья: