УИД №
Производство № 2а-387/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Луга Ленинградская область 06 февраля 2024 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Фоминой Е.В.
при секретаре Симачевой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области» об обязании изменить категорию годности к военной службе,
УСТАНОВИЛ:
Иванов А.В. обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области» (далее - Военный комиссариат Ленинградской области) об обязании изменить категорию годности к военной службе в заключении военно-врачебной комиссии от 03 декабря 2004 года, внести изменения о категории годности и образовании в военном билете.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ ОВК г. Луги Ленинградской области он был признан негодным к военной службе, была присвоена категория «Д». Также в его военный билет были внесены сведения о его образовании 7 классов. Согласно книге протоколов заседаний призывной комиссии № ДД.ММ.ГГГГ ему был поставлен диагноз – умеренная умственная отсталость, исходя из показателей 63, 68, на основании этого призывная комиссия признала его негодным к военной службе. На момент принятия данного решения призывная комиссии ненадлежащим образом применила показатель 63, 68, тем самым неправильно указав диагноз, вместо «легкая умственная отсталость», установила «умеренную умственную отсталость. При надлежащем установлении комиссией диагноза, ему была бы установлена категория ограничения «В» вместо «Д». Критерии выраженности умственной отсталости (по МКБ-10): код МКБ-10 умственная отсталость коэффициент интеллектуальности F 70 легкая 50-69, F 71 умеренная 35-49, F 72 тяжелая 20-34, F 73 глубокая менее 20. Как следует из протокола заседаний комиссии, коэффициент его умственного развития был в пределах 63-68. Таким образом, еще в ДД.ММ.ГГГГ году в его военный билет были внесены ошибочные данные относительно категории годности и его образовании. Полагает, что указанные записи в его военном билете нарушают его права и законные интересы и влекут за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанными негодными к военной службе. При обращении в военный комиссариат г. Луги ему было предложено пройти обследование по направлению врача-специалиста, что подтверждается ответом от ДД.ММ.ГГГГ №. В период с 10 ДД.ММ.ГГГГ он находился на стационарном лечении в ГКУЗ ЛО «Дружносельская психиатрическая больница», согласно заключению диагноз - легкое когнитивное расстройство F06.7. В изменении категории годности к военной службе в военном комиссариате гор. Луги ему было отказано. Он не оспаривает результаты заключения ДД.ММ.ГГГГ, но просит признать факт допущенной ошибки при установлении ему категории здоровья (л.д. 5-8).
В ходе судебного рассмотрения административного дела, исходя из характера возникших спорных правоотношений, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Призывная комиссия Лужского муниципального района Ленинградской области (л.д. 1).
Административный истец – Иванов А.В., будучи уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Административный ответчик – Военный комиссариат Ленинградской области, будучи надлежаще уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил. В поступившем письменном отзыве на административный иск, представитель административного ответчика, возражая против удовлетворения заявленных требований, указал, что решение о категории годности было принято призывной комиссией коллегиально и обоснованно на основании приказа Министра Обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года № «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации». С 2004 года по 2023 год Иванов А.В. принятое решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года протокол № не обжаловал, каких-либо иных заключений и данных специальных медицинский исследований 2004-2005 года, подтверждающих доводы и опровергающих исследования, выполненные в 2004 году, не представил (л.д. 58-59).
Административный ответчик – призывная комиссия Лужского муниципального района Ленинградской области, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайств об отложении слушания дела, а также отзыв по существу заявленных требований, суду не представил.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.
Установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утвержденным Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О военной обязанности и военной службе» определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Порядок проведения действий по призыву на военную службу регламентируется Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающий в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 06 сентября 1999 года № 400 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (ред. от 28 февраля 2003 года).
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 1999 года № 587 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления (далее именуется - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии решением главы органа местного самоуправления выделяются и оборудуются необходимые помещения и территории (далее именуются - призывные пункты).
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Решение призывной комиссии согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Согласно пункта 3 статьи 29 указанного Федерального закона призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменить решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности гражданина к военной службе на месте указанный гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживает (п. 1 ст. 30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ № 123 от 25 февраля 2003 года (в ред. от 20 января 2004 года) при освидетельствовании проводится изучение и оценка состояния здоровья и физического развития на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
В соответствии с п. 11 Положения Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывают требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища и военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Под требованиями к состоянию здоровья граждан понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития и на основании которых определяются категории годности к военной службе.
Согласно п. 19 Положения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
В соответствии с п. 17 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Основанием для освобождения гражданина от призыва на военную службу, согласно требованиям пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», является признание негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд (пп. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ).
При этом в силу прямого указания, содержащегося в части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно выписке из книги протоколов заседаний призывной комиссии МО «Лужский район» № от ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией было принято решение об освобождении Иванова А.В. от призыва на военную службу и зачислении в запас, на основании ст. 20а гр. I Расписания болезней (приложение к Положению о Военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 123 от 2003 года) Иванов А.В. признан «Д» - не годным к военной службе (л.д. 10).
Из книги № протоколов заседаний призывной комиссии МО «Лужский район» Ленинградской области следует, что Иванов А.В. по направлению военного комиссариата находился на обследовании в ДПБ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выписан с диагнозом умеренная отсталость (мед. Сведения № от ДД.ММ.ГГГГ). По данным объективного исследования установлен диагноз – умеренная умственная отсталость. На основании ст. 20а Расписания болезней установлена категория годности «Д», освобожден от призыва на военную службу и от исполнения воинской обязанности на основании пп. а п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Решение призывной комиссии МО «Лужский район утверждено призывной комиссией Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ (протокол 14 от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 11-13).
ДД.ММ.ГГГГ Иванову А.В. был выдан военный билет № с указанием в общих сведения о наличии образования 7 классов специальной школы-интерната, в сведениях о прохождении военной службы о зачислении в запас призывной комиссией МО «Лужский район» ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о медицинских освидетельствованиях о признании негодным к военной службе по гр. 1 ст. 20а пр. № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).
Согласно справке ГКУЗ ЛО «Дружносельская психиатрическая больница» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Иванов А.В. находился на стационарном обследовании, диагноз: легкое когнитивное расстройство F06.7 (л.д. 16).
Рассматривая требования административного истца Иванова А.В. об обязании изменить категорию годности к военной службе в заключении военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, а также о внесении изменений о категории годности и образовании в военном билете, суд учитывает, что фактически административным истцом оспаривается решение призывной комиссии МО «Лужский район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которое было принято с учетом обследования Иванова А.В. в специализированном медицинском учреждении в условиях стационара, и установленного диагноза: умеренная умственная отсталость, медицинские документы, подтверждающие доводы административного истца о наличии иного заболевания, не предоставлялись, решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законодательством Российской Федерации срок в призывную комиссию Ленинградской области или в суд не обжаловалось.
В данном случае с требованием об оспаривании решения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Иванов А.В. обратился ДД.ММ.ГГГГ, при этом доказательств, наличия обстоятельств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки, административным истцом не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования заявлены административным истцом Ивановым А.В. за пределами срока их подачи и не подлежат удовлетворению, поскольку установление данного обстоятельства является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 220, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Иванова А.В. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ленинградской области» об обязании изменить категорию годности к военной службе в заключении военно-врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, внести изменения о категории годности и образовании в военном билете - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Фомина
Мотивированное решение изготовлено 19 февраля 2024 года
Председательствующий Е.В. Фомина