Дело № 2а-3861/2022
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 19.07.2022.
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Сотеевой Б.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Махачкалы в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> ФИО2 в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование административного иска указал, что <адрес> осуществлен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет» на предмет соблюдения законодательства в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию, в ходе которого выявлены факты размещения в сети Интернет материалов порнографического содержания.
При проведении осмотра страницы сайта с URL-адресом: <данные изъяты> установлено, что на странице сайта размещена информация порнографического характера, в котором крайне непристойно, цинично,
вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует.
Подобная информация оказывает негативное воздействие на психическое состояние несовершеннолетних, подрывает духовное и нравственное развитие детей, смещает моральные акценты, отторгает их от традиционных нравственных ценностей, что противоречит целям государственной политики в области содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, в том числе и их защите от этих факторов.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, и в первую очередь подрывает основы конституционного строя, в части обеспечения и защиты конституционного права граждан Российской Федерации на защиту материнства и детства в установленном законом порядке.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ по РД (Роскомнадзор по РД).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, - административного ответчика сведения, предусмотренные п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ.
В общедоступных в сети Интернет сведениях сервиса национального регистратора доменных имен, сведения о владельце доменного имени <данные изъяты> отсутствуют, в связи с чем настоящий административный иск рассматривается без административного ответчика.
Пом прокурора ФИО3 административный иск поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Заинтересованное лицо на рассмотрение административного дела не явилось (своих представителей не направил), обратилось с заявлением о рассмотрении дела без участия представителя Роскомнадзора по РД.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Административный истец в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц в иске просит признать информацию, размещённую в сети Интернет на сайте <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещеной.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также Центральный банк Российской Федерации в отношении информации, указанной в статье 6.1 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации».
Согласно ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частями. 1, 6 ст. 10 указанного ФЗ установлено, что в РФ распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 15.1 данного ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»
Согласно ч. 1 ст. 9 данного ФЗ об информации ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Аналогичные основания прав и свобод человека и гражданина установлены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> был проведен мониторинг информации, размещаемой в сети Интернет, на соответствие требованиям действующего законодательства, в результате которого выявлены нарушения, т.е. размещение порнографических материалов.
На Интернет - сайте размещена информация порнографического характера с крайне непристойным, циничным, вульгарно-натуралистическим изображением половых отношений, анатомическими и (или) физиологическими подробностями полового акта, где акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов.
Информация, содержащаяся на сайте: <данные изъяты> является запрещенной, так как содержит сведения порнографического характера.
Распространение информации в сети Интернет и доступ несовершеннолетних и граждан к ней попадает в сферу регулирования Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).
Согласно ч.З ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч.б ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная Ответственность.
За распространение порнографических материалов предусмотрена уголовная ответственность по ст.242 УК РФ.
Пунктом 1 ст.9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы порнографического характера.
С учётом изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для признания информации, размещенной на сайте в сети Интернет <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст.15.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
2. В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
3. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 365.5 КАС РФ решение суда подлежит приведению к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск заместителя прокурора <адрес> ФИО2 в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц удовлетворить.
Признать информацию, размещённую на странице сайта с URL –адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Привести решение суда к немедленному исполнению.
Настоящее решение является основанием для включения указателей страниц сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Магомедрасулов Б.М.
УИД 05RS0031-01-2022-010967-58