Дело № 2а-1792/2023
УИД 58RS0008-01-2023-002843-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 октября 2023 года г.Пенза
Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:
председательствующего судьи Гореловой Е.В.,
с участием помощника прокурора Долгова Н.М.,
при секретаре Осиповой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УМВД России по г.Пензе к Чанилову Александру Степановичу об установлении административного надзора и ограничений,
У С Т А Н О В И Л:
УМВД России по г.Пензе обратилось в суд с административным исковым заявлением к Чанилову А.С. об установлении административного надзора и ограничений, указав, что приговором Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23.10.2018 Чанилов А.С., ДД.ММ.ГГГГр., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. г ч. 3 ст. 158 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ было отменено условное осуждение по приговору Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23.01.2018.
В соответствии со ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию, по приговору от 23.10.2018, неотбытой части наказания по приговору Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23 января 2018 года по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (9 преступлений), п. п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (4 преступления), окончательно Чанилову А.С. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Чанилов А.С. совершил тяжкое преступление.
02.07.2021 освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 7 месяцев 10 дней.
Срок погашения судимости у Чанилова А.С. истекает 02.07.2029.
После освобождения Чанилов А.С. систематически совершает административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, за что привлекался к административной ответственности.
На основании изложенного, ссылаясь на положения действующего законодательства, административный истец просит установить в отношении Чанилова А.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, административный надзор и установить ему следующие ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, а также запрет посещения мест, осуществляющих реализацию алкогольной продукции (бары, кафе, рестораны и т.д.).
Представитель административного истца УМВД России по г.Пензе Шатунова О.Г. (доверенность, копия диплома в деле) в судебном заседании поддержала заявленные требования и просил удовлетворить административный иск в полном объеме, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Административный ответчик Чанилов А.С., против удовлетворения административных исковых требований не возражал.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, заключение прокурора, поддержавшего административный иск, суд приходит к следующему.
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов, по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В частности, в ст. 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» закреплено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены подп. 5 п. 3 ст. 1, гл. 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В силу п.2 ч.3 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания; лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 4 указанного Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательными являются установление судом административных ограничений в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (часть 2).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона об административном надзоре срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Судом установлено, что приговором Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23.10.2018 Чанилов А.С., ДД.ММ.ГГГГр., признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года. На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ было отменено условное осуждение по приговору Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23.01.2018. В соответствии со ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров путем частичного присоединения к наказанию, по приговору от 23.10.2018, неотбытой части наказания по приговору Железнодорожного районного суда г. Пензы от 23 января 2018 года по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ (9 преступлений), п. п. «б, в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (4 преступления), окончательно Чанилову А.С. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Совершенное Чаниловым А.С. преступление, предусмотренное п. «г» ч. 3 ст. 158 УК РФ, в силу ч. 4 ст. 15 УК РФ является тяжким.
Исходя из положений п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осуждённых за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания.
Постановлением Октябрьского районного суда г.Пензы от 18.01.2021 Чанилов А.С. освобожден от отбывания наказания условно-досрочно на неотбытый срок – 7 месяцев 10 дней.
Судимость административного ответчика не снята и не погашена; срок погашения судимости 02.07.2029.
Согласно рапорту ОУУП и ПДН УМВД России по г.Пензе Е.. от 15.08.2023, Чанилов А.С., проживающий по <адрес>, - состоящий на профилактическом учете в УМВД России по г.Пензе, как лицо подпадающее под административный надзор в соответствии с положениями Федерального закона №64-ФЗ от 06.04.2011 «О порядке осуществления административного надзора за лицами освобожденными из мест лишения свободы» в течение года совершил два административных правонарушения по главе 20 КоАП РФ, против порядка управления и посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела сведениями о привлечении Чанилова А.С. к административной ответственности.
08.11.2022 постановлением мирового судьи судебного участка №2 Железнодорожного района г.Пензы Чанилов А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
09.01.2023 постановлением врио заместителя начальника полиции УМВД России по г. Пензе Чанилов А.С. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 руб.
Принимая во внимание приведенные выше положения норм действующего законодательства и установленные судом обстоятельства, учитывая, что освобожденный условно-досрочно из мест лишения свободы Чанилов А.С., имея непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, суд считает необходимым установить Чанилову А.С. административный надзор на срок два года.
Срок административного надзора необходимо исчислять со дня постановки Чанилова А.С. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
С учетом приведенных выше положений действующего законодательства, характера и степени общественной опасности, совершенного административным ответчиком тяжкого преступления, его поведения после освобождения из мест лишения свободы, совершении в течение одного года двух административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, суд считает необходимым установить в отношении Чанилова А.С. следующие административные ограничения: обязательная явка 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации, а также запрет помещения мест, осуществляющих реализацию алкогольной продукции (бары, кафе, рестораны и т.д.).
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 (ред. от 22.12.2022) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ч Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно п. 30 Постановления Пленума ВС РФ с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах.
Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой ст. 55 Конституции РФ, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Таким образом, установленные административные ограничения, а также срок административного надзора отвечают обстоятельствам и степени опасности совершенных Чаниловым А.С. преступлений, способствуют предупреждению совершения им преступлений и других правонарушений, будут оказывать на него профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов, а также содействовать его социальной адаптации, и их суд считает на данным момент достаточными.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Административным ответчиком доказательств, что установленные ограничения влекут нарушения его прав, не представлено. Установленные в отношении Чанилова А.С. ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Кроме того, Чанилов А.С. как поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных судом административных ограничений (ст. 10 ФЗ от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Руководствуясь ст.ст.175-180, 272, 273 КАС РФ, суд –
Р Е Ш И Л :
Административный иск УМВД России по г.Пензе к Чанилову Александру Степановичу об установлении административного надзора и ограничений - удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Чанилова Александра Степановича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца г.Пензы, на срок два года.
В период административного надзора Чанилову Александру Степановичу установить следующие административные ограничения:
- обязательная явка один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет посещения мест, осуществляющих реализацию алкогольной продукции (бары, кафе, рестораны и т.д.).
Срок административного надзора следует исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023
Судья - Горелова Е.В.