Решение
Именем Российской Федерации
18 июля 2022 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Медной Ю.В.,
при ведении протокола секретарём Бакшеевой В.А.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Гаврилову Сергею Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
прокурор Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Гаврилову С.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, мотивируя требования следующим.
Прокуратурой Кировского района г. Саратова проведена проверка законности и обоснованности наличия у Гаврилова С.В. права на управление транспортными средствами категории «<данные изъяты>)», в ходе которой установлено, что Гаврилов С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение серии №, выданное ДД.ММ.ГГГГ года и дающее право управлять транспортными средствами категории «В».
Согласно информации главного врача ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» Гаврилов С.В. с 2020 года по настоящее время состоит на диспансерном наблюдении у врача-психиатра с диагнозом «<данные изъяты>», что не дает ему права на управление транспортными средствами по состоянию здоровья.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просит прекратить действие права на управление транспортными средствами категории «<данные изъяты>», Гаврилова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, водительское удостоверение серии №, выданное 30 августа 2019 года, обратить решение к немедленному исполнению.
Представитель административного истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Гаврилов С.В. извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны.
Руководствуясь ст.150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
В соответствии со статьями 1 и 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 названного Закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психиатрическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» (Зарегистрировано в Минюсте России 22 марта 2016 № 41495) утверждено, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае, если у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по МКБ-10) в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-испытательной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии имеется подтвержденная стойкая ремиссия не менее трех лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно п. 1 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Клиническими рекомендациями «Шизофрения», утвержденными Минздравом России, шизофрения - психическое расстройство, характеризующееся сочетанием продуктивной (галлюцинаторно-бредовой, кататоно-гебефренной, аффективной и др.) и негативной (апатия, абулия, алогия, эмоциональная и социальная отгороженность и др.) симптоматики, поведенческих и когнитивных нарушений (памяти, внимания, мышления и др.) и приводящее к неблагоприятным социальным и экономическим последствиям.
Согласно Клинических рекомендаций Международной статической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем параноидная шизофрения - «F20.0».
Согласно МКБ-10, заболевание классифицируют как по клиническим формам (параноидная шизофрения, гебефренная шизофрения, кататоническая шизофрения, недифференцированная шизофрения, простая шизофрения, резидуальная шизофрения и др.), так и по типам течения (первый эпизод, эпизодическое течение, эпизодическое течение с нарастающим дефектом, непрерывное течение, малопрогредиентное течение и др.). Важное значение также имеет выделение отдельных симптомокомплексов (дименсий) психопатологической симптоматики (позитивная симптоматика, негативная симптоматика, дезорганизация речи и мышления, аффективная симптоматика, когнитивные нарушения, кататоническая симптоматика и др.), которые могут индивидуально широко варьироваться по тяжести выраженности и определяют многообразие клинической картины заболевания.
Для параноидной формы в клинической картине выражены галлюцинации и/или бред: галлюцинаторные голоса угрожающего или императивного характера или слуховые галлюцинации без вербального оформления, обонятельные или вкусовые галлюцинации, сексуальные или другие телесные ощущения; бред преследования, воздействия, отношения, значения, высокого происхождения, особого предназначения, телесных изменений или ревности. Эмоциональная сглаженность или неадекватность, кататонические симптомы или разорванная речь не должны доминировать в клинической картине, хотя они могут присутствовать в легкой степени выраженности.
Согласно информации РЭО ГИБДД УМВД России по г. Саратову Гаврилов С.В. 08 сентября 1963 года рождения, имеет водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ года и дающее право управлять транспортными средствами категории «<данные изъяты>» (л.д. 9).
Согласно сообщению главного врача ГУЗ «Саратовский городской психоневрологический диспансер» от 22 июня 2022 года Гаврилов С.В. состоит на учете у врача-психиатра с 2020 года по настоящее время с диагнозом «Параноидная шизофрения» (л.д. 8).
Указанное заболевание включено в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1604, что свидетельствует о наличии у Гаврилова С.В. медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1604, суд приходит к выводу, что имеющийся у Гаврилова С.В. диагноз, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, их имуществу. В связи, с чем административные исковые требования прокурора Кировского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории «В» Гаврилова С.В. 08 сентября 1963 года рождения подлежат удовлетворению.
В силу статьи 188 КАС РФ суд считает возможным обратить решение к немедленному исполнению, направив его копии в регистрационно-экзаменационный отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову и Кировское районное отделение судебных приставов г. Саратова.
Руководствуясь статьями 175-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «№» ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 25 ░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░