Дело № 2а-349/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2020 года г. Вязьма Смоленской области
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, - судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,
при секретаре Зуевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к Каменской Ю.Н. о взыскании налога, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Каменской Ю.Н. о взыскании налога, пени, ссылаясь на то, что за административным ответчиком числиться задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 5 700 рублей, пени по транспортному налогу – 199 рублей 84 копейки, до настоящего времени сумма задолженности и пени последней не уплачены. Одновременно подано заявление о восстановлении срока на подачу административного искового заявления.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, административный иск поддерживает.
Административный ответчик Каменская Ю.Н. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом по месту регистрации.
В силу ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В статье 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
Порядок исчисления налогов установлен статьей 52 НК РФ, согласно которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Положениями п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В статье 69 НК РФ указано, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, Каменская Ю.Н. является плательщиком транспортного налога.
В связи с этим в марте 2015 года в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 118116 от 19 марта 2015 года об уплате транспортного налога не позднее 1 октября 2015 года (л.д.9,10).
В соответствии с положениями ст. 70 НК РФ административному ответчику в октябре 2015 года направлялось требование № 31173 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2014 год в сумме 5 700 рублей, пени по транспортному налогу – 210 рублей 61 копейки по сроку уплаты 23 ноября 2015 года (л.д.12-14).
Таким образом, сумма налога превысила 3 000 рублей после истечения сроков исполнения требования № 31173.
В силу п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок на обращения в суд исчисляется после даты предоставления для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № 31173, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3 000 рублей, то есть с 24 ноября 2015 года и истек 24 мая 2016 года.
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд посредством почтовой связи в конце января начале февраля 2020 года, то есть по истечении шестимесячного процессуального срока.
Доказательств уважительности пропуска процессуального срока представителем административного истца суду не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока не имеется.
Суд считает, что административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, специально уполномоченным государственным органом на администрирование налоговых платежей, в том числе на их взыскание в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования заявлены истцом за пределами срока их предъявления и не подлежат удовлетворению, поскольку установление данного обстоятельства является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований налогового органа о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к Каменской Ю.Н. о взыскании налога, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Н. Красногирь
11.03.2020 – объявлена резолютивная часть решения,
20.03.2020 – составлено мотивированное решение,
21.04.2020 – решение вступает в законную силу