Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-220/2023 ~ М-215/2023 от 12.07.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июля 2023 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи И.В. Шерстюкова, при секретаре судебного заседания Мясниковой Н.Н.,

с участием: административного истца прокурора Михалевой М.А.,

представителя административного ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ А.С. Павловой,

рассмотрев административное исковое заявление по административному иску прокурора Кочевского района Пермского края Вековшинина Е.А. к административному ответчику Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности организовать мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочевского района Пермского края обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности организовать мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес>.

В обосновании административного иска указано следующее.

В ходе рассмотрения Кочевским районным судом Пермского края гражданского дела в деятельности администрации Кочевского муниципального округа Пермского края выявлены нарушения земельного и жилищного законодательства.

При рассмотрении данного гражданского дела установлены юридически значимые обстоятельства: на основании решения Кочевского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Кореняко В.В., Кореняко Ж.П., несовершеннолетняя Кореняко Е.П. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> равных долях.

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р и установлен срок отселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок под признанным аварийным и подлежащим сносу домом до настоящего времени в нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» не сформирован.

Одно из жилых помещений в признанном аварийным и подлежащим сносу доме является муниципальной собственностью и входит в муниципальный жилищный фонд.

Собственник жилого помещения в силу положений ст. 30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения.

Согласно п.4 Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 07.03.2019 №153/пр под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок.

В соответствии с п.п. 11, 12 Методических рекомендаций уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации Кочевского муниципального округа Юркина А.Н. внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и жилищного законодательства.

Согласно письму администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под аварийным многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не поставлен на кадастровый учет со времен работы администрации Кочевского сельского поселения Пермского края. Данный земельный участок находится в территориальной зоне Многофункциональная общественно-деловая зона (ОД). Администрацией муниципального округа ведутся работы по внесению изменений в Правила землепользования застройки Кочевского муниципального округа в части добавления вида разрешенного использования земельного участка «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальную зону «Многофункциональная общественно деловая зона». В дальнейшем будут проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план и земельный участок под аварийным многоквартирным домом будет поставлен на кадастровый учет.

Из дополнительного письма администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ готовится проект постановления о назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кочевского муниципального округа. Публичные слушания планируется провести 8-ДД.ММ.ГГГГ. По результатам публичных слушаний будет принято решение об утверждении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки Кочевском муниципального округа, после чего планируется приступить к кадастровым работам по формированию и постановке на учет земельного участка.

Таким образом, администрацией Кочевского муниципального округа не обеспечено соблюдение требований земельного и жилищного законодательства в части необходимости формирования земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес>, что ведет к нарушению жилищного и земельного законодательства.

Просят возложить обязанность на администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края обязанность организовать мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края Павлова А.С. в судебном заседании административный иск признала, поддержала доводы отзыва на исковое заявление от 27.07.2023 № 02-16/2618, согласно которого 05.07.2023 состоялось заседание комиссии по землепользованию и застройке Кочевского муниципального округа Пермского края, на котором, в том числе рассматривался вопрос о необходимости в территориальную зону – многофункциональная общественно-деловая зона – ОД добавить основной вид разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, с установлением минимальных и максимальных размеров – 150-2000 кв.м. с максимальным процентом застройки в границах земельного участка – 60% и были приняты следующие решения: подготовить проект постановления о назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кочевского муниципального округа Пермского края; комиссии организовать и провести публичные слушания по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кочевского муниципального округа Пермского края.

Публичные слушания по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кочевского муниципального округа Пермского края назначены на ДД.ММ.ГГГГ. По результатам публичных слушаний будет принято решение об утверждении соответствующих изменений.

После принятия данного решения возможно будет приступить к кадастровым работам по формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом.

Администрацией Кочевского муниципального округа Пермского края будут организованы мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 46 КАС РФ определено, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. признание административного иска - это открыто выраженное ответчиком в ходе судопроизводства безоговорочное согласие удовлетворить исковые требования полностью или частично. Признание административного иска, в том числе в части, означает согласие и признание административным ответчиком фактов, на которые указывает истец. Положением части 1 ст. 157 КАС РФ предусмотрено, что заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносится в протокол судебного заседания, подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями.

При принятии признания административного иска суд учитывает следующее.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Доказательства оцениваются по правилам статьи 84 КАС РФ.

Судом установлено, и из материалов дела следует, что при рассмотрении гражданского дела в деятельности администрации Кочевского муниципального округа Пермского края выявлены нарушения земельного и жилищного законодательства.

Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании аварийным и подлежащим сносу дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением администрации муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ -р внесены изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ -р и установлен срок отселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок под признанным аварийным и подлежащим сносу домом до настоящего времени не сформирован.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации Кочевского муниципального округа Юркина А.Н. внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и жилищного законодательства.

Согласно информации администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления прокуратуры»: земельный участок под аварийным многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не поставлен на кадастровый учет со времен работы администрации Кочевского сельского поселения Пермского края. Данный земельный участок находится в территориальной зоне Многофункциональная общественно-деловая зона (ОД). Администрацией муниципального округа ведутся работы по внесению изменений в Правила землепользования застройки Кочевского муниципального округа в части добавления вида разрешенного использования земельного участка «Малоэтажная многоквартирная жилая застройка» к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальную зону «Многофункциональная общественно деловая зона». В дальнейшем будут проведены кадастровые работы, подготовлен межевой план и земельный участок под аварийным многоквартирным домом будет поставлен на кадастровый учет.

Согласно письма администрации Кочевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ готовится проект постановления о назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кочевского муниципального округа. Публичные слушания планируется провести 8-ДД.ММ.ГГГГ. По результатам публичных слушаний будет принято решение об утверждении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки Кочевском муниципального округа, после чего планируется приступить к кадастровым работам по формированию и постановке на учет земельного участка.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Земельное законодательство согласно положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основывается, в частности, на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно пункту 13 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Как следует из части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом).

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.

Образование указанного в части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ (часть 4.1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

О начале действий по образованию земельного участка уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления не позднее чем через пять рабочих дней после принятия соответствующего решения уведомляет собственников помещений в многоквартирном доме, под которым образуется земельный участок, в том числе путем размещения или обеспечения размещения извещения, содержащего информацию о начале действий по образованию земельного участка, планируемых этапах и сроках осуществления соответствующих действий, на информационных щитах, расположенных по месту нахождения соответствующего многоквартирного дома, а также на официальном сайте соответствующего органа государственной власти либо на официальном сайте (при его наличии) соответствующего органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (часть 4.2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

В целях образования земельного участка уполномоченными органами совершаются все необходимые действия, в частности, утверждение в установленном порядке проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения), подготовка межевого плана земельного участка, а также обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа (ч. 4 ст. 16 Закона N 189-ФЗ; п. 2.4 ч. 2 ст. 15 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ).

Если образование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется на основании схемы расположения, подготовка такой схемы может быть обеспечена как уполномоченным органом, так и собственником (собственниками) помещений в многоквартирном доме. Для подготовки схемы расположения земельного участка может быть использован официальный сайт Росреестра.

В случае подготовки схемы расположения уполномоченным органом срок ее подготовки должен составлять не более трех месяцев. До утверждения схемы расположения уполномоченным органом она подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. п. 1, 2.1, 10, 11, 13 ст. 11.10 ЗК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 457).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 153/пр утверждены методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Согласно пункта 2 Методических рекомендаций в целях формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется провести следующие мероприятия:

1) подготовить и утвердить проект межевания территории, в соответствии с которым определяются границы земельного участка (земельных участков), на котором (на которых) расположен (расположены) многоквартирный дом (многоквартирные дома);

2) провести работы по подготовке документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков) (далее - кадастровые работы);

3) представить в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган), осуществляющий государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав (далее - орган регистрации прав) прав документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета образуемого земельного участка (образуемых земельных участков).

В силу пункта 4 Методических рекомендаций определение местоположения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, рекомендуется осуществлять при образовании такого земельного участка с учетом следующих особенностей: под каждым многоквартирным домом рекомендуется образовывать отдельный земельный участок.

Согласно пункта 11 Методических рекомендаций уполномоченным органам рекомендуется образовывать земельные участки под многоквартирными домами по собственной инициативе или в связи с поступлением заявления любого собственника помещения в многоквартирном доме об образовании земельного участка, занятого таким домом.

Согласно пункта 13 Методических рекомендаций, в целях организации проведения образования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, уполномоченным органам рекомендуется утвердить график выполнения соответствующих мероприятий, в котором рекомендуется определить планируемые сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, выполнения кадастровых работ, осуществления государственного кадастрового учета образуемых земельных участков.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Администрацией муниципального образования, в нарушение вышеуказанных норм законодательства организация мероприятий по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом по адресу: <адрес> не осуществлена.

С учетом приведенных правовых норм, установленных по делу фактических обстоятельств, свидетельствующих о незаконном бездействии, выраженном в не реализации полномочий, направленных на обеспечение соблюдения требований жилищного и земельного законодательства, признания иска административным ответчиком, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Срок для исполнения обязанности организовать мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, по мнению суда, отвечает требованиям разумности, при этом учитывается мнение сторон, возможность финансирования данных мероприятий.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Кочевского района Пермского края Вековшинина Е.А. к административному ответчику Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности организовать мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по ул. Красных Партизан, д.10 с. Кочево Кочевского муниципального округа Пермского края, удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края (ОГРН 1205900002989) провести мероприятия по формированию земельного участка под признанным аварийным и подлежащим сносу домом, расположенным по <адрес> в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения.

Судья И.В. Шерстюков

2а-220/2023 ~ М-215/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Кочевского района
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального округа
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
Дело на сайте суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
12.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.07.2023[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
27.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее