Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-593/2023 ~ М-380/2023 от 03.07.2023

Дело № 2а-593/2023

УИД 32RS0012-01-2023-000501-85

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

28 ноября 2023 года                                          город Карачев, Брянская область

Карачевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Калашниковой Р.А.,

при секретаре Николаевой Д.В.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Карачевского района Брянской области Беликовой Н.В.,

представителя административного ответчика администрации Карачевского района Брянской области по доверенности Романенко Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Карачевского района Брянской области к администрации Карачевского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карачевского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в Карачевский районный суд с иском к администрации Карачевского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий. Требования мотивированы тем, прокуратурой Карачевского района проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью в администрации Карачевского района Брянской области. В ходе проверки установлено, что в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Карачевского городского поселения Карачевского муниципального района Брянской области, в настоящее время включены 163 автомобильные дороги общего пользования местного значения, предназначенные для транспортной и пешеходной связи на территории населенных пунктов муниципального образования, а также выхода (выезда) на магистральные улицы и дороги регулируемого движения.

Постановлением администрации Карачевского района №79 от 23.01.2020 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «Карачевское городское поселение», в котором числится и автомобильная дорога, расположенная по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093.

Полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Карачевского городского поселения осуществляет администрация Карачевского района. Должных мер организационного и практического характера, направленных на совершение перечня всех необходимых действий для возникновения правопритязаний на спорные объекты администрацией района, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не принимается. Межевание земельного участка, который занят обозначенной автомобильной дорогой не проведено, технические документы на указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют (не составлены), сведения об упомянутых объектах на кадастровый учет не внесены, право муниципальной собственности на указанные объекты в установленном законом порядке не зарегистрировано.

        Просит признать незаконным бездействие администрации Карачевского района Брянской области по принятию данным органом местного самоуправления мер по постановке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, находящуюся по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м. и земельный участок, занятый данной автомобильной дорогой, идентификационный номер 15-224-093. Обязать администрацию Карачевского района Брянской области в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет автомобильной дороги по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093 и земельного участка, занятого данной автомобильной дорогой, с последующей регистрацией права собственности на указанные автомобильную дорогу и земельный участок.

      В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Карачевского района Брянской области Беликова Н.В. административные исковые требования поддержала и просила удовлетворить административное исковое заявление.

Представитель административного ответчика администрации Карачевского района Брянской области по доверенности Романенко Н.Г. заявленные административные исковые требования не признала, поскольку администрацией Карачевского района предпринимаются все меры по постановке на кадастровый учет и по оформлению права собственности на земельный участок под автомобильной дорогой, расположенной по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная. Считает, что автомобильная дорога не относится к объекту недвижимости, так как данная дорога имеет щебеночное покрытие, в связи с чем, не является сооружением.

          Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, представленные собственниками данных дорог.

Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.

Согласно ст.5 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.

Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в 2020 году прокуратурой Карачевского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью в администрации Карачевского района Брянской области.

В ходе проверки установлено, что в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории МО «Карачевское городское поселение», утвержденный постановлением администрации Карачевского района №79 от 23.01.2020, включены 163 автомобильные дороги общего пользования местного значения, которые предназначены для транспортной и пешеходной связи на территории населенных пунктов муниципального образования, а также выхода (выезда) на магистральные улицы и дороги регулируемого движения, в том числе и автомобильная дорога, расположенная по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093.

Прокурором Карачевского района 05.11.2020 в отношении администрации Карачевского района Брянской области вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, ввиду того, что администрацией Карачевского района не принимается существенных мер по обеспечению регистрации прав муниципальных образований «Карачевский район» и «Карачевское городское поселение» на объекты недвижимости автомобильные дороги местного значения.

Администрация Карачевского района Брянской области, рассмотрев указанное представление, сообщила о проведении работы по регистрации муниципального имущества МО «Карачевское городское поселение Карачевского муниципального района Брянской области» и МО «Карачевский муниципальный район Брянской области», которая влечет за собой определенные финансовые затраты.

Однако, со дня вынесения представления прокурором Карачевского района Брянской области 05.11.2020 и до настоящего времени, допущенные нарушения администрацией не устранены.

Как следует из Выписки из реестра муниципальной собственности Карачевского городского поселения, утвержденного решением сессии Карачевского городского Совета народных депутатов от 24.11.2022 №54-393, автомобильная дорога, расположенная по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, идентификационный номер 15-224-093, является автомобильной дорогой с твердым покрытием из щебня.

Согласно п.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Следовательно, основными признаками объекта недвижимости (объекта капитального строительства) являются его прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба его назначению.

В силу положений ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Площадки, мощения, улучшающие свойства земельного участка, используются совместно со зданиями, строениями или сооружениями, дополняют их полезные свойства при осуществлении какой-либо деятельности собственника зданий и сооружений.

Таким образом, дорогу из щебня нельзя рассматривать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества, поскольку покрытие какой-либо площади земельного участка несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка.

Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что спорная автодорога возводилась как сооружение на основании проектной документации и разрешения на строительство, а также вводилась в эксплуатацию.

В связи с этим, указанный объект не является сооружением, перемещение которого причинит несоразмерный его назначению ущерб, то есть не обладает признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации; следовательно, право на такой объект государственной регистрации не подлежит.

С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание движимый характер спорного объекта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным бездействия администрации Карачевского района по принятию мер по постановке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на автомобильную дорогу, находящуюся по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093.

Вместе с тем, судом установлено, что административным ответчиком в нарушение закона не исполнена обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог общего пользования местного значения, а именно, не проведены работы по постановке на кадастровый учет земельного участка под вышеуказанной автомобильной дорогой и оформлению права собственности на земельный участок, в связи с чем, заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

        Административное исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области к администрации Карачевского района Брянской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие администрации Карачевского района Брянской области в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на земельный участок, занятый автомобильной дорогой, расположенной по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093.

    Обязать администрацию Карачевского района Брянской области в течение 18 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда совершить действия по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого автомобильной дорогой, расположенной по адресу: Брянская область, г.Карачев, ул. Профсоюзная, протяженностью 700 м., идентификационный номер 15-224-093.

    В остальной части административных исковых требований прокурору Карачевского района Брянской области отказать.

    Решение может быть обжаловано в месячный срок в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий           .            Р.А. Калашникова

Мотивированное решение изготовлено: 01.12.2023г.

2а-593/2023 ~ М-380/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Карачевского района Брянской области
Ответчики
Администрация Карачевского района Брянской области
Суд
Карачевский районный суд Брянской области
Судья
Калашникова Р.А.
Дело на сайте суда
karachevsky--brj.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация административного искового заявления
03.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2023Подготовка дела (собеседование)
25.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
11.12.2023Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
02.02.2024Дело оформлено
02.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее