УИД 63RS0030-01-2024-001656-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2024 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Казымовой Д.Р.к.,
с участием помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Дорош А.А.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Вяльдина В.В.,
административного ответчика Большухина И.В.,
рассмотрев в выездном открытом судебном заседании административное дело №2а-1480/2024 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Большухина И.В., ... года рождения, ..., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Большухина И.В., указав при этом следующее.
Большухин И.В., ... года рождения, на основании приговора Ставропольского районного суда Самаркой области от 18.04.2022г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 к 2 годам 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Отбывает наказание за совершение преступления при особо опасном рецидиве. Срок отбытия наказания истекает у Большухина И.В. 26.06.2024 г.
Административный истец просит установить административный надзор в отношении Большухина И.В. на срок 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже 3 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства и пребывания для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Вяльдин В.В. исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Большухин И.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку полагает, что 8 лет административного надзора является слишком большим сроком. Возражал против установления административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой, поскольку преступлений в ночное время не совершал. Кроме этого, его будущее место работы в районном центре находится на удалении от его места проживания, и он, после работы, может опаздывать до 22:00 часов приехать домой. Также он может не услышать, как его будут проверять в ночное время сотрудники полиции, поскольку принимает лекарственные препараты на ночь, в связи с наличием у него тяжелого хронического заболевания. Возражал против установления 3 обязательных явок в орган внутренних дел для регистрации, считая, что такое количество явок является чрезмерным, отнимет много времени от работы. В настоящее время регистрации на территории Российской Федерации у него нет. Ранее имевшаяся регистрации в г. Тольятти Самарской области была временной на 1 год. Зарегистрироваться и проживать он собирается у сожительницы по адресу: .....
Помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Дорош А.А., давший заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Суд, выслушав административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения административных исковых требований начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, имеющих непогашенную и неснятую судимость на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Административный надзор устанавливается в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Федеральный закон N 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 ФЗ).
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Федеральный закон N 64-ФЗ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.01.2003г. приговором судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда (с учетом постановления Семеновского районного суда Нижегородской области от 01.02.2012 г.) Большухин И.В. осужден за совершение преступлений, предусмотренного п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. «к» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 3 ст. 162, ч. 2 ст. 167, ч. 2 ст. 325 УК РФ, по совокупности преступлений к наказанию в виде лишения свободы на срок 18 лет 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колони строгого режима. Освобожден по отбытию наказания 23.04.2021 г.
В силу ч. 5 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные п. «з» ч. 2 ст. 105, ч. 3 ст. 30, п. «к» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ (на дату совершения преступления и в настоящее время), за совершение которых Большухин И.В. судим и отбывал наказание в виде лишения свободы, относятся к категории особо тяжких преступлений.
18.04.2022 г. приговором Ставропольского районного суда Самарской области Большухин И.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 5 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок отбытия наказания истекает 26.06.2024 г.
В силу ч. 4 ст. 15 УК РФ преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за совершение которого Большухин И.В. судим и отбывает наказание в виде лишения свободы, относится к категории тяжких преступлений.
В силу ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
В силу п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ рецидив преступлений признается опасным при совершении лицом тяжкого преступления, если ранее оно было осуждено за тяжкое или особо тяжкое преступление к реальному лишению свободы.
Поскольку преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, за которое Большухин И.В. осужден приговором Ставропольского районного суда Самарской области от 18.04.2022 г. к реальному лишению свободы, совершено им в период не погашенной и неснятой в установленном законом порядке судимости по приговору судебной коллегии по уголовным делам Нижегородского областного суда от 23.01.2003 г., которым Большухин И.В. осуждался за совершение, в том числе особо тяжких преступлений к реальному лишению свободы, в действия последнего судом установлен опасный рецидив преступлений (п. «б» ч. 2 ст. 18 УК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Большухиным И.В. преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ (приговор от 18.04.2022 г.), срок погашения судимости за совершение тяжких преступлений составляет 8 лет после отбытия наказания. Освобождается Большухин И.В. по отбытии срока наказания 26.06.2024 г. Таким образом, судимость по приговору Ставропольского районного суда Самарской области от 18.04.2022 г. у него погашается в 24:00 часа 25.06.2032г.
Из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", следует, что при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
Принимая во внимание наличие у административного ответчика неснятой и непогашенной судимости за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 2 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре) для установления Большухину И.В. административного надзора на срок – 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, назначенного приговором Ставропольского районного суда Самарской области от 18.04.2022 г.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.
Из представленной характеристики следует, что Большухин И.В. за время отбывания наказания зарекомендовал себя удовлетворительно. На меры воспитательного характера реагирует слабо. Должные выводы для себя делает не всегда. Во время проведения профилактических воспитательных бесед ведет себя сдержанно. Установленный распорядок дня в учреждении соблюдает не всегда. Внешне опрятен, форму одежды установленного образца соблюдает. Нормы санитарной и личной гигиены, а также пожарную безопасность соблюдает. В общении с сотрудниками администрации вежлив, корректен. За все время отбывания наказания получил 5 взысканий, все взыскания являются действующими, поощрений не имеет. Библиотекой пользуется, отношение к религии удовлетворительное. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые мероприятия, спортивные мероприятия не посещает, имеет средне - специальное образование. Выполнять работу по благоустройству территории исправительного учреждения без оплаты труда отказывается, выполняет под контролем администрации. В учреждении трудоустроен, к труду относится отрицательно.
Наличие родственников и поддержание отношений полезные связи не нарушены, связь с родственниками переписки.
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.
В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, в соответствии с частью 2 статьей 4 Федерального закона N 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Разрешая требования административного истца о назначении Большухину И.В. административных ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Большухина И.В., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенных им преступлений, руководствуясь, в том числе положениями ч. 8 ст. 272 КАС РФ, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ответчику административные ограничения в виде:
- обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета выезда за пределы административных границ Городецкого района Нижегородской области без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Указанные административные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов и отвечает задачам административного надзора.
При этом, суд принимает во внимание, что Большухин И.В. ранее судим за совершение умышленных преступлений против собственности и личности, однако должных выводов для себя не сделал, и вновь совершил преступления против собственности, за которое отбывает наказание в настоящий момент.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о склонности административного ответчика к совершению указанной категорий преступлений, что свидетельствует о возможности совершения им новых преступлений при отсутствии достаточного контроля за его поведением после освобождения из мест лишения свободы.
Устанавливаемые ограничения не противоречат законодательству, задачам и целям административного надзора, являются целесообразными и соразмерными, не ограничивают права ответчика на труд, получение образования, медицинской помощи, участие в жизни общества, близких и родственников, не мешают привычному укладу его жизни, то есть не нарушают баланса частных и публичных интересов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что устанавливаемые административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, судом не установлено.
Устанавливаемые судом 2 явки на регистрацию в орган внутренних дел не являются для административного ответчика чрезмерными, назначены в пределах требований Федерального закона №64-ФЗ. Оснований для установления большего количества явок в орган внутренних дел для регистрации с учетом характера и обстоятельств совершенного им преступления, его поведения за период отбывания наказания, суд не усматривает, полагая, что 2 обязательных явок будет достаточно для воспитания у поднадзорного лица законопослушного поведения.
С учетом характера и обстоятельств совершенных Большухиным И.В. преступлений, за совершение которых он судим, отбывал и отбывает наказание в виде лишения свободы, учитывая характеристику личности последнего, представленную исправительным учреждением, отсутствие у ответчика регистрации на территории Российской Федерации, установление административного ограничения в виде запрета выезда за пределы административных границ Городецкого района Нижегородской области без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания без разрешения территориального органа внутренних дел по месту жительства или пребывания, является обоснованным и соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью индивидуального профилактического воздействия на ответчика для выработки у него законопослушного поведения и контроля за его поведением после отбытия срока наказания. Данное административное ограничение не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на труд, социальную адаптацию и прав ответчика не нарушает.
Оснований для установления дополнительного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой, с учетом данных о личности Большухина И.В. и характера совершенных им преступлений, суд не находит. При этом, суд исходит из того, что установление данного ограничения не обусловлено созданием эффективных условий для предупреждения совершения общественно опасных деяний административным ответчиком в период после освобождения из мест лишения свободы.
Устанавливая вышеуказанные административные ограничения, суд отмечает, что административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора должен исчисляться Большухину И.В. со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 16 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ... ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ – 8 ░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░:
- ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 2 ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.314.1 ░░ ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ – 03 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░