Дело №а-142/2022
УИД 18RS0023-01-2021-002988-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 марта 2022 года г. Сарапул УР
В окончательной форме решение принято 18.04.2022 года.
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием заинтересованного лица, представителя истца Сарычева А.А.,
представителя заинтересованного
лица ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» Калабиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сарычевой <данные изъяты> к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу об оспаривании решения организации, наделённой отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
установил:
Сарычева А.И. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу об оспаривании решения организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Исковые требования мотивированы следующим.
Приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» получен истцом 11.06.2021 года.
Недра предоставляются в пользование, в частности, для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Изъятие земельных участков у ответчика обосновано наличием лицензии ИЖВ 01543 НР.
Согласно информации, размещённой в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» общество имеет лицензию ИЖВ 01543 НР, дата лицензии 17.11.2010, дата начала действия лицензии 02.12.2010. наименование лицензируемого вида деятельности, на который выдана лицензия – геологическое изучение недр, включающее поиски и оценку месторождения полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Истец считает, что изымаемый земельный участок не входит в границы горного отвода, являющегося неотъемлемой частью лицензии ИЖВ 01543 НР.
В рамках исполнения многочисленных предписаний о выявленных нарушений ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» 31.05.2021 года предоставило в орган, осуществляющий надзор (Ростехнадзор) документы, свидетельствующие о выполнении мероприятий по консервации объекта капитального строительства «Обустройство Мазунинского участка недр» по проекту ИСИз № 1383.
Деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» на территории Мазунинского участка недр, в состав которого входят спорные (изымаемые) земельные участки, не осуществляется, все объекты и сооружения находятся в нерабочем состоянии, в консервации.
Обращаясь с ходатайством об изъятии земельных участков, пользователь недр не уведомил орган (Роснедра), принимающий решение об изъятии, о существующих неустранимых нарушениях, допущенных ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» в рамках пользования лицензией ИЖВ 01543 НР, следовательно, не уведомил о проведении мероприятий, связанных с консервацией нефтяного месторождения в рамках лицензионного соглашения.
Поскольку деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» на территории Мазунинского участка недр, в состав которого входит изымаемый земельный участок, законсервирована, с 2017 года осуществлялась с многочисленными нарушениями, неизбежно приведшими к консервации данного месторождения, оснований для изъятия земельных участков, принадлежащих истцу, не имеется.
Принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества. Обращение коммерческого предприятия (недропользователя) с ходатайством об изъятии земельного участка у иных лиц в целях осуществления им своей коммерческой деятельности обусловливается коммерческим интересом указанной организации, которому способствует принятая для соответствующей добывающей отрасли государственная программа развития, а также специфика правового регулирования добычи и использования соответствующего ресурса, его социальной значимости.
Сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей.
В связи с этим при разрешении спора об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в целях его использования для недропользования, подлежит доказыванию наличие непосредственно государственных (муниципальных) нужд в изъятии конкретного имущества. Деятельность лицензиата, лишь опосредованно служащая публичным интересам и направленная на извлечение прибыли самим хозяйствующим субъектом, не определяет наличия государственных нужд, удовлетворение которых посредством лишения собственности или права владения иных лиц допускается лишь в исключительных случаях.
Заинтересованным лицом не приведено доводов о том, что без изъятия конкретных земельных участков не обеспечивается удовлетворение государственных нужд, в том числе в соответствии с задачами Энергетической стратегии до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 года № 1715-р, на которую Департамент ссылается в отзыве на заявление, и о том, что государственные нужды не могут быть удовлетворены при использовании земельных участков, не обременённых правами третьих лиц, а также участков, уже задействованных в недропользовании.
Заинтересованным лицом не приведено доводов о том, что без принудительного изъятия конкретных земельных участков недропользователь, с учётом того, что нефтяное месторождение законсервировано, не имеет возможности осуществлять лицензируемый вид деятельности.
С учётом даты выдачи лицензии (17.12.2010) свидетельствует о длительном непринятии лицензиатом мер, направленных на осуществление недропользования после получения лицензии и о недоказанности Департаментом как необходимости изъятия земельных участков, так и правовых оснований для принятия оспариваемого приказа от 20.04.2021 года № 169.
Просит признать недействительным приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счёт средств недропользователя», обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Определением Сарапульского городского суда УР от 05.10.2021 года (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Нефтетрейд-Удмуртия».
Определением Сарапульского городского суда УР от 10.02.2022 года (протокольным) к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Сарычев А.А.
В судебное заседание истец Сарычева А.И., представитель ответчика Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу не явились, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
На основании статьей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца, заинтересованное лицо Сарычев А.А. исковые требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» Калабина А.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Заслушав представителей административного истца, заинтересованного лица, заинтересованное лицо, исследовав и оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), п. 5.3.19 «Положения о Федеральном агентстве по недропользованию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 года № 293, Федеральное агентство по недропользованию уполномочено на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) от 07.04.2016 года № 255 Приволжскнедра, наряду с другими территориальными органами Роснедр, наделены полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на объектов недвижимого имущества для государственных нужд в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, обходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков далее - принятие решения об изъятии земельных участков).
Статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон; здесь и далее – в редакции на дату принятия оспариваемого приказа Приволжскнедра – 29.04.2021 года) предусмотрено, что земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Согласно ч. 2 ст. 25.2 Закона допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого приказа от 29.04.2021 года № 169 Сарычева ФИО6) А.И. являлась собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по адресу: УР, <адрес>, площадью 20 000 +/- 1 237 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 54-56).
ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, на основании Лицензии на пользование недрами серии ИЖВ № 01543, зарегистрированной 17.11.2010 года (дата окончания действия 28.08.2031 года), направило ходатайство от 08.04.2021 года (т. 1 л.д. 50-53) в Приволжскнедра об изъятии для государственных нужд РФ указанного выше земельного участка, принадлежащего на праве собственности Сарычевой (ФИО6) А.И.
Приказом Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» изъят у ФИО6 указанный земельный участок для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за счёт средств ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» в соответствии с лицензией ИЖВ 01543 НР (государственная регистрация 17.11.2010). ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» поручено выступать заказчиком работ по оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых изъятием земельного участка, осуществлять переговоры с ФИО6 относительно условий изъятия земельного участка, осуществить подготовку проекта соглашения об изъятии земельного участка и направить его в Приволжскнедра для согласования и подписания, направить в установленном порядке подписанное со стороны Приволжскнедра соглашение об изъятии земельного участка в адрес ФИО6 для подписания. Отделу геологии и лицензирования Приволжскнедра по УР поручено направить в установленном порядке копию настоящего приказа ФИО6, ООО «Нефтетрейд-Удмуртия», в орган регистрации прав на территории УР. Удмуртскому филиалу ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» поручено осуществить опубликование настоящего приказа в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельный участок, подлежащий изъятию, расположен на межселенной территории) по месту нахождения земельного участка, подлежащего изъятию. Разместить настоящий приказ постановлено на официальном сайте Приволжскнедра в сети «Интернет». Ответственность за исполнение настоящего приказа возложена на начальника отдела геологии и лицензирования Приволжскнедра по УР ФИО7 Контроль за исполнением настоящего приказа возложен на заместителя начальника Приволжскнедра ФИО8
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В силу п. 1 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем снабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, (иного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или муниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Согласно п. 6 ст. 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изьятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изьятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 56.2 ЗК РФ, вправе обратиться организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно п. 2 ст. 56.4 ЗК РФ перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень организаций, имеющих право подавать ходатайства об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утверждён постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 года № 442. В данный перечень вошли организации, являющиеся недропользователями на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Согласно данному перечню ООО «Нефтетрейд-Удмуртия», являясь недропользователем на основании выданной лицензии на право пользования недрами ИЖВ 01543 НР (дата государственной регистрации 17.11.2010 года, с изменениями, дополнениями, зарегистрированными 11.08.2016 года, 04.04.2017 года, 03.12.2020 года – т. 1 л.д. 93-125) для геологического изучения, включающего поиску и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых на территории Сарапульского и Камбарского районов УР, отнесено к организациям, имеющим право на обращение с ходатайствами об изъятии, указанным в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
В соответствии со ст. 11 Закона лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Во исполнение п. 1 ст. 56.2 ЗК РФ в целях реализации полномочий по принятию решений об изъятии земельных участков, отнесенных к компетенции Приволжскнедра, комиссией рассмотрено ходатайство ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» от 08.04.2021 года об изъятии для государственных нужд РФ земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности ФИО6 (Сарычевой) А.И., находящийся по адресу: УР, <адрес>, с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств ООО «Нефтетрейд-Удмуртия», согласно лицензии ИЖВ 01543 НР. Категория земель «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства».
Таким образом, направленные в Приволжскнедра ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» ходатайство об изъятии и приложенные к ним документы, соответствуют Требованиям к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составу прилагаемых к нему документов (далее - Требования), утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 23.04.2015 года № 250.
Согласно указанным Требованиям, форма ходатайства не содержит специального обоснования целей государственных нужд, не требует предоставления каких-либо проектов разработки и освоения земельного участка, а также ходатайство об изъятии в силу закона не обусловлено предварительным согласованием иных форм пользования земельным участком (аренда, сервитут и т.д.). Таким образом, организации при подаче ходатайства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд достаточно указания только цели изъятия земельного участка (согласно Требованиям).
Пункт 7 ст. 56.6 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым решение об изъятии не может быть принято:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Согласно п. 11 ст. 56.4 ЗК РФ, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях:
1) не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса;
2) ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами;
3) схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
4) в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.
Изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществляется в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенных Энергетической стратегией России на период до 2035 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 года № 1523-р, и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества Российской Федерации, в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.
Таким образом, приказ Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» принят уполномоченным органом на основании ходатайства недропользователя, имеющего лицензию на право пользования недрами, с соблюдением установленной законом процедуры, основания изъятия соответствует закону.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» суд не усматривает.
Доводы истца о том, что изымаемый земельный участок не входит в границы горного отвода, являющегося неотъемлемой частью лицензии ИЖВ 01543 НР, материалами дела опровергаются, в частности, схемой расположения планируемого к изъятию участка в пределах границ Мазунинского участка недр (т. 1 л.д. 63), а также схемой расположения участка недр – Приложением № 3 к лицензии ИЖВ 01543 НР (т. 1 л.д. 104).
Также и исковое заявление содержит указание самого истца о том, что законсервирована деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» на территории Мазунинского участка недр, в состав которого входит изымаемый земельный участок.
Далее, несостоятельными суд находит доводы истца о том, что деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» на территории Мазунинского участка недр, в состав которого входят спорные (изымаемые) земельные участки, не осуществляется, все объекты и сооружения находятся в нерабочем состоянии, в консервации; пользователь недр не уведомил орган (Роснедра), принимающий решение об изъятии, о существующих неустранимых нарушениях, допущенных ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» в рамках пользования лицензией ИЖВ 01543 НР, не уведомил о проведении мероприятий, связанных с консервацией нефтяного месторождения в рамках лицензионного соглашения; деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» на территории Мазунинского участка недр, в состав которого входит изымаемый земельный участок, законсервирована, с 2017 года осуществлялась с многочисленными нарушениями, неизбежно приведшими к консервации данного месторождения.
Так, деятельность ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» в рамках лицензии ИЖВ 01543 НР не прекращена и не приостановлена, факт консервации объекта капитального строительства «Обустройство Мазунинского участка недр» по проекту ИСИз № 1383 (акты №№ 1, 4 от 31.05.2021 года, т. 1 л.д. 9-10) не означает прекращения или приостановления деятельности ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» по пользованию недрами.
Напротив, представленные ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» документы, в частности договор на выполнение экспертных работ от 24.08.2021 года № 16-Э-21 (т. 1 л.д. 259-261), приказ генерального директора ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» ФИО9 от 24.11.2021 года № НТУ-Пр-091/2 о возобновлении строительства ранее законсервированного объекта (т. 2 л.д. 136), разрешение на строительство от 24.11.2021 года № 18-94 618 000 – 3000908-УВС/С-2021, выданное ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» (т. 2 л.д. 137-139) свидетельствуют о планомерном осуществлении ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» деятельности по недропользованию, в том числе в пределах Мазунинского участка недр.
Факты неоднократного привлечения ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ в 2019, 2021 годах, однократный отказ в привлечении к такой ответственности в 2021 году (т. 2 л.д. 33-92), вопреки мнению административного истца суд также не считает основанием незаконности оспариваемого приказа, поскольку основанием для принятия соответствующих судебных актов явился ряд нарушений при осуществлении ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» строительства объекта капитального строительств а «Обустройство Мазунинского участка недр», и консервация объекта явилась временной вынужденной мерой, принятой с целью устранения выявленных нарушений, а также в связи с недостаточным финансированием указанного объекта капитального строительства (что следует из приказа ООО «Нефтетрейд-Удмуртия» от 20.04.2021 года № НТУ-Пр-052, т. 2 л.д. 13).
Иные заслуживающие внимания доводы истцом в обоснование нарушения его прав оспариваемым приказом не приведены.
То обстоятельство, что собственником изымаемого земельного участка с 28.10.2021 года является заинтересованное лицо Сарычев А.А. (выписка из ЕГРН от 28.10.2021 года, т. 2 л.д. 145-147), также не влияет на законность оспариваемого приказа в силу прямого указания закона – пункта 9 ст. 56.6 ЗК РФ, согласно которому переход прав на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также образование из таких земельных участков или иных объектов недвижимого имущества новых земельных участков или объектов недвижимого имущества не влечет за собой необходимость принятия нового решения об изъятии земельных участков или о внесении изменений в ранее принятое решение об изъятии.
Исходя из изложенного, всесторонне, полно и объективно исследовав все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что применительно к частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что оспариваемый приказ от 29.04.2021 года № 169 принят в рамках предоставленной законом компетенции, порядок принятия указанного решения соблюдён, основания для принятия такого решения имелись, содержание решения ответчика соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, отсутствуют основания для признания оспариваемого приказа, принятого административным ответчиком незаконным; доказательств в подтверждение заявленных доводов, доказательств нарушения прав административного истца в противоречие с положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ суду не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Руководствуясь ст. 177, 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Сарычевой <данные изъяты> к Департаменту по недропользованию по Приволжскому федеральному округу о признании недействительным приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 29.04.2021 года № 169 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счёт недропользователя», обязании Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Сарычевой <данные изъяты> – отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.