Дело № 2а-4230/2023
43RS0001-01-2023-005465-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2023 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
председательствующего судьи Бородиной Н.А.,
при секретаре Ильинском П.А.,
с участием:
помощника Кировского транспортного прокурора Окатьевой Ю.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4230/2023 по административному исковому заявлению Кировского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Кировский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации на страницах Интернет-сайта по URL- адресам (указатель размещения сайта в сети «Интернет»):
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}.В обоснование требований указано, что Кировской транспортной прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен WEB-сайт (далее – сайт), посредством которого неопределенному и неограниченному кругу лиц в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу в Российскую Федерацию, из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. По указанным адресам размещена информация в виде предложения о поставке и продаже продуктов питания в виде сырной продукции производства Республики Финляндия, входящей в состав Европейского Союза. Сведения распространяются бесплатно с нелимитированным сроком пользования.
В судебном заседании помощник Кировского транспортного прокурора требования заявления поддержал, просил административный иск удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кировской области (Управление Роскомнадзора по Кировской области) в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Относительно заявленных требований сообщено, что указатели страниц сайтов, названные в исковом заявлении, в Едином реестре отсутствуют (не внесен в Единый реестр).
Дело рассмотрено судом в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав мнение административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ, Закон о защите информации) установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В ст. 9 Закона о защите информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 1 статьи 2 Закона № 149-ФЗ информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной система, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 13 ст. 2 Закона о защите информации).
По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационной телекоммуникационной сети Интернет.
Судом установлено, что Кировской транспортной прокуратурой в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлены сайты, посредством которых неопределенному и неограниченному кругу лиц в рамках публичного договора купли-продажи дистанционным способом предлагается приобрести продукцию, запрещенную к ввозу в Российскую Федерацию, из стран, принявших решение о введении экономических санкций в отношении Российских юридических и (или) физических лиц или присоединившихся к такому решению. Такое предложение содержится на страницах Интернет-сайта по URL-адресам:
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят},
Непосредственно по указанным адресам размещена информация в виде предложения о поставке и продаже продуктов питания в виде сырной продукции производства Республики Финляндии. Сведения на странице сайта распространяются бесплатно с нелимитированным сроком пользования. Установить данные о личности и фактическом местонахождении лиц, осуществляющих распространение данной информации, не представилось возможным.
В силу ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно положениям ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со ст. 494 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Как следует из ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Согласно пунктов 2 и 3 постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Постановление № 612) продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
При продаже товаров дистанционным способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта.
Размещение на сайте в сети «Интернет» перечня товаров с их описанием, а также указание способов оплаты и доставки товаров до потребителя подпадает под признаки публичного договора розничной купли-продажи продукции, реализуемой дистанционным способом.
Согласно ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» в целях защиты национальных интересов Российской Федерации запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.11.2020 № 730 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 01.01.2021 по 31.12.2021 продлено действие отдельных специальных экономических мер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560, от 24 июня 2015 года № 320, от 29 июня 2016 г. № 305, от 30 июня 2017 г. № 293, от 12 июля 2018 г. № 420, 24 июня 2019 г. № 293 и от 21 ноября 2020 г. № 730» утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2022 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию (далее - Перечень).
Согласно Перечню в список видов продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, включены пищевые и готовые продукты, изготовленные по технологиям производства сыра и содержащие 1,5 мас.% или более молочного жира.
В силу раздела 1 «Общих требований к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю», утвержденных в г. Москве 21.09.2004 Решением 190 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества, под внешнеэкономическими операциями следует понимать внешнеторговые, инвестиционные и иные операции в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Как следует из статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза ввоз товаров на таможенную территорию таможенного Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 № 391 «Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» ввезенные на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежат уничтожению с 06.08.2015.
Таким образом, реализация продукции в виде сыров, страной производства которой является Республика Финляндия, на территории Российской Федерации недопустима, поскольку её оборот, как объекта гражданских правоотношений, запрещен Указами Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 № 320 и от 29.07.2015 № 391, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560, от 24 июня 2015 года № 320.
Таким образом, сырная продукция, страной-производителем которой является Республика Финляндия, реализуемая посредством дистанционного способа через страницы сайта сети «Интернет», запрещена к обороту (реализации) на территории Российской Федерации.
Однако, как следует из содержания приведенных страниц сайта, фактическая реализация «санкционной» продукции в виде сырной продукции, подлежащей уничтожению, осуществляется любому пользователю на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 3 ст. 15.1 Закона о защите информации создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Роскомнадзор).
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Установленные по настоящему делу обстоятельства позволяют придти к выводу, что содержание интернет-ресурсов
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
не соответствуют требованиям вышеуказанных норм законодательства, целям государственной политики, в том числе в интересах детей по воспитанию в них патриотизма, содействии физическому, интеллектуальному, психическому и духовному развитию; размещенная информация является незаконной, нарушает права и интересы неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании информации, размещенной на электронных страницах: {Адрес изъят},
информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для их включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копия вступившего в законную силу судебного решения о признании информационных материалов признанной судом запрещенной к распространению направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный список материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети «Интернет» на сайте этого органа (абз. 4 и 5 ст. 13 Закона № 114-ФЗ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кировского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.
Признать информацию в виде предложения о поставке и продаже продуктов питания в виде сырной продукции производства Республики Финляндия, размещённую на страницах Интернет-сайта по URL-адресам:
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Данное решение суда является основанием для включения электронных страниц:
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
{Адрес изъят}
в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.А. Бородина