Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-994/2023 ~ М-435/2023 от 06.03.2023

УИД 63RS0-07

       РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

02 июня 2023 года                                                                  <адрес>

Куйбышевский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего             Кузиной Н.Н.

при помощнике судьи                ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-994/2023 по административному иску ФИО2 к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным распоряжения № от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, об обязании согласовать предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, государственная собственность на который не разграничена, согласно схемы расположения земельных участков на кадастровой плане территории.

В обоснование административного иска указано, что ФИО2 обращалась в Департамент градостроительства <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № от <дата> ей отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в зоне лесов, в зоне предприятий и складов. С указанным распоряжением административный истец не согласна, поскольку в кадастровом квартале , где расположен испрашиваемый земельный участок уже имеются и непосредственно граничат земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. При этом она состоит на учете на предоставление земельных участков образованных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе государственная собственность на которые не разграничена, отдельным категориям физический и юридических лиц без проведения торгов, поскольку имеет троих детей.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация г.о.Самара, Управление Росреестра по ФИО1 <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2ФИО5, действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства г.о. Самара ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на то, что принятое распоряжение Департамента является законным. Поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях на административный иск.

Представители заинтересованных лиц - Администрации г.о.Самара, Управления Росреестра по ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что <дата> административный истец ФИО2 являясь многодетной мамой, обратилась к Главе г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000 кв.м., государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>. Основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов указала п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, ч.10, 11 ст.9 Закона ФИО1 <адрес> от <дата> -ГД «О земле».

К заявлению приложена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории на бумажном носителе, копии свидетельств о рождении детей и иные документы.

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № от <дата>, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе являются: пп. 1 п.8 ст. 39.15 ЗК РФ, п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ, пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, пп. 6, 7 ст. 11.9 ЗК РФ, ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 №61, ст. 18 Градостроительного кодекса РФ (согласно Карте градостроительного зонирования городского округа Самара Правил часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м., (ПК-1), часть - в зоне природных ландшафтов (Р-3); использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в территориальных зонах ПК-1 и Р-3 не предусмотрено; в соответствии со сведениями, содержащимися в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара, Картой функциональных зон городского округа Самара Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, образуемый земельный участок расположен в зоне лесов); пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, пп.19 ст. 39.16 ЗК РФ, часть 10 ст. 9 Закона № 94-ГД, ст. 10.3 Закона № 94-ГД «О земле», постановление Администрации г.о. Самара от 02.04.2014 № 359 «Об утверждении акта об отсутствии в городском округе свободной территории, необходимой для формирования земельных участков» (предоставление в собственность бесплатно земельных участков на территории муниципального района (городского округа) в границах которого принят акт, предусмотренный ч. 10 ст. 10.3 Закона № 94-ГД, не допускается).

В соответствии с п.1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

    решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

    договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

    договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

    договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Административный истец, оспаривая распоряжение от 06.12.2022, приводит в качестве обоснования своей позиции наличие других, уже сформированных земельных участков, на территории кадастрового квартала 63:01:04060003, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, и предоставленных иным землепользователям. Полагает, что в связи с чем имеются достаточные основания для отмены распоряжения от 06.12.2022 № РД-2227 и обязании согласования предоставления ей испрашиваемого земельного участка.

Однако, суд приходит к выводу, что доводы административного истца несостоятельны, поскольку административным истцом неверно толкуется норма земельного законодательства, содержащаяся в ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ГД, как безусловное основание для предоставления земельного участка определенной категории граждан (имеющим трех и более детей).

Действующее законодательство не содержит указанного условия как основания для предоставления земельного участка в собственность. Кроме того в рассматриваемом случае имеются определенные конкретные юридически значимые факты и обстоятельства, в силу которых проведение аналогии с наличием чьих-либо прав в отношении иных земельных участков неприменимо.

Так, в соответствии со сведениями, содержащимися в ИСОГД от 01.12.2022, Картой функциональных зон городского округа Самара Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, образуемый земельный участок расположен в зоне лесов; часть испрашиваемого земельного участка находится в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м., (ПК-1), часть - в зоне природных ландшафтов (Р-3); использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в территориальных зонах ПК-1 и Р-3 не предусмотрено. Картой функциональных зон городского округа Самара Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, образуемый земельный участок расположен в зоне лесов.

Так, согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Из пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.

Таким образом, решение Департамента об отказе в согласовании предоставления ФИО2 земельного участка, расположенного но адресу: <адрес>, участок б/н, принято обосновано и законно, поскольку испрашиваемый земельный участок площадью 1000 кв.м, расположен в зоне Р-3 (зона природных ландшафтов) и в зоне лесов, предоставление земель ограничено в обороте и не допускается на заявленном виде права. Использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в территориальных зонах ПК-1 и Р-3 не предусмотрено.

Кроме того согласно сведениям ИСОГД, установлено расположение испрашиваемого земельного участка сразу в двух территориальных зонах: в зоне Р-3 (зона природных ландшафтов) и ПК-1 (зона предприятий и складов V-IV классов вредности, санитарно-защитные зоны - до 100 м.).

Таким образом, нахождение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах недопустимо в соответствии с вышеприведенными нормами.

Согласно ч.4 ст. 30 ГрК РФ, п.2 ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне.

На основании пн. 1 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом.

В абзаце 22 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016) указано, что законы для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета применительно к земельным участкам называют такие основания, как пересечение одной из границ земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, одной из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, или границы территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, за исключением установленных случаев (п.п. 20, 21, 27, 43 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и п.п. 2, 6, 7 ч.2 ст.26 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Оспариваемое Распоряжение № от <дата> содержит второе основание отказа в согласовании предоставления земельного участка ФИО2

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 7; статья 38, часть 1).

Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества (Определение от 9 ноября 2017 года N 2516-О).

Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

В Самарской области указанный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям урегулирован Законом Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД "О земле" (далее - Закон Самарской области "О земле").

Согласно части 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" земельные участки, в том числе с расположенными на них жилыми домами, жилыми строениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

Порядок реализации положений части 10 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" определен в Законе Самарской области от 13 апреля 2015 года N 37-ГД "О порядке постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей, желающих бесплатно приобрести образованные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности".

В соответствии с ч. 10 ст. 10.3 Закона № 94-ГД, постановлением Администрации городского округа Самара от 02.04.2014 № 359 утвержден акт об отсутствии в городском округе Самара свободной территории, необходимой для формирования земельных участков в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, постоянно проживающим в городском округе Самара и поставленным на учет, желающим бесплатно приобрести сформированные земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, установленных ст. 9 Закона № 94-ГД.

Испрашиваемый земельный участок согласно административному делению Самарской области, городского округа Самара относится к территории Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, следовательно в силу вышеприведенного постановления Администрации городского округа Самара № 359 от 02.04.2014 не подлежит предоставлению указанной категории граждан на заявленных основаниях.

Данная норма, примененная в качестве основания решения Департамента, соответствует пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, пп.19 ст. 39.16 ЗК РФ.

Распоряжение Департамента № от <дата> об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, не ограничивает реализацию права ФИО2, как многодетной мамы на предоставление земельного участка на заявленных основаниях, поскольку не препятствует в обращении с заявлением в уполномоченный орган о согласовании предоставления иного земельного участка, в частности на территории Волжского и <адрес>ов ФИО1 <адрес>.

В соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ГД земельные участки предоставляются в порядке, определенном ст. 30.3 настоящего Закона: земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, указанных в ч. 10 ст. 9 настоящего Закона, бесплатно в порядке очередности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 12 и 12.1 настоящей статьи, ч. 6 ст. 9 настоящего Закона.

Согласно ч.10 ст. 10.3 Закона № 94-ГД данной категории граждан могут быть предоставлены земельные участки, сформированные на территории муниципального района (городского округа), имеющего общие границы с муниципальным районом (городским округом), в котором такие граждане постоянно проживают и были поставлены на учет. Смежными муниципальными районами с городским округом Самара согласно Закону Самарской области от 25.02.2005 № 61-ГД «Об установлении границ городского округа Самара Самарской области» являются муниципальные районы Волжский и Красноярский Самарской области.

Таким образом, реализация льготы в виде однократного бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, закрепленной ч. 6 ст. 39.5 ЗК РФ, ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ГД, осуществляется исключительно в порядке очередности и с соблюдением территориальности. Следовательно испрашиваемый ФИО2 земельный участок не может быть предоставлен ей на заявленных основаниях.

Исходя из анализа представленных административным истцом доказательств, норм действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, у административного истца отсутствуют законные основания предоставления в собственность указанного земельного участка. Следовательно, в данном случае права ФИО2 спорным распорядительным актом не нарушены.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Между тем таких правовых условий по делу судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО2

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к Департаменту градостроительства г. о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в ФИО1 областной суд в месячный срок со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено <дата>.

Судья                подпись                             Н.Н. Кузина

Копия верна

Судья                                                                                    Н.Н. Кузина

Подлинник документа находится в административном деле а-994/23 Куйбышевского районного суда <адрес>.

2а-994/2023 ~ М-435/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гончарова Татьяна Юрьевна
Ответчики
Департамент градостроительства г.о. Самара
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация г.о.Самара
Суд
Куйбышевский районный суд г. Самары
Судья
Кузина Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
kuibyshevsky--sam.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация административного искового заявления
07.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
02.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2023Дело оформлено
06.06.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее