70OS0009-01-2023-000048-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года Томский областной суд в составе
председательствующего Кущ Н.Г.
при секретаре Степановой А.В.
с участием представителя административного истца прокурора Кастамаровой Н.С.,
Председателя Совета Колпашевского городского поселения Р.,
представителя Совета Колпашевского городского поселения Тищенко С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с использованием системы видеоконференц-связи, обеспеченной Колпашевским городским судом Томской области, административное дело №3а-42/2023 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Томской области о признании недействующим в части пункта 6.6 Регламента работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденного решением Совета Колпашевского городского поселения от 26.09.2022 №29, в редакции решения Совета Колпашевского городского поселения от 31.10.2022 №36,
установил:
решением Совета Колпашевского городского поселения №29 от 26 сентября 2022 года утвержден Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения (далее - Регламент).
Указанное решение и текст Регламента опубликованы в сборнике актов местного самоуправления муниципального образования «Колпашевское городское поселение» «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» в №42 (367) сентябрь 2022 год.
Решением Совета Колпашевского городского поселения №36 от 31 октября 2022 года «О внесении изменения в Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденный решением Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29» внесены изменения в Регламент, пункт 6.6. Регламента дополнен абзацем следующего содержания «осуществление депутатом (депутатами) в личных целях аудио-видео записи, фотографирования хода заседания Совета осуществляется с согласия большинства депутатов, путем голосования».
Данное решение опубликовано в сборнике актов местного самоуправления муниципального образования «Колпашевское городское поселение» «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» в №52 (377) октябрь 2022 год.
Заместитель прокурора Томской области обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом изменения предмета иска, просил признать не действующим пункт 6.6. Регламента работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденного решением Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29, в редакции решения Совета Колпашевского городского поселения от 31 октября 2022 года №36 «О внесении изменения в Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденный решением Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29» в части слов «Осуществление депутатом (депутатами) в личных целях аудио-видео записи, фотографирования хода заседания Совета осуществляется с согласия большинства депутатов, путем голосования».
В обоснование заявленных требований указал, что названное положение противоречит статьям 3, 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статьям 4,6, 15 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Отметил, что из приведенных положений законодательства следует, что Федеральные законы не препятствуют доступу граждан к любой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением информации, отнесенной федеральным законом к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую тайну, а также сведений, которые могут быть отнесены к информации ограниченного доступа в порядке и объеме, установленном федеральным законом. Открытые заседания коллегиального органа сами по себе, а также вопросы, обсуждаемые на данных заседаниях, не делают информацию, распространяемую в таких заседаниях, конфиденциальной, в связи с чем сбор, сохранение и последующее использование соответствующей информации не могут быть ограничены. Следовательно, установление каких-либо ограничений для присутствующих на таких заседаниях лиц, в том числе депутатов Совета Колпашевского городского поселения, недопустимо.
Указывает, что представительным органом местного самоуправления не должны приниматься решения, отменяющие принцип открытости, либо иным образом его нарушающие и, как следствие, ограничивающие, в том числе право депутата получать общедоступную информацию о деятельности представительного органа местного самоуправления с целью беспрепятственного осуществления своих полномочий и последующего информирования избирателей о своей деятельности, в том числе осуществление записи и сохранение открытой информации.
Ссылаясь на положения части 1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», полагает, что решением Совета Колпашевского городского поселения не могут произвольно устанавливаться какие-либо ограничения для депутатов Совета при проведении заседания.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Кастамарова Н.С. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Председатель Совета Колпашевсксого городского поселения Р., представитель Совета Колпашевскогог городского поселения Тищенко С.М. полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указали, что оспариваемый Регламент не является нормативным правовым актом, не является обязательным для исполнения широким кругом лиц. Регламент устанавливает порядок деятельности Совета Колпашевского городского поселения, распространяет свое действие только на депутатов V созыва, так как при каждом новом созыве принимается свой регламент. Указали, что довод прокурора об ограничении конституционного права на доступ к информации является несостоятельным, так как депутаты вправе знакомиться с протоколами заседаний Совета и с решениями Совета, а также получить выписку или полный текст. Если депутату необходима дополнительная информация, он может попросить своего помощника, который имеет право посещать заседание Совета и производить дополнительную съемку. Оспариваемый пункт был введен для организации нормальной работы Совета, чтобы во время заседаний депутаты занимались своей непосредственной работой, а не снимали ролики для личных целей.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, допросив свидетеля Щ., проверив Регламент на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации). Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Из положений частей 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 этого же Федерального закона представительный орган муниципального образования включен в структуру органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Устава муниципального образования «Колпашевское сельское поселение», принятого решением Совета Колпашевского городского поселения №50 от 11 сентября 2012 года, Совет Колпашевского городского поселения является представительным органом поселения, представляющим интересы населения и обладающий правом принимать от его имени решения по любым вопросам местного значения поселения и иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
По вопросам организации своей деятельности представительный орган муниципального образования принимает решения, которые входят в систему муниципальных правовых актов (часть 1 и 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).
Из статьи 12 Устава следует, что в систему муниципальных правовых актов поселения входят решения Совета Колпашевского городского поселения (пункт 3 части 2); Совет поселения принимает, в том числе, решения по вопросам организации деятельности Совета поселения (часть 4).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 29 Устава к компетенции Совета поселения относится определение порядка работы Совета поселения.
Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, как предусмотрено в его части 1.1, устанавливает порядок деятельности Совета Колпашевского городского поселения, полномочия депутатов, порядок принятия решений, осуществления контрольных функций и другие вопросы организации работы Совета.
Частью 1.5 Регламента установлено, что деятельность Совета осуществляется в соответствии с Уставом поселения и настоящим регламентом путем проведения заседаний Совета, деятельности постоянных и временных комиссий Совета, индивидуальной и коллегиальной работы депутатов Совета.
Как следует из содержания Регламента, он регулирует следующие вопросы: статус депутата Колпашевского городского Совета (глава 2), внутреннее устройство Совета (глава 3), постоянные и временные комиссии Совета (глава 4), депутатские объединения (фракции) (глава 5), порядок проведения заседания Совета (глава 6), порядок голосования и принятия решений (глава 7), порядок реализации правотворческой инициативы в Совете (глава 8), рассмотрение проектов решений Совета на заседании Совета (глава 9), осуществление Советом контрольных функций (глава 10), работа депутата Совета с избирателями (глава 11), принятие Регламента и вступление его в силу (глава 12).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснил, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом; акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права.
Анализ приведенных правовых предписаний указывает на то, что Регламент Совета Колпашевского городского поселения отвечает признакам нормативности, приведенным в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», направлен на урегулирование правоотношений, связанных с порядком организации деятельности Совета Колпашевского городского поселения, рассчитан на неоднократное применение, содержит правила и процедуру рассмотрения вопросов, в том числе, организации и проведения заседаний Совета, порядка реализации правотворческой инициативы в Совете, работы в Совете депутатов, постоянных и временных комиссий и другие вопросы, входящие в компетенцию представительного органа местного самоуправления, которые обязательны для депутатов Совета Колпашевского городского поселения, а также иных лиц, участвующих в работе Совета, и в правотворческой деятельности, к субъектам которой, согласно Устава, относятся, в том числе, жители поселения.
Довод представителей административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент не является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает порядок деятельности только депутатов Совета Колпашевского городского поселения V созыва, суд находит несостоятельным.
Из содержания оспариваемого Регламента не следует, что его действие распространяется только на период работы Совета Колпашевского городского поселения V созыва. Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит указания на необходимость принятия порядка организации работы и деятельности Совета депутатов муниципальных образований каждого созыва.
Ссылка председателя Совета Колпашевского городского поселения Р. на тот факт, что решением Совета Колпашевского городского поселения №49 от 22 сентября 2017 года было признано утратившим силу решение Совета Колпашевского городского поселения «Об утверждении Регламента Совета Колпашевского городского поселения от 23.10.2012 №59» и утвержден новый Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, а, в свою очередь, решением Совета Колпашевского городского поселения №29 от 26 сентября 2022 года было признано утратившим силу решение Совета Колпашевского городского поселения от 22 сентября 2017 года №49 и утвержден оспариваемый Регламент, довод ответчика не подтверждает.
Кроме того, утвержденный в 2022 году Регламент в отличии от предыдущего регламента, утвержденного в 2017 году, в пункте 6.1 содержит указание на то, что председательствующий ставит вопрос о принятии Регламента Совета при его отсутствии; при этом, в отличии от утратившего силу регламента, пункт 6.2 не предусматривает на первом организационном собрании обязательного рассмотрения вопроса о принятии Регламента Совета.
Также суд принимает во внимание, что в силу положений статьи 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» состав депутатов определенного созыва может быть изменен в случае проведения дополнительных выборов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что, вопреки доводам стороны административного ответчика, утвержденный решением Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29 оспариваемый Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения является нормативным правовым актом.
В силу части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).
Согласно части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в областной суд.
Из анализа указанных норм следует, что заместитель прокурора Томской области вправе обратиться в Томский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
Проверив Регламент в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; признание, соблюдение и защита данного права является обязанностью Российской Федерации как демократического правового государства (часть 1 статьи 1, статья 2, часть 4 статьи 29).
При этом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» к числу принципов, на которых основывается правовое регулирование отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, относятся свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, установление ограничений доступа к информации только федеральным законом, открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления, а также неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (пункты 1, 2, 3, 6 и 7 статьи 3).
Статья 8 данного Федерального закона предусматривает, что граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами (часть 1); им не может быть ограничен доступ к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления, а также к информации - за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну, - о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (часть 4); при этом лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения (часть 5).
Федеральный законодатель, предоставляя гражданам (физическим лицам) право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы (статья 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), также предусмотрел и правовой механизм обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В силу статьи 6 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться различными способами, в том числе: обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации (пункт 1); размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет" (пункт 2); размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах (пункт 3); ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды (пункт 4); присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления (пункт 5); предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 6); другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами (пункт 7).
Требованиями статьи 15 названного федерального закона, действие которого распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации, в том числе о деятельности органов местного самоуправления, установлена обязанность коллегиальных органов местного самоуправления обеспечивать возможность присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на своих заседаниях, а иные государственные органы и органы местного самоуправления на заседаниях своих коллегиальных органов. Присутствие указанных лиц на этих заседаниях осуществляется в соответствии с регламентами государственных органов или иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления или иными муниципальными правовыми актами.
Содержание статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года №49-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также статьи 5 Федерального закона от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» дает убедительную основу для вывода о том, что ограничение доступа к информации федеральным законодателем связывается с конфиденциальностью непосредственно самой информации в случаях, предусмотренных исключительно федеральным законом (например, государственная или служебная тайна, неприкосновенность частной жизни граждан).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 18 января 2005 года №39-О, деятельность государственных органов и органов местного самоуправления должна выстраиваться так, чтобы каждый имел возможность реализовать свое право на информацию, но при этом соблюдался баланс публичных и частных интересов, не допускался неограниченный доступ к закрытой, охраняемой законом информации (например, о личной жизни гражданина, к государственной тайне и т.п.). Степень открытости информации и ограничений доступа к ней может определяться (ограничиваться) только федеральным законом, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов, законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения.
Открытые заседания коллегиального органа сами по себе, а также вопросы, обсуждаемые на данных заседаниях, не делают информацию, распространяемую в таких заседаниях, конфиденциальной, в связи с чем сбор, сохранение и последующее использование соответствующей информации не могут быть ограничены.
Иное означало бы создание коррупциогенного фактора в деятельности представительного органа местного самоуправления.
Между тем Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» прямо указывает на публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления в качестве основополагающего принципа противодействия коррупции.
Это означает, что представительным органом местного самоуправления не должны приниматься решения, отменяющие принцип открытости, либо иным образом его нарушающие и, как следствие, ограничивающие, в том числе право депутата получать общедоступную информацию о деятельности представительного органа местного самоуправления с целью беспрепятственного осуществления своих полномочий и последующего информирования избирателей о своей деятельности, в том числе осуществлять записи и сохранение открытой информации.
Именно из этого исходит Федеральный закон от 09 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», говоря о том, что основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом; соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 4).
При этом суд также учитывает положения Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которыми признается и гарантируется местное самоуправление в Российской Федерации.
Депутаты имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 40 этого же Федерального закона депутату должны обеспечиваться условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Несмотря на то, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок проведения аудиозаписи, видеосъемки, фотосъемки при проведении заседаний представительного органа муниципального образования, право представительного органа определять порядок проведения заседания не свидетельствует о произвольности установления каких-либо ограничений для присутствующих на таких заседаниях лиц, в том числе депутатов.
Вопреки доводам представителей ответчика Регламент не предусматривает механизм получения депутатами аудио, видеозаписи заседания Совета. Кроме того, из содержания пунктов 6.8, 6.9 Регламента следует, что ведение аудио и видеозаписи заседания не является обязательной, так как в данных нормах указано, что на открытых заседаниях Совета могут вестись стенограмма, фонограмма и видеозапись.
Довод о том, что ведение аудио-видеозаписи заседания Совета может быть поручено помощнику депутата, не свидетельствует о правомерности введения ограничений на аудио-видео запись, фотографирование в отношении депутатов.
Учитывая системное толкование положений актов большей юридической силы, обеспечивающей реализацию конституционного права на доступ к информации, а также то обстоятельство, что запрет на фиксирование процесса заседания коллегиального органа законом прямо не закреплен, суд приходит к выводу, что оспариваемое положение пункта 6.6 Регламента, согласно которому осуществление депутатом (депутатами) в личных целях аудио-видеозаписи, фотографирования хода заседания Совета осуществляется с согласия большинства депутатов, путем голосования, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливает не предусмотренное федеральным законодательством ограниечение.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Ни федеральное законодательство, ни законодательство субъекта, ни сам Регламент не содержат определения «личные цели», а также какие-либо критерии отнесения цели производства аудио-видеозаписи, фотографирования к личным целям.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 года №3-П, от 15 июля 1999 года №11-П, от 11 ноября 2003 года №16-П и от 21 января 2010 года №1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Оспариваемое положение Регламента не отвечает критерию правовой определенности, допускает неоднозначное толкование.
Учитывая изложенное, имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований и признания недействующим пункта 6.6 Регламента в части слов «осуществление депутатом (депутатами) в личных целях аудио-видеозаписи, фотографирования хода заседания Совета осуществляется с согласия большинства депутатов, путем голосования».
Вместе с тем, суд приходит к выводу о необходимости выхода за пределы заявленных требований и признании не действующим не отдельного оспариваемого административным истцом нормативного положения, а в целом нормативного правового акта.
В соответствии с подпунктами «в», «г» пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной), не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
Несоблюдение процедуры принятия нормативного правового акта свидетельствует об отсутствии у него юридической силы, поэтому установление судом данных нарушений является достаточным для признания акта недействующим.
Часть 3 статьи 43 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что решения представительного органа муниципального образования принимаются большинством голосов от установленной численности его депутатов, если иное не установлено названным Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Устава Совет поселения состоит из 20 депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права по мажоритарной системе при тайном голосовании сроком на 5 лет.
В силу части 4 статьи 30 Устава заседание Совета правомочно при участии в нем не менее половины от установленного числа депутатов Совета поселения.
Согласно статье 33 Устава Совет поселения по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения Совета Колпашевского городского поселения (часть 1). Решения Совета принимаются открытым или тайным голосованием в порядке, определенном Советом поселения (часть 2). Если иное не предусмотрено законодательством, решение считается принятым, если за него проголосовало более половины депутатов от установленного числа депутатов Совета поселения (часть 3). Решения Совета подписываются Председателем Совета (часть 6).
Статьей 13 Устава установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, считается первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» (часть 2).
Как установлено при рассмотрении дела, на заседании очередного Совета Колпашевского городского поселения V созыва, состоявшегося 26 сентября 2022 года, первым вопросом в повестке заседания рассмотрен вопрос о принятии Регламента работы Совета Колпашевского городского поселения.
Согласно протоколу №1 заседания Совета Колпашевского городского поселения V созыва от 26 сентября 2022 года в работе Совета приняло участие 19 депутатов, отсутствовал один депутат. По результатам голосования за принятие проекта, разработанного организационным отделом Администрации Колпашевского городского поселения, проголосовало 19 депутатов (т.1, л.д.204-206).
Решение Совета подписано председателем Совета Колпашевского городского поселения Р., опубликовано в «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» №42 (367) сентябрь 2022 год.
31 октября 2022 года на заседании очередного Совета Колпашевского городского поселения V созыва первым вопросом в повестке заседания рассмотрен вопрос о внесении изменений в регламент.
Согласно протоколу №3 заседания Совета Колпашевского городского поселения V созыва от 31 октября 2022 года в работе Совета приняло участие 19 депутатов, отсутствовал один депутат. По результатам голосования за принятие решения о внесении изменений в Регламент проголосовало 18 депутатов, против – 1 депутат (т.1, л.д.207-208).
Решение Совета подписано председателем Совета Колпашевского городского поселения Р., опубликовано в «Ведомости органов местного самоуправления Колпашевского городского поселения» №52 (377) октябрь 2022 год.
Полномочия Р. как председателя Совета Колпашевского городского поселения подтверждены представленным в материалы дела распоряжением (приказом) №1 от 26 сентября 2022 года (т.1, л.д.209).
Полномочия депутатов Совета Колпашевского городского поселения подтверждены представленными в материалы дела решениями территориальной избирательной комиссии Колпашевского района (т.1, л.д.152-161).
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что при утверждении Регламента и внесении в него изменений административным ответчиком были допущены существенные нарушения процедуры его принятия и подписания.
Согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.
В силу пункта 2 части 4 статьи 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи, подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования.
Такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивая их самостоятельность в решении вопроса местного значения.
Таким образом, окончательное юридическое оформление принятый представительным органом местного самоуправления нормативный правовой акт получает только после фактического подписания и обнародования его главой муниципального образования. До подписания главой муниципального образования этот акт не может быть обнародован и обрести юридическую силу.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 33 Устава муниципального образования «Колпашевское городское поселение» Совет поселения по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает решения Совета Колпашевского городского поселения (далее решения Совета) (часть 1); решение Совета нормативного характера в течение 10 дней с момента его принятия направляется Главе поселения для подписания и опубликования (обнародования). Глава поселения в течение 10 дней с момента поступления к нему решения Совета подписывает и опубликовывает (обнародует) его. Глава поселения имеет право отклонить решение Совета нормативного характера и в течение 10 дней возвратить в Совет поселения с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. В этом случае нормативный правовой акт вновь рассматривается Советом поселения. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Совета поселения, он подлежит подписанию Главой поселения в течение семи дней и обнародованию (часть 5).
Частью 7 статьи 33 Устава предусмотрено, что решения Совета, кроме указанных в части 8 настоящей статьи, вступает в силу после их подписания, если иное не указано в решении Совета, и обязательны для исполнения всеми органами и должностными лицами местного самоуправления, юридическими лицами, расположенными на территории поселения, независимо от их организационно-правовых форм, а также гражданами.
Решения Совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) в установленном настоящим Уставом порядке (часть 8 статьи 33 Устава).
Как установлено при рассмотрении дела, подтверждается материалами дела, показаниями Главы Колпашевского городского поселения Томской области Щ., ни решение Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29, утвердившее Регламент, ни решение Совета Колпашевского городского поселения от 31 октября 2022 года, утвердившее внесение изменений в Регламент, главе Колпашевского городского поселения на подписание не направлялись, им не подписаны, что свидетельствует о существенном нарушении порядка их принятия и введения в действие, а, следовательно, об отсутствии у них юридической силы.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать недействующими полностью со дня принятия решение Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29 «Об утверждении Регламента работы Совета Колпашевского городского поселения», решение Совета Колпашевского городского поселения от 31 октября 2022 года №36 «О внесении изменения в Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденный решением Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29».
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающем официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующими со дня принятия нормативных правовых актов решение Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29 «Об утверждении Регламента работы Совета Колпашевского городского поселения», решение Совета Колпашевского городского поселения от 31 октября 2022 года №36 «О внесении изменения в Регламент работы Совета Колпашевского городского поселения, утвержденный решением Совета Колпашевского городского поселения от 26 сентября 2022 года №29».
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 16 июня 2023 года