Дело №2а-118/2024
УИД 21RS0015-01-2023-001192-68
Решение
именем Российской Федерации
24 января 2024 года г. Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Петрова С.Г., при секретаре судебного заседания Стёпкиной И.В., с участием административного истца Алексеева А.В., представителя Романовой С.Н. по доверенности от административного соответчика-Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии (УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Алексеева А.В. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чувашской Республике-Чувашии и к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии о ненадлежащих условий содержания под стражей и взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Административный истец Алексеев А.В., отбывающий наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Марий-Эл, обратился в суд с административным иском к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии (далее-ФКУ СИЗО-2) об оспаривании действий (бездействия) по ненадлежащему содержанию и взыскании компенсации морального вреда в размере 300 000 рублей.
Указывает, что в период его содержания в камере №, расположенного в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике с 25 марта 2023 года по 1 ноября 2023 года, он не мог соблюдать личную гигиену в полном объеме, так как не было горячей воды. В баню его водили один раз в неделю, что для него недостаточно для личной гигиены.
Обеспечение помещений учреждений уголовно-исполнительной системы горячим водоснабжением является обязательным, в силу пунктов 1.1, 19.1, 19.5 СП 247.1325800.2016 Свода правил, СанПин 2.1.12645-10, инструкции и Правил внутреннего распорядка СИЗО. Неисполнение указанных требований влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
Ненадлежащий порядок и условия содержания административного истца в ФКУ СИЗО-2 нарушили его права, свободы и законные интересы, причинив тем самым моральные и физические страдания, и административный истец просит признать действия (бездействие) администрации ФКУ СИЗО-2 незаконными, нарушающими его права и взыскать в счёт компенсации морального вреда с указанной администрации в его пользу 300 000 рублей.
Определением Цивильского районного суда Чувашской Республики от 11 января 2024 года в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике-Чувашии
В судебном заседании, проводимой посредством видео-конференц-связи, административный истец Алексеев А.В. заявленные требования поддержал в полном объёме.
Административный ответчик ФКУ СИЗО-2, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
Представитель Управления ФСИН России по ЧР Романова С.Н. просила в удовлетворении административного иска отказать, мотивируя это тем, что за период содержания под стражей в ФКУ СИЗО-2 Алексеев А.В. с 28.03.2023 по 01.11.2023 гг. содержался в камерах режимного корпуса учреждения № и №, а именно с 28 по 31 марта 2023 года в камере № и с 31.03.2023 года по 01.11.2023 года в камере № и согласно журналов «Учета санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных», в камере, где содержался Алексеев А.В. помывка предоставлялась своевременно, по графику. В случае, если подозреваемые и обвиняемые участвовали в судебном заседании, следственных действиях или по иной причине в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время не могли помыться в душе, их помывка в душе проводится в день прибытия либо на следующий день. Еженедельная санитарная помывка в душевой банно-прачечного комбината проводится не менее 15 минут, со сменой постельного белья, согласно ПВР СИЗО. Помывочная банно-прачечного комплекса обеспечивается горячей водой, за счет собственной котельной в весенне-летний период, а в осеннее-зимний период за счет поставляемой тепловой энергии от подрядной организации. Фактов перебоев с подачей горячей воды в учреждении не допускалось.
В камере №, расположенное в режимном корпусе СИЗО-2 горячее водоснабжение не проводилось, но горячая вода для стирки и гигиенических целей, и кипяченая вода для питья выдавался ежедневно, в установленное распорядком дня и с учетом их потребности. Не запрещены также личные кипятильники, а горячая вода для стирки и гигиенических целей выдается по первому требованию.
Административный истец Алексеев А.В. для взыскания компенсации морального вреда не доказал, какие нравственные или физические страдания были ему причинены, в чем они выразились и чем это подтверждается, в связи с чем просит в удовлетворении заявленных требований о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Выслушав объяснения сторон и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №494-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ и КАС РФ, предусматривающие присуждение компенсации за нарушение условий содержания.
Так, в силу частей 1 и 2 ст.12.1 УИК РФ лицо, отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее-условия содержания), имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным иском к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение, размер которой определяется с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Из предоставленной справки начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН Росси по ЧР-Чувашии от 12 января 2024 года следует, что Алексеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения содержался в указанном учреждении за период с 28 марта 2023 года по 1 ноября 2023 год.
Из справки начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по ЧР-Чувашии от 12 января 2024 года и камерной карточки следует, что Алексеев А.В. по прибытии в ФКУ СИЗО-2 был размещен сначала в камеру №, а затем перемещен в камеру №.
Согласно справки главного инженера УФСИН РФ по ЧР, камера № расположена в режимном корпусе СИЗО-2 УФСИН 1971 года постройки. Требования к объектам, введенным в эксплуатацию до 2 июня 2003 года, регламентировались Указаниями по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР (ВСН 10-73МВД СССР), в которых подводка горячего водоснабжения в камеры не предусмотрена. В ФКУ СИЗО-2 централизованное горячее водоснабжение не подведено, реконструкция системы горячего водоснабжения не проводилась.
В предоставленной справке администрации ФКУ СИЗО-2 следует, что в камеры, не оборудованные горячим водоснабжением, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учётом потребности.
Требования к оборудованию камер СИЗО установлены Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 04 июля 2022 года №110, где в пункте 31 предусмотрено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности.
Из пп.13 приложения №1 распорядка дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, утвержденное приказом начальника ФКУ СИЗО-2 от 6 февраля 2023 года за №7-ос следует, что раздача кипяченной воды по камерам производится ежедневно с 13 до 15 часов, с учётом потребности и заявленные требования в этой части административного истца Алексеева А.В. в том, что в камере, где он содержался отсутствовала горячая вода, не состоятельны и опровергаются предоставленными доказательствами.
Административный истец также указал, что помывка осуществлялась один раз в неделю, что для него являлось недостаточным для соблюдения личной гигиены.
В п.32 Приказа Минюста России от 04.07.2022 №110 (в ред. от 29.11.2023) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» предусмотрено, что не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Подозреваемым и обвиняемым женщинам и несовершеннолетним предоставляется возможность помывки не реже двух раз в неделю с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут.
Из предоставленной копии журналов №№ и № ФКУ СИЗО-2 «Учёта санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных» следует, что лица, содержащиеся в камере №, где содержался Алексеев А.В., помывка осуществлялась не реже одного раза в неделю.
Анализируя вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом Алексеевым А.В. не доказаны обстоятельства, которыми он обосновывает исковое требование, а именно то, что он не был обеспечен горячей водой и помывка осуществлялась один раз в неделю, что для него недостаточно для соблюдения личной гигиены.
В предоставленных администрацией ФКУ СИЗО-2 документах содержатся сведения о том, что горячая вода для стирки и гигиенических целей, и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваем и обвиняем время, с учетом их потребности и помывка осуществлялась не реже одного раза в неделю.
Кроме того, за период нахождения в ФКУ СИЗО-2, заявлений и жалоб от Алексеева А.В. на условия содержания, не поступали.
В силу ч.1 ст.14 КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, а также в силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Как предусмотрено п.2 ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Из приведенных правовых норм и акта их толкования следует, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения названных требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
При таких обстоятельствах само по себе содержание лица под стражей или отбывание им наказания в местах лишения свободы, осуществляемые на законных основаниях, не порождают у него право на компенсацию морального вреда.
Юридически значимым и подлежащим доказыванию обстоятельством по делу о такой компенсации является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность (неоднократность такого пребывания), половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности, возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур, состояние здоровья и возраст потерпевшего и иные обстоятельства.
В силу приведенных выше положений материального права судом при определении размера компенсации морального вреда должна быть также принята во внимание степень вины причинителя вреда.
Исчерпывающий перечень оснований компенсации морального вреда независимо от вины причинителя вреда приведен в ст.1100 ГК РФ.
В этом перечне не названы случаи компенсации морального вреда, причиненного нарушением предусмотренных законом условий содержания под стражей или отбывания наказания в виде лишения свободы.
Обязанность по доказыванию факта причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам возлагается на истца, именно истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между незаконными действиями, бездействием государственных органов и имеющимся у истца моральным вредом.
В отсутствие доказательств, подтверждающих факт нарушения прав административного истца Алексеева А.В., а также доказательств, что в период содержания в ФКУ СИЗО-2 условия содержания его повлекли причинение ему реального физического вреда, либо глубоких физических и нравственных страданий, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований о компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст.177, 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 000 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░