Дело № 2а-1183/2023
03RS0037-01-2023-001278-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Толбазы 21 июля 2023 г.
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ахметова Р.Р., при секретаре Наконечной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хасанова Радмира Ришатовича к призывной комиссии Аургазинского района РБ, призывной комиссии РБ, военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов РБ, ФКУ «Военный комиссариат» РБ, администрации Главы РБ, администрации муниципального района Аургазинский район РБ об оспаривании решения, действий призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Хасанов Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Аургазинского района РБ, призывной комиссии РБ, военному комиссариату Аургазинского и Гафурийского районов РБ, ФКУ «Военный комиссариат» РБ, администрации Главы РБ, администрации муниципального района Аургазинский район РБ об оспаривании решения, действий призывной комиссии.
Заявленные требования мотивирует тем, что он состоит на воинском учете в военном комиссариате по Аургазинскому и Гафурийскому районов РБ. Административный истец учится на очном отделении в ГБОУ «Стерлитамакский химико-технологический колледж» и имеет отсрочку на время прохождения учебы до ДД.ММ.ГГГГ В период весеннего призыва ДД.ММ.ГГГГ г. он был вызван повестками в военкомат, в отношении него были проведены призывные мероприятия-медицинская комиссия ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Административный истец признан «Б-3» годным к военной службе с незначительными ограничениями. Медицинская и призывная комиссии являются призывными мероприятиями и не могут проводиться до истечении срока отсрочки. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными действия военного комиссариата, призывной комиссии <адрес> РБ, Призывной комиссии РБ по проведению в отношении Хасанова Радмира Ришатовича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, призывных мероприятий во время действующей отсрочки от призыва; признать незаконным и отменить решение Призывной комиссии РБ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) о признании Хасанова Радмира Ришатовича, 2004 г.р., кат. «Б-3» годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В пункте 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в дальнейшем - Закона N 53-ФЗ).
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 названного федерального закона).
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Хасанов Р.Р. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Аургазинскому и <адрес>ов РБ.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБПОУ Стерлдитамакский химико-технологический колледж Хасанов Р.Р. обучается на 3 курсе по профессии «Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ», окончание обучения в образовательном учреждении-ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с повестками, выданными военным комиссаром Ф.Гимадиевым, Хасанова Р.Р. обязали являться в военный комиссариат по адресу: <адрес>, в частности ДД.ММ.ГГГГ к 09 часам-для уточнения учетных данных, ДД.ММ.ГГГГ - для медицинского освидетельствования, ДД.ММ.ГГГГ к 14 часам- для медицинского освидетельствования.
Согласно личному делу Хасанова Р.Р. ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ последний прошел медицинское освидетельствование, на основании которого решением призывной комиссии РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Хасанов Р.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан Б-3 годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 статьи 26).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Согласно представленным документам, а также личному делу призывника, в отношении Хасанова Р.Р. проводились призывные мероприятия, при наличии отсрочки от призыва до ДД.ММ.ГГГГ, а именно – явка для уточнения учетных данных, направление на медицинское освидетельствование.
В соответствии со ст.25 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации за следующими исключениями:
а) граждане, проживающие в отдельных районах Крайнего Севера или отдельных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря. Перечень указанных районов и местностей, а также сроки призыва на военную службу граждан, проживающих в этих районах и местностях, определяются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации;
б) граждане, проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября по 31 декабря;
в) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных организаций, призываются на военную службу с 1 мая по 15 июля.
Поскольку Хасанов Р.Р. является студентом очной формы обучения сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которому предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, оснований для проведения призывных мероприятий в отношении Хасанова Р.Р. у военного комиссариата по Аургазинскому и Гафурийскому районам РБ не имелось, равно как призывать на военную службу.
При таких обстоятельствах, административный иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, 2004 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ (░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░. «░-3» ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░