УИД: 76RS0014-01-2023-003412-40
дело № 2а-4329/2023
изготовлено 10.01.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ярославль |
08 ноября 2023 года |
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Козлова А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Романовой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ярославского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к министерству дорожного хозяйства Ярославской области о приведении автомобильной дороги в нормативное состояние,
установил:
Заместитель прокурора Ярославского района Ярославской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области (новое наименование - министерство дорожного хозяйства Ярославской области), в котором просил обязать ответчика принять меры к содержанию автомобильной дороги <адрес>, в срок до 31.12.2024 года, а именно: привести ширину проезжей части автомобильной дороги в соответствии требованиям п. 5.24 (таблица 5.9) СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги»; устранить выявленные повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги, привести покрытие проезжей части в нормативное состояние; устранить раскрытые и необработанные трещины асфальтобетонного покрытия проезжей части автомобильной дороги; устранить нарушения требований п. 5.3.1 (таблица 3) ГОСТ 33220-2015 на автомобильной дороге (занижение обочин дороги с переходным типом покрытия проезжей части в местах их сопряжения).
В исковом заявлении указано, что прокуратурой Ярославского района Ярославской области по обращению Б.С.А. проведена проверка, в ходе которой выявлено ненадлежащего состояния автомобильной дороги в границах населенных пунктов д<адрес>. Собственником автомобильной дороги является департамент дорожного хозяйства ЯО. Бездействие должностных лиц непосредственно влияет на безопасность дорожного движения. Неудовлетворительное состояние названной дороги снижает уровень безопасности дорожного движения, повышает возможность возникновения угроз безопасности граждан и общественной безопасности, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы.
В судебном заседании прокурор Корчагин С.А. заявленные требования поддержал, дал пояснения аналогичные исковому заявлению.
Ответчик министерство дорожного хозяйства Ярославской области в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв, указал, что непосредственное содержание автомобильных дорог - выполнение комплекса работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги осуществляют подрядные дорожные предприятия, с которыми государственный заказчик - ГКУ ЯО «Ярдорслужба» заключает государственный контракт. 22.06.2022 года государственным заказчиком заключен государственный контракт между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО «Ярдормост» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Государственный контракт определяет обязанности и права при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог. Также указал, что проведение ремонтных работ в сроки запрашиваемые истцом не представляется возможным. Соблюдение установленных законодательством процедур по заключению соответствующих государственных контрактов влияет на сроки исполнения решения суда, иного механизма по исполнению решений судов действующим законодательством не предусмотрено. Просил предоставить срок устранения выявленных нарушений не менее 3 лет.
Третье лицо ГКУ ЯО «Ярдорслужба» в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные возражения, согласно которым проведение ремонтных работ в сроки запрашиваемые истцом не представляется возможным. Соблюдение установленных законодательством процедур по заключению соответствующих государственных контрактов влияет на сроки исполнения решения суда, иного механизма по исполнению решений судов действующим законодательством не предусмотрено. Просило предоставить срок устранения выявленных нарушений не менее 3 лет.
Третье лицо АО «Ярдормост» в судебное заседание своего представителя не направило, отзыв на иск не представило.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора Ярославского района Ярославской области подлежат удовлетворению.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 года № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» автодорога <адрес> является дорогой общего пользования межмуниципального значения, относящейся к государственной собственности Ярославской области, 4 технической категории, в асфальтобетонном исполнении, общей протяженностью 6,076 км.
В силу ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
На основании требования Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно положению о министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденному Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 г. № 195-п, дорожная деятельность в отношении автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения <адрес> возложена на министерство дорожного хозяйства ЯО.
В силу п. 1.1 Положения о министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утв. Постановлением Правительства Ярославской области от 23.03.2018 г. № 195-п, министерство является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области.
В полномочия министерства дорожного хозяйства Ярославской области входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (п.п. 1 и 2 ст. 17 указанного Федерального закона).
В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно ч. 1 ст. 15 названного Федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1.1, 2.2 Положения о министерстве дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства ЯО от 28.03.2018 г. № 195-п, министерство дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения полномочий по осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В ходе проведения выездного обследования указанной автомобильной дороги сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Ярославскому району, выявлено нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС № 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п. 5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию (далее - ГОСТ 33220-2015), ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания» (ГОСТ 33180-2014), а именно на асфальтобетонном покрытии проезжей части выявлены дефекты покрытия - отдельные выбоины, размеры которых, превышают предельно-допустимые значения (глубиной более 5 см и площадью более 0,09 кв.м.), выявлены повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, а именно: отдельные выбоины, площадью менее 0,09 кв.м., длиной менее 15 см. и глубиной менее 5 см., на участке полосы движения длиной 100 м. (площадью более 1,5 кв.м.), раскрытые и необработанные трещины, шириной раскрытия более 3 мм. И суммарной длиной более 20 м. на 1000 кв.м. покрытия, неровность ямочного ремонта. В нарушение п. 13.2 ст. 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 и ГОСТ 32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений», выявлено сплошное разрушение дорожного покрытия - состояние дорожного покрытия, на котором при визуальной оценке площадь повреждений составляет более половины от общей площади оцениваемого участка дороги. В нарушение требований п. 5.3.1 (таблица 3) ГОСТ 33220-2015 выявлено занижение обочин дороги с переходным типом покрытия относительно уровня асфальтобетонного покрытия проезжей части в местах их сопряжения, на величину более 5 см.
По итогам выездного обследования 24.04.2023 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №, по факту не выполнения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании проезжей части автодороги областной собственности Ярославской области <адрес> не принятию своевременных исчерпывающих мер к устранении. Помех в дорожном движении, угрожающих безопасности дорожного движения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движении ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на министерство дорожного хозяйства Ярославской области обязанности принять меры к надлежащему содержанию автомобильной дороги <адрес>, путем проведения следующих работ: привести ширину проезжей части указанной автодороги в соответствие требованиям п. 5.24 (таблица 5.9) СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», устранить выявленные повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части автодороги, привести покрытие проезжей части в нормативное состояние, устранить раскрытые и необработанные трещины асфальтобетонного покрытия проезжей части, устранить нарушения требований п. 5.3.1 (таблица 3) ГОСТ 33220-2015 (занижение обочин дороги с переходным типом покрытия проезжей части в местах их сопряжения, являются законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Исходя из характера, возложенного на ответчика обязательства и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для его исполнения, принимая во внимание установленные действующим законодательством нормативные сроки устранения повреждений и иных недостатков автомобильных дорог, с учетом требований разумности и доводов лиц, участвующих в деле, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до 31.12.2024 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7604341976) ░ ░░░░ ░░ 31.12.2024 ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 5.24 (░░░░░░░ 5.9) ░░ 34.13330.2021 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░»;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. 5.3.1 (░░░░░░░ 3) ░░░░ 33220-2015 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░