Дело №а-1107/2023
УИИ 24RS0№-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2023 года
<адрес> края
Курагинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Рукосуевой Е.В., при секретаре ФИО1, с участием пом. прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рощинского сельсовета <адрес> о признании бездействия по неприятию мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме незаконными; о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу,
у с т а н о в и л :
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Рощинского сельсовета <адрес> о признании бездействия по неприятию мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме незаконными; о возложении обязанности организовать предоставление муниципальных услуг в электронной форме в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Рощинского, по результатам которой установлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме на федеральном портале услуг и региональном портале государственных и муниципальных услуг <адрес> не осуществлены. Каких-либо мер, направленных на создание возможности оказания муниципальных услуг через Портал государственных и муниципальных услуг <адрес>, не принимается. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы Рощинского сельсовета в 2022 году вносилось представление об устранении соответствующих нарушений закона, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако до настоящего момента выявленные нарушения, связанные с неисполнением администрацией Рощинского сельсовета обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, не устранены. Указанные нарушения препятствуют доступу граждан и субъектов предпринимательской деятельности к получению муниципальной услуги в электронной форме.
Помощник прокурора ФИО2 в судебном заседании исковое заявление поддержал, просил удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Глава Рощинского сельсовета. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства цифрового развития <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заслушав лиц, принимающих участие в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Рощинского сельсовета <адрес>, в ходе которой выявлено, что администрацией Рощинского сельсовета не обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010г.№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме – предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
К правам граждан в соответствии со статьей 5 Закона № 210-ФЗ относятся получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В силу части 1 статьи 10 Закона № 210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются:
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009№-р (далее – Распоряжение№ -р) утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, в том числе в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Распоряжения№ -р органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями и 1(1) к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению. Согласно указанному приложению предельный срок обеспечения возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) установлен до2014г.
В соответствии с п.п. «б» п. 3 постановления Правительства РФ от 27.09.2011г. №«О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» органам местного самоуправления предписано организовать заключение соглашений о взаимодействии органов местного самоуправления с уполномоченным многофункциональным центром; принять меры по обеспечению организации предоставления в многофункциональных центрах муниципальных услуг, указанных в рекомендуемом перечне, утвержденным настоящим постановлением; организовать внесение изменений в соглашения о взаимодействии в части установления порядка участия многофункционального центра в предоставлении муниципальной услуги путем включения в них утвержденной технологической схемы предоставления муниципальной услуги в течение 2 месяцев со дня такого утверждения.
Согласно части 1 статьи 20 Закона № 210-ФЗ ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.
Частью 1 статьи 21 Закона № 210-ФЗ установлено, что Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1 части 4 статьи 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что переход на оказание публичных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ. в адрес администрации Рощинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства, указано на необходимость устранить нарушения и обеспечить предоставление муниципальных услуг в электронном виде, однако требования прокурора, заявленные в представлении, не исполнены.
В настоящее время прием документов в электронном виде не осуществляется, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Невозможность получения муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, что в целом не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
На официальном портале Администрации Рощинского сельсоветана дату рассмотрения дела размещена информация о предоставлении 03 муниципальных услуг. Указанные услуги оказываются в неэлектронном виде.
Суд считает, что бездействием административного ответчика нарушаются интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации гарантии равной защиты прав, интересов граждан на получение муниципальных услуг в электронной форме.
Требования прокурора <адрес> о возложении обязанности на Администрацию Рощинского сельсовета обеспечить возможность предоставления в электронной форме муниципальных услуг подлежат удовлетворению (в пределах заявленных требований).
Таким образом, административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Суд считает указанный срок – 3 месяца является разумным и будет достаточным для организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд-
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░:
- ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░3 ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░