Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Екатеринбург Дело № 66OS0000-01-2022-000291-25
08 июня 2022 года Производство № 3а-743/2022
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2022 года
Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лента» (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471) (сокращенное наименование – ООО «Лента») к административным ответчикам:
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
государственному бюджетному учреждению Свердловской области «Центр государственной кадастровой оценки»
об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
заинтересованное лицо – федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Уральскому федеральному округу,
при участии в судебном заседании представителя административного истца
ООО «Лента» – Горбунова М.И.,
У С Т А Н О В И Л :
19 апреля 2022 года ООО «Лента» (далее также – общество) посредством почтовой связи обратилось в Свердловский областной суд (далее также – суд), предъявив к вышеуказанным административным ответчикам административный иск об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости восьми зданий, расположенных на территории Свердловской области:
определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере
243145187 руб. 95 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>;
определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере
474480367 руб. 90 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере
650264027 руб. 45 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>
определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере
439009036 руб. 97 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>
определенной по состоянию на 01 января 2019 года в размере
404645269 руб. 17 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>;
определенной по состоянию на 13 февраля 2019 года в размере
317460344 руб. 25 коп. кадастровой стоимости здания с кадастровым <№>, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> (далее при обобщенном упоминании – здания).
В обоснование заявленных требований общество ссылалось на то, что
является собственником зданий, в связи с чем обязано уплачивать налог на имущество организаций, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости зданий, тогда как оспариваемая кадастровая стоимость зданий превышает их рыночную стоимость.
В связи с этим и в целях устранения нарушения имущественных прав общества как плательщика налога на имущество административный истец просил установить оспариваемую кадастровую стоимость зданий, имеющих кадастровые <№>, <№>, <№>, <№>, <№> и <№>, в размерах соответственно 216400000 руб., 352100000 руб., 437200000 руб., 374400000 руб., 346800000 руб. и 271900000 руб. При этом общество доказывало то, что в соответствии с отчетами ООО «АВАДА» об оценке от 10 декабря 2020 года № Л-203/2020, от 10 декабря 2020 года № Л-230/2020,
от 11 декабря 2020 года № Л-229/2020, от 14 декабря 2020 года № Л-176/2020,
от 14 декабря 2020 года № Л-227/2020 и от 14 декабря 2020 года № 228/2020 (далее – отчеты, отчеты ООО «АВАДА») именно названные суммы определяют величину рыночной стоимости зданий на соответствующие даты.
Определением суда от 26 апреля 2022 года административный иск общества был принят к производству. Тем же определением возбуждено производство по административному делу, к участию в нем в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УФО (далее – кадастровая палата).
Назначенное на 08 июня 2022 года для разбирательства административного дела судебное заседание было открыто при участии представителя административного истца.
К материалам административного дела были приобщены поступивший на административный иск отзыв кадастровой палаты.
Ввиду надлежащего извещения иных лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела и на основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебное разбирательство по делу было проведено в отсутствие административных ответчиков и заинтересованного лица, не обеспечивших явку своих представителей.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования, дал объяснения по вопросам суда.
Заслушав участника судебного заседания, исследовав и оценив в совокупности материалы административного дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пункт 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) признает плательщиками налога на имущество организаций организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374
НК РФ, тогда как подпункт 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ относит к указанным объектам недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности, а также на иных перечисленных названным подпунктом основаниях.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
В силу пункта 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
В пункте 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ) установлено понятие, согласно которому кадастровой стоимостью объекта недвижимости является полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с Законом № 237-ФЗ и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Закона № 237-ФЗ).
Во исполнение части 3 статьи 24 Закона № 237-ФЗ Правительством Свердловской области было издано постановление от 30 ноября 2017 года № 884-ПП, которым датой перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ установлено
01 января 2018 года.
Поскольку Правительством Свердловской области не было принято решение о переходе к применению положений статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ ранее
01 января 2023 года, постольку согласно части 3 статьи 6 Федерального закона
от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, полученных в соответствии с Законом № 237-ФЗ, осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 237-ФЗ, в силу которой названные результаты могут быть оспорены в комиссии, созданной уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (части 1, 2, 3, 7 статьи 22 Закона
№ 237-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов административного дела, в частности подтверждается сведениями, внесенными в ЕГРН, общество является собственником зданий.
Так, право собственности общества на здание с кадастровым <№> зарегистрировано 03 октября 2017 года, на здание с кадастровым <№> – 23 ноября 2016 года, на здание с кадастровым <№> – 28 февраля 2017 года, на здание с кадастровым <№> – 27 февраля 2018 года, на здание с кадастровым номером <№> – 12 февраля 2018 года, на здание с кадастровым <№> – 27 марта 2018 года.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 27 сентября 2019 года № 2500 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Свердловской области: зданий, сооружений, помещений, машино-мест, объектов незавершенного строительства, единых недвижимых комплексов» кадастровая стоимость зданий, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№>, по состоянию
на 01 января 2019 года была утверждена в размерах соответственно
243145187 руб. 95 коп., 474480367 руб. 90 коп., 650264027 руб. 45 коп.,
439009036 руб. 97 коп. и 404645269 руб. 17 коп.
Актом ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки»
от 06 марта 2020 года № 333 кадастровая стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, была определена в размере 317460344 руб. 25 коп.
Указанная кадастровая стоимость зданий была внесена в ЕГРН
09 января 2020 года (<№>), 10 января 2020 года (<№>, <№>), 11 января 2020 года (<№>), 12 января 2020 года (<№>) и 12 марта 2020 года (<№>), тогда как датой начала ее применения является 01 января 2020 года.
При этом кадастровая стоимость зданий, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№>, является актуальной до настоящего времени, тогда как кадастровая стоимость здания, имеющего кадастровый <№>,
с 24 декабря 2021 года является архивной в связи с определением новой кадастровой стоимости названного здания по состоянию на 24 декабря 2021 года актом ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» от 13 января 2022 года
№ АОКС-66/2022/000033.
Поскольку административным истцом оспорена кадастровая стоимость зданий, определенная после перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Свердловской области в соответствии с Законом № 237-ФЗ, постольку к рассматриваемым правоотношениям, возникшим в связи с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, подлежат применению положения статьи 22 Закона № 237-ФЗ.
Оспаривая кадастровую стоимость зданий, административный истец представил в суд отчеты ООО «АВАДА», в которых сделаны выводы о том, что рыночная стоимость зданий, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№>, по состоянию
на 01 января 2019 года составляла соответственно 216400000 руб., 352100000 руб., 437200000 руб., 374400000 руб. и 346800000 руб., тогда как рыночная стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, по состоянию
на 13 февраля 2019 года составляла 271900000 руб.
Согласно части первой статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон
об оценочной деятельности) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке
не установлено иное.
В абзаце первом пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление № 28) разъяснено то, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Представленные административным истцом отчеты были подготовлены оценщиком ( / / )4, являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков ассоциации «Русское общество оценщиков», прошедшей профессиональную переподготовку по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)», имеющей на момент подготовки отчетов стаж работы в области оценочной деятельности 12 лет, а также действующие квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости» и полис страхования профессиональной ответственности оценщиков.
Оценив отчеты ООО «АВАДА», суд в соответствии со статьями 59, 60, 61 и 84 КАС РФ признал их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами по делу, поскольку они выполнены компетентным субъектом оценочной деятельности в соответствии с Законом об оценочной деятельности, действующими федеральными стандартами оценки, отвечают установленным требованиям к их оформлению и содержанию, в приложении к отчетам представлены копии документов, использованных оценщиком. Применение оценщиком при оценке зданий затратного, доходного и сравнительного подходов надлежащим образом мотивировано и согласовано. При этом определены правила отбора объектов-аналогов. При выполнении расчетов оценщик обосновал применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объектов оценки.
Достаточных доказательств, опровергающих изложенные в отчетах
ООО «АВАДА» выводы о рыночной стоимости зданий по состоянию на даты определения оспариваемой кадастровой оценки, в материалы дела представлено не было. При этом в период рассмотрения дела его участниками не было направлено возражений ни относительно доказательственного значения отчетов ООО «АВАДА», ни по существу предъявленных обществом требований; о назначении по делу судебной оценочной экспертизы лица, участвующие в деле, также не ходатайствовали.
Поскольку административным истцом были доказаны влияние оспариваемой кадастровой стоимости на размер его обязательств как плательщика налога на имущество, а также несоответствие указанного вида стоимости зданий их рыночной стоимости, суд признал административные исковые требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению путем установления кадастровой стоимости зданий в размере их рыночной стоимости, определенной отчетами ООО «АВАДА».
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в ЕГРН и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, при разрешении настоящего административного спора судом также определены даты подачи административным истцом указанного заявления в отношении каждого здания, которыми являются даты подачи заявлений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости – 29 декабря 2020 года (для зданий, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№>) и
12 января 2021 года (для здания, имеющего кадастровый <№>).
Кроме того, поскольку кадастровая стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, на дату разрешения административного спора является архивной, постольку суд применительно к правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 25 Постановления № 28, признал необходимым разрешить вопрос о дате прекращения применения устанавливаемой настоящим решением в порядке пересмотра архивной кадастровой стоимости, которой является 24 декабря 2021 года (с учетом того, что с 24 декабря 2021 года подлежала применению кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <№>, определенная актом ГБУ СО «Центр государственной кадастровой оценки» от 13 января 2022 года № АОКС-66/2022/000033).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лента» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 216400000 руб.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 352100000 руб.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 437200000 руб., применяемую до 24 декабря 2021 года.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 374400000 руб.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 346800000 руб.
Установить по состоянию на 13 февраля 2019 года кадастровую стоимость здания, имеющего кадастровый <№>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 271900000 руб.
Датой подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости зданий, имеющих кадастровые номера <№>, <№>, <№>, <№> и <№> считать 29 декабря 2020года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости здания, имеющего кадастровый <№>, считать 12 января 2021года
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Судья М.С. Рудаков