Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1917/2021 ~ М-1022/2021 от 20.02.2021

Дело № 2а-1917/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Галаховой И.В.,

при секретаре Чусове О.И.

С участием: представителя административного истца Заикиной Д.А., административного ответчика Ваниной Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде 01 апреля 2021 года административное дело по административному иску ИФНС по Центральному району г. Волгограда к Ваниной Л. К. о взыскании суммы задолженности по налоговым платежам,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Центральному району г. Волгограда обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, указав, что в соответствии с действующим законодательством Ванина Л.К. является плательщиком налога на имущество. Согласно сведениям, регистрирующего органа, налогоплательщик в 2015-2017г. имела в собственности объекты недвижимого имущества: 34:34:040038:800, Волгоград, ул. В соответствии с нормами законодательства на данные объекты был начислен налог за 2015г. – 5071 руб., за 2016г. – 5877 руб. за 2017г. в размере 3817 руб., а всего на сумму 14765 рублей. В связи с неуплатой налога на имущество, налогоплательщику начислены пени за период с 02.12.2017г. по 02.06.2019г. в размере 1 356 руб. 91 коп.

Согласно сведениям, регистрирующего органа, налогоплательщик в 2018г. имела в собственности объекты недвижимого имущества: 34:34:040038:800, Волгоград, ул. В соответствии с нормами законодательства на данные объекты был начислен налог за 2018г. в размере 3 966 руб. В связи с неуплатой налога на имущество, налогоплательщику начислены пени за период с 03.12.2019г. по 10.02.2020г. в размере 58 руб. 23 коп.

Налоговым органом налогоплательщику было направлено требование, налоговое уведомление, однако до настоящего времени требование об уплате налога не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №... Волгоградской области было вынесено определение об отмене судебного приказа о взыскании с Ваниной Л.К. в пользу ИФНС по Центральному району г.Волгограда недоимки по налоговым платежам, пени.

На основании изложенного ИФНС по Центральному району г. Волгограда просит суд взыскать в бюджет Ваниной Л.К. сумму задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 3 966 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по 02.06.2019г. в размере 1 356 руб. 91 коп., пени за период с 03.12.2019г. по 10.02.2020г. в размере 58 руб. 23 коп., а всего на общую сумму 5381 руб. 14 коп., в соответствии с требованиями №... от 03.06.2019г. №... от 11.02.2020г.

В судебном заседании представитель ИФНС по Центральному району г.Волгограда Заикина Д.А. заявленные требования поддержала, пояснила, что налоговая льгота предоставляется Ваниной Л.К. на один объект недвижимости каждого вида. На указанные объекты налоговая льгота не распространяется.

Административный ответчик Ванина Л.К. в судебном заседании заявленные требования не признала, поскольку она как пенсионер освобождена от уплаты налога на имущество. Кроме того, имущество на которое начислен налог, предоставлено ребенку – инвалиду, который также имеет налоговую льготу.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит заявленный административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

На основании ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

По смыслу пунктов 1, 3, 4 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

По смыслу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место.

В соответствии с п.1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Ставки налога на имущество физических лиц на территории Волгограда установлены Постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №... «О положении о местных налогах на территории г. Волгограда».

В судебном заседании установлено, что согласно сведениям, регистрирующего органа, налогоплательщик в 2015-2017г. имела в собственности объекты недвижимого имущества: 34:34:040038:800, Волгоград, ул. В соответствии с нормами законодательства на данные объекты был начислен налог за 2015г. – 5 071 руб., за 2016г. – 5 877 руб. за 2017г. в размере 3 817 руб., а всего на сумму 14 765 рублей. В связи с неуплатой налога на имущество, налогоплательщику начислены пени за период с 02.12.2017г. по 02.06.2019г. в размере 1 356 руб. 91 коп.

Согласно сведениям, регистрирующего органа, налогоплательщик в 2018г. имела в собственности объекты недвижимого имущества: 34:34:040038:800, Волгоград, ул. В соответствии с нормами законодательства на данные объекты был начислен налог за 2018г. в размере 3 966 руб. В связи с неуплатой налога на имущество, налогоплательщику начислены пени за период с 03.12.2019г. по 10.02.2020г. в размере 58 руб. 23 коп.

ИФНС по Центральному району г. Волгограда Ваниной Л.К.направлялось налоговое уведомление: №... от 06.09.2017г., со сроком уплаты до 01.12.2017г. и №... от 12.07.2018г., со сроком уплаты до 03.12.2018г.

В связи с неоплатой налогового уведомления, 11.02.2020г. Ваниной Л.К. направлено требование №..., со сроком уплаты до 07.04.2020г.

До настоящего времени сумма задолженности не оплачена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №... Волгоградской области было вынесено определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Ваниной Л.К. в пользу ИФНС по Центральному району г.Волгограда недоимки по налоговым платежам, пени.

Доводы Ваниной Л.К. о том, что ей как пенсионеру может быть предоставлена льгота при уплате налога на имущество, являются несостоятельными.

В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 407 Налогового кодекса РФ право на налоговую льготу (по налогу на имущество физических лиц) имеют пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством.

Пунктом 2 ст. 407 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.

На основании п. 3 ст. 407 Налогового кодекса РФ при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Перечень видов объектов налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, перечислен в п. 4 ст. 407 Налогового кодекса РФ, и включает в себя 1) квартира или комната; 2) жилой дом; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

Как видно из представленного налогового уведомления, Ваниной Л.К. предоставлена налоговая льгота на объекты: Волгоград, ..., Волгоград, ...Б, помещение 12.

Таким образом, на объекты Волгоград, ...Б с кадастровым номером 34:34:040038:800, и на квартиру по адресу: Волгоград, ..., налоговая льгота применена быть не может.

Как установлено ч.2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 48 НК РФ, (в редакции, действующей на момент обращения налогового органа за выдачей судебного приказа), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

На основании изложенного, срок на обращение в суд с административным иском к Ваниной Л.К. о взыскании задолженности по пени по налоговым платежам за 2018г. налоговый период и пени по данным налоговым платежам, ИФНС по Центральному району г. Волгограда не пропущен.

Что касается требований административного истца о взыскании суммы пени начисленной на сумму задолженности по налогу на имущество за 2016-2017г. налоговый период, суд учитывает следующее.

В силу пункта 2 статьи 207 Гражданского кодекса Российской Федерации с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

Из вышеперечисленных положений законодательства следует, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщиков (помимо обязанности по уплате самих налогов). С учетом того, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, то с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному обязательству; разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от основного.

Таким образом, если срок взыскания задолженности по налогам истек, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по их уплате. Следовательно, при рассмотрении споров о взыскании пеней необходимо исследовать вопрос о том, не истекли ли сроки для взыскания задолженности по обязательным платежам, сроки выставления требования об уплате пени, сроки на обращения в суд.

Как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от ДД.ММ.ГГГГ N 381-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, то пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.

Доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ).

Согласно абз. 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).

В силу ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4). При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе (ч. 5).

Из нормы ч. 6 ст. 289 КАС РФ следует, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд, в том числе, проверяет имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.

В соответствии с ч. 3 ст. 84 КАС Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности оценивает суд.

Суд учитывает, что в соответствии с требованием от ДД.ММ.ГГГГ №... со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ задолженность Ваниной Л.К. по пене, которая начислена в связи с несвоевременной уплатой налогоплательщиком налога на имущество за 2015-2018г.

Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по пени по указанному требованию в размере 1 356 руб. 91 коп.

Из расчета суммы пени видно, что сумма задолженности по пеням в размере 1356,91 руб. сформировалась в связи с неуплатой суммы налога на имущество за 2015-2018г. налоговый период.

Вместе с тем, доказательств взыскания в судебном порядке суммы долга за 2015-2017г.г., или добровольной уплаты суммы недоимки за 2015-2017г.г. на которую начислена пеня, суду не представлено. Как не представлено иных данных о том, что срок предъявления требований о взыскании этих налогов и начисленных на них пени не истек.

Из расчета пени следует, что за 2018г. начислена сумма пени в размере 625,95 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика, иные суммы сформировались за период 2015-2017г.г.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не доказано наличие оснований для взыскания с административного ответчика спорных сумм пени в размере 730 руб. 96 коп., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в данной части.

При определении размера задолженности, суд принимает за основу расчет, предоставленный административным истцом. Иного расчета, а также доказательств оплаты задолженности в полном объеме суду не предоставлено.

На основании изложенного, суд считает исковые требования ИФНС по Центральному району г. Волгограда к Ваниной Л.К. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 3966 руб., пени в размере 625 руб. 95 коп., пеня в размере 58 руб. 23 коп. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку административный истец на основании п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, с Ваниной Л.К. в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 руб. 00 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ИФНС по Центральному району г. Волгограда к Ваниной Л. К. о взыскании суммы задолженности по налоговым платежам – удовлетворить в части.

Взыскать в бюджет с Ваниной Л. К. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018г. в размере 3 966 руб., пени в размере 625 руб. 95 коп., пеня в размере 58 руб. 23 коп.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Взыскать с Ваниной Л. К. государственную пошлину в доход бюджета городского округа – город-герой Волгоград в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд города Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 09.04.2021 года.

Судья Галахова И.В.


2а-1917/2021 ~ М-1022/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда
Ответчики
Ванина Любовь Кузьминична
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Галахова Ирина Витальевна
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
20.02.2021Регистрация административного искового заявления
24.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
09.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Дело оформлено
27.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее