Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-369/2021 ~ М-307/2021 от 09.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2021 года                         г. Сызрань

Сызранский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Айнулиной Г.С.,

при секретаре судебного заседания Снопковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-369/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области к Макарову В.В. о взыскании задолженности (недоимки) по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу и пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Макарову В.В., в котором просила, ссылаясь на положения ст. 19, пп. 1 п. 1 ст. 23, гл. гл. 28, 31, 32, п. 4 ст. 85, п.п. 2, 4 ст. 52, п. 4 ст. 31, п.п. 1, 2, п. 6 ст. 69, пп. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о взыскании с Макарова В.В. задолженности (недоимки):

по налогу на имущество:

- (ОКТМО 36642424) за 2015 год в размере 22 рубля и пени в размере 0 рублей 47 копеек; за 2016 год в размере 333 рубля и пени в размере 4 рубля 82 копейки; за 2017 год в размере 367 рублей, пени в размере 6 рублей 03 копейки; за 2018 год в размере 403 рубля и пени в размере 5 рублей 84 копейки; (ОКТМО 36735000);

по транспортному налогу:

- за 2014 год в размере 449 рублей и пени в размере 9 рублей 49 копеек; за 2015 год в размере 280 рублей пени в размере 16 рублей 08 копеек; за 2016 год в размере 224 рубля и пени в размере 4 рубля 73 копейки, за 2017 год в размере 321 рубль и пени в размере 5 рублей 27 копеек; за 2018 год в размере 321 рубль и пени в размере 4 рубля 64 копейки.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

Макаров В.В. является налогоплательщиком имущественных налогов, в связи с наличием в собственности объектов налогообложения. В связи с чем, налоговым органом в адрес Макарова В.В. направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок. Однако в установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности. Позднее в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога №24857, №14967, №20261, №17135. В установленный срок Макаров В.В. указанные требования не исполнил.

20.10.2020 был вынесен судебный приказ №2а-3256/2020, который 03.11.2020 был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения, разъяснено право на обращение в суд.

Представитель административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №3 по Самарской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, поддержав заявленные административные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик Макаров В.В., в судебное заседание не явился, предоставив ходатайство рассмотрении дела без его участия, и отказе в удовлетворении требований истца.

В представленном ходатайстве административный ответчик указал, что административный истец на дату обращения в суд с иском утратил право на принудительное взыскание задолженности и пени. Он, являясь пенсионером, освобождается от уплаты налога на имущество, если имеет в собственности объекты налогообложения. Льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (л.д. 61).

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, обозрив материалы гражданского дела №2а-3256/2020 по заявлению Межрайонной ФНС России по Самарской области к Макарову В.В. о взыскании обязательных платежей, суд приходит к следующему.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации определено, что каждый обязан платить законно установленные налоги.

Согласно Положению о федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Из ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) следует, что налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

Таким образом, обязанность по уплате налогов в отношении физических лиц в Российской Федерации связана с наличием у физического лица в собственности на территории Российской Федерации объектов налогообложения.

Положениями п. 2 ст. 408 НК РФ определено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч. 1).

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, если иное не предусмотрено п. 2.1. названной статьи, взыскание налога производится в порядке, предусмотренном НК РФ (п.2).

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога (п.6).

В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса (абз.2 п.3 ст. 58 НК РФ).

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2).

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ч. 3).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

К объектам налогообложения отнесены объекты расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение ( ч.1 ст. 401 НК РФ).

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 4 Закон Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД (ред. от 22.03.2021) "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002) Налогоплательщики, являющиеся пенсионерами, уплачивают транспортный налог по ставке, равной одной второй ставки, установленной статьей 2 настоящего Закона.

Судом установлено, что согласно сведениям, предоставленным Центром технической инвентаризации Сызранского управления Макаров В.В., ФИО5, ФИО6, ФИО7 на основании договора передачи квартир в собственность от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 67). В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости Макарова В.В. отсутствуют (л.д. 54). Согласно выписки из ЕГРН на 27.05.2021 сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> отсутствуют (л.д. 59).

Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области с учетом 1/4 доли в праве на объект недвижимого имущества и размера налоговых льгот начислен за указанный объект недвижимого имущества налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 22 рубля, направлено уведомление об оплате в срок до 01.12.2017 (л.д. 15). За 2017 год начислен налог на иное строение, помещение и сооружения с кадастровым номером в размере 367 рублей, направлено уведомление об оплате в срок до 03.12.2018 (л.д.14). За 2016 и 2018 годы начислен налог на иное строение, помещение и сооружения с кадастровым номером в размере 333 рубля и 403 рубля соответственно, направлено уведомление об оплате в срок до 02.12.2019 (л.д. 13).

Судом установлено, что Макаров В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года является пенсионером.

Положениями ст.407 НК РФ установлено, что право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание (пп. 10 п.1).

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (п. 3).

Поскольку Макаров В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года является пенсионером, является собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, сведений о наличии иных объектов недвижимости в собственности Макарова В.В. представителем административного истца суду не представлено и судом не установлено, суд полагает, что в удовлетворении требований о взыскании с Макарова В.В. налога на имущество физических лиц необходимо отказать.

Направление в адрес Макарова В.В. уведомлений, а затем и требования об оплате налога и пени за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы на находящуюся в его собственности 1/4 долю в праве общей долевой собственности на иное сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку из представленной выписки следует, что указанный объект недвижимости является жилым домом, доказательств, что это иной объект недвижимости, суду не представлено. Следовательно, возлагать на Макарова В.В. обязанность по оплате налога на указанное имущество не имеется оснований, поскольку, как уже указывалось, Макаров В.В. в соответствии с пп.10 п. 1 ст. 407 НК РФ имеет право на налоговую льготу.

Судом также установлено, что Макаров В.В. является собственником мотоцикла Урал ИМЗ , 1994 года выпуска, регистрация произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51, 52).

Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области, с учетом предоставленной Макарову В.В. Законом Самарской области от 06.11.2002 № 86-ГД (ред. от 22.03.2021) "О транспортном налоге на территории Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 22.10.2002) льготы по оплате 1/4 ставки за указанное транспортное средство направлено уведомление об оплате за 2014 год налога в размере 449 рублей 00 копеек (в полном объеме). За 2015 год в размере 280 рублей в срок до 01.12.2016 (л.д. 68).За 2016 год в размере 224 рубля в срок до 01.12.2017 (л.д. 15). За 2017 год начислен налог в размере 321 рубль, направлено уведомление об оплате в срок до 03.12.2018 (л.д.14). За 2018 год начислен налог в размере 321 рубль, направлено уведомление об оплате в срок до 02.12.2019 (л.д. 13).

В связи с невыполнением административным ответчиком Макаровым В.В. своей обязанности по уплате налогов, административным истцом в его адрес в соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации направлено:

-требование №24857 по состоянию на 26.05.2017 об уплате транспортного налога в сумме 280 рублей (установленный срок уплаты 01.12.2016) и пени за неоплаченный транспортный налог в размере 16 рублей 08 копеек - срок уплаты 19.07.2017 (л.д. 66);

-требование №17135 по состоянию на 21.02.2018 об уплате транспортного налога в сумме 673 рубля (установленный срок оплаты 01.12.2017), налога на имущество физических лиц в размере 22 рубля 00 копеек - установленный срок уплаты 01.12.2017) и пени за неоплаченный транспортный налог в размере 14 рублей 22 копейки, неоплаченный налог на имущество в размере 0 рублей 47 копеек со сроком оплаты 06.04.2018 (л.д.12);

-требование №20261 по состоянию на 06 февраля 2019 года по оплате транспортного налога в размере 321 рубль (срок оплаты до 03.12.2018), налога на имущество физических лиц в сумме 367 рублей (срок оплаты до 03.12.2018) и пени по транспортному налогу в размере 5 рублей 27 копеек, налогу на имущество физических лиц в размере 6 рублей 03 копейки в срок до 02.04.2019 (л.д. 11);

-требование №14967 по состоянию на 10.02.2020 об уплате транспортного налога в размере 321 рубль (срок оплаты 02.12.2019) в размере 321 рубль, налога на имущество физических лиц в сумме 736 рублей (срок оплаты 02.12.2019) и пени по транспортному налогу в размере 4 рубля 64 копейки, по налогу на имущество физических в размере 10 рублей 66 копеек в срок до 06.04.2020 (л.д. 10).

Указанные требования административным ответчиком Макаровым В.В. также не были исполнены.

Расчет транспортного налога за 2014 - 2018 годы, произведенный МИФНС России №3 по Самарской области проверен судом и является обоснованным.

Положениями 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 №243-ФЗ, действовавшей на момент возникновения данных правоотношений).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч.3).

Суд учитывает, что срок обращения в суд административным истцом по требованиям о взыскании с Макарова В.В. задолженности по налогу на имущество и пени, указанным в административном исковом заявлении соблюден, так как налоговый орган обратился к мировому судье о выдаче судебного приказа о взыскании с Макарова В.В. задолженности по транспортному налогу и пени в установленный срок, т.е. до истечения шести месяцев от даты установленной в требовании №24857 с исполнением в срок до 19.07.2017 (срок для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа истекал 19.01.2021). Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Макарова В.В. задолженности по транспортному налогу и пени – 13.10.2020.

Судебный приказ был выдан 20.10.2020 и отменен 03.11.2020.

Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области обратилась в суд с данным иском 09.04.2021, до истечения шести месяцев после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа (срок для обращения с настоящим иском истекал 03.05.2021).

Следовательно, срок обращения в суд с данным иском административным истцом не пропущен.

Исходя из установленных судом обстоятельств и проанализировав в совокупности в соответствии с требованиями ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства, суд приходит к выводу, что заявленное административным истцом требование о взыскании с Макарова В.В. задолженности (недоимки) по транспортному налогу и пени: за 2015 год в размере 280 рублей пени в размере 16 рублей 08 копеек; за 2016 год в размере 224 рубля и пени в размере 4 рубля 73 копейки, за 2017 год в размере 321 рубль и пени в размере 5 рублей 27 копеек; за 2018 год в размере 321 рубль и пени в размере 4 рубля 64 копейки, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При расчете начисленных пени административный истец учитывал срок уплаты налога, количество дней просрочки с указанием периода начала и окончания исчисления пени, действовавшую в этот период времени ставку Центрального банка (л.д. 17-20). Суд считает, что начисление пени произведено правильно и обоснованно в соответствии с требованиями законодательства.

Вместе с тем, суд считает, что требование о взыскании с Макарова В.В. задолженности (недоимки) по транспортному налогу и пени за 2014 год в размере 449 рублей и пени в размере 9 рублей 49 копеек не подлежит удовлетворению, поскольку налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 НК РФ), налоговое уведомление было направлено в адрес должника 21.09.2017 со сроком уплаты 01.12.2017.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    При таких обстоятельствах с Макарова В.В. подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы Российской Федерации №3 по Самарской области удовлетворить частично.

Взыскать с Макарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>, сумму задолженности по транспортному налогу и пени: за 2015 год в размере 280 рублей пени в размере 16 рублей 08 копеек; за 2016 год в размере 224 рубля и пени в размере 4 рубля 73 копейки, за 2017 год в размере 321 рубль и пени в размере 5 рублей 27 копеек; за 2018 год в размере 321 рубль и пени в размере 4 рубля 64 копейки, а всего взыскать: 1638 рублей 08 копеек, из которых: сумма основной задолженности – 1146 рублей 00 копеек; сумма санкций – 30 рублей 72 копейки.

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Макарова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН )), в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Сызранский районный суд.

Решение в окончательной форме принято 22.06.2021.

Судья-

2а-369/2021 ~ М-307/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №3 по Самарской области
Ответчики
Макаров Виктор Васильевич
Суд
Сызранский районный суд Самарской области
Судья
Айнулина Г.С.
Дело на сайте суда
sizransky--sam.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация административного искового заявления
09.04.2021Передача материалов судье
14.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
22.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее