дело №2а-1103/2024
УИД 16RS0038-01-2024-001434-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2024 года г. Елабуга
Елабужский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Садыкова Р.Р.
при секретаре Трофимовой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Елабужского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района, исполнительному комитету Елабужского муниципального района о признании бездействия незаконным
УСТАНОВИЛ:
Елабужский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеприведенной формулировке, указав, что прокуратурой города проведена проверка состояния антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 24 «Росинка» Елабужского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения в обеспечении антитеррористической защищенности. В нарушение Постановления от 02.08.2019 №1006, здание школы не оснащено системой охранной сигнализации, не оборудовано контрольно-пропускным пунктом на въездах (выездах) образовательной организации. После выявления указанного нарушения законодательства о противодействии терроризму, в 2024 году в адрес Управления образования исполнительного комитета Елабужского муниципального района было внесено представление, однако нарушения до настоящего времени не устранены. Имеющиеся нарушения требований норм антитеррористического законодательства не позволяют обеспечить постоянный контроль, а также предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории учреждения, нарушают права, свободы и интересы несовершеннолетних учащихся, работников, а также иных лиц, посещающих школу, на жизнь и охрану здоровья, закрепленные в Конституции Российской Федерации и указанных нормативных правовых актах. Прокурор просил признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района выразившееся в непринятии мер по оборудованию системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации образовательной организации, расположенной по адресу: Елабужский муниципальный район, ....... Обязать МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района оборудовать объект (территорию) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до Дата обезличена. Возложить обязанность на исполнительный комитет Елабужского муниципального района обязанность по финансированию системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района для оборудования системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до Дата обезличена.
В судебном заседании помощник прокурора Л.И.А. заявление поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика исполнительного комитета Елабужского муниципального района просила в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В ст.5.2 названного Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, при этом в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подп. «а», «в» п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путём осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подп.«г» п.18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом «д» п.24 Требований, предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности осуществляется оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В силу п.25 Требований в отношении объектов (территорий) четвёртой категории опасности должны осуществляться мероприятия, предусмотренные п.24 этих Требований.
В соответствии с пунктом 31 Требований, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В силу ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения Елабужского муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, в том числе разрабатывание и реализация муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация его проявлений; организация и проведение в муниципальных образованиях Елабужского района информационно-пропагандистических мероприятий по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан непринятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий; участие в мероприятиях по профилактике терроризма; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности Елабужского района или в ведении органов местного самоуправления Елабужского района.
Как следует из материалов дела и установлено судом, МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: ......, данным объектам в соответствии с пунктом 13 Требований присвоена первая категория опасности.
По результатам проверки исполнения законодательства об образовании, в части обеспечения безопасных условий воспитания и обучения прокурором выявлено, что в нарушение требований законодательства в области противодействия терроризму указанный объект первой категории опасности не оснащен в соответствии с предписаниями пункта 24 Требований.
МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района является муниципальным учреждением (согласно Устава учреждения). Учредителем Учреждения является муниципальное образование «Елабужский муниципальный район». Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района от имени муниципального образования «Елабужский муниципальный район» является исполнительный комитет Елабужского муниципального района.
Обеспечение содержания здания и сооружений муниципальной образовательной организации, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям Учредителя.
Согласно пунктов 1.9.1 Устава исполнительный комитет Елабужского муниципального района осуществляет финансовое обеспечение.
В соответствии со статьями 15, 17, 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района; создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, именно органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Финансирование мероприятий, направленных на соблюдение требований антитеррористической защищенности образовательного учреждения, осуществляющего деятельность в здании, находящимся в собственности Елабужского муниципального района, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления района – исполнительному комитету Елабужского муниципального района, наделенной в силу Федерального закона «О противодействии терроризму», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования «Елабужский муниципальный район», полномочиями по обеспечению выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в ведении исполнительного комитета района.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности на МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района по оборудованию системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации образовательной организации, расположенной по адресу: Елабужский муниципальный район, ...... до Дата обезличена.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делу, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым освободить МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района от уплаты госпошлины и госпошлину отнести за счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Елабужского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района выразившееся в непринятии мер по оборудованию системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации образовательной организации, расположенной по адресу: Елабужский муниципальный район, .......
Обязать МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района оборудовать объект (территорию) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до Дата обезличена.
Возложить обязанность на исполнительный комитет Елабужского муниципального района обязанность по финансированию системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации МБДОУ «Детский сад Номер обезличена «Росинка» Елабужского муниципального района для оборудования системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации до Дата обезличена.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Верховный суд Республики Татарстан через Елабужский городской суд Республики Татарстан.
Судья: подпись Садыков Р.Р.