Дело № 2а-427/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г. Сокол, Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Карпуниной Н.М.,
помощнике судьи Отопковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление Минюста РФ) к Барскому хуторскому казачьему обществу о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Минюста РФ по Вологодской области обратилось в суд с административным иском, требуя ликвидировать Барское хуторское казачье общество и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование указывает, что в ходе проведения плановой документарной проверки 02-29 апреля 2019 года не представилось возможным установить соответствие деятельности Барского хуторского казачьего общества, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами, законодательству Российской Федерации. В ходе проведения проверки административным ответчиком по акту приема-передачи от 02 апреля 2019 года были представлены только журнал учета проверок юридического лица, копия постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37, копия сведений о деятельности некоммерческой организации за 2018 год. Кроме того, Управление не имело возможности установить в полной мере соответствие деятельности некоммерческой организации положениям Федерального закона от 27 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Одновременно выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации и положений устава согласно учетному делу. Уставом организации не установлены компетенция и срок полномочий правления. В уставе отсутствуют сведения о единоличном исполнительном органе некоммерческой организации. Учетная политика в организации не сформирована. Статистическая отчетность в Вологдастат организацией предоставляется не в полном объеме. Кроме того, не представлена в Вологдастат годовая бухгалтерская отчетность за 2016-2018 годы. В п. 1.4 устава организации указано неточное наименование Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». Не соблюдается периодичность проведения заседаний выборных органов организации. Не выдержана периодичность избрания Атамана – 5 лет, Суда чести – 5 лет, Совета Стариков – 5 лет, Контрольно-ревизионной комиссии. Сроки полномочий истекли 17 августа 2015 года, сведения о переизбрании отсутствуют. Управление считает, что деятельность Барским хуторским казачьим обществом не осуществляется. Несмотря на все предпринятые Управлением меры (два письменных предупреждения, привлечение общества дважды к административной ответственности), казачьим обществом до настоящего времени так и не представлены документы, подтверждающие устранение выявленных в ходе проверки нарушений законодательства и положений устава.
В судебное заседание представитель административного истца Управления Минюста РФ по Вологодской области не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного ответчика Барского хуторского казачьего общества не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Вологодской области, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указывает, что Управлением Минюста РФ по Вологодской области выявлены факты нарушения административным ответчиком действующего законодательства, которые являются грубым нарушением порядка осуществления деятельности организации. Вместе с тем, у Барского хуторского казачьего общества имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В отношении данного общества процедура банкротства не инициирована.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что 03 сентября 2010 года Управлением Минюста РФ принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Барского хуторского казачьего общества.
16 сентября 2010 года Барское хуторское казачье общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц, присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1103500000977, атаманом казачьего общества является Артюгин Н.М., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное исковое заявление о ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.
В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях) контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом указанных в пунктах 4.2-4.5 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.
Как закреплено в п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года № 705, федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами.
Согласно п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним, в числе прочих, осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу п. 26 указанного постановления, поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. В качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. В частности, грубым нарушением является несоответствие заявленной территориальной сфере деятельности объединения граждан; использование объединением граждан в своем наименовании наименований органов государственной власти, местного самоуправления; оказание объединением граждан услуг без получения соответствующей лицензии.
Как разъяснено в п. 27 названного постановления, неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов.
Из материалов дела следует, что Управлением Минюста РФ по Вологодской области в период с 02 по 29 апреля 2019 года в отношении Барского хуторского казачьего общества за период деятельности с 01 января 2016 года по 30 марта 2019 года проведена плановая документарная проверка на предмет соответствия деятельности данной некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.
Согласно акту проверки Управления Минюста РФ по Вологодской области от 29 апреля 2019 года деятельности, противоречащей Федеральному закону от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в ходе проверки Барского хуторского казачьего общества не выявлено; установить соответствие деятельности Барского хуторского казачьего общества, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации, не представилось возможным ввиду того, что по акту приема-передачи от 02 апреля 2019 года на проверку были представлены только журнал учета проверок юридического лица, копия постановления мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37, копия сведений о деятельности некоммерческой организации за 2018 год (форма № 1-НКО).
Вместе с тем в данном акте указано, что в ходе проверки выявлены согласно учетному делу:
1) нарушения действующего законодательства Российской Федерации:
- в противоречие п. 1 ст. 65.3 ГК РФ в подп. 7.5.16 устава к вопросам исключительной компетенции Круга не отнесены вопросы определения приоритетных направлений деятельности организации, принципов образования и использования её имущества, утверждения и изменения устава организации, определения порядка приема в состав членов организации и исключения из числа ее членов, образования других органов организации и досрочного прекращения их полномочий, утверждения годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, принятия решений о создании организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств организации, принятия решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса, избрания ревизионной комиссии (ревизора) и назначения аудиторской организации или индивидуального аудитора организации;
- в противоречие п. 1 ст. 28 Закона о некоммерческих организациях уставом организации не установлены компетенция и срок полномочий правления;
- в противоречие п. 1 ст. 30 Закона о некоммерческих организациях в уставе отсутствуют сведения о единоличном исполнительном органе некоммерческой организации;
- в нарушение ст. 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) учетная политика в организации не сформирована;
- в противоречие ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, Положению об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 года № 620, статистическая отчетность в Вологдастат организацией предоставляется не в полном объеме;
- в нарушение ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете в Вологдастат не представлена годовая бухгалтерская отчетность за 2016-2018 годы;
2) недостатки деятельности Барского хуторского казачьего общества, не являющиеся нарушениями законодательства Российской Федерации, но отрицательно влияющие на его деятельность или создающие предпосылки для возникновения правонарушений, в том числе нарушений прав и законных интересов членов (участников) общества:
- в пункте 1.4 устава организации указано неточное наименование Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (Федеральный закон № 154 «О государственной службе казачества»);
- не соблюдается периодичность проведения заседаний выборных органов организации:
а) нарушен п. 7.1 устава, согласно которому Круг собирается не реже одного раза в год (протоколы Круга за 2016, 2017, 2018 годы отсутствуют);
б) в противоречие п. 7.9 устава не проводились заседания Правления организации (ежемесячно) (протоколы за январь-декабрь 2016 года, за январь-декабря 2017 года, за январь-декабрь 2018 года, январь-декабрь 2019 года на проверку не представлены);
в) проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности организации по итогам годовой деятельности в нарушение п. 11.3 устава в проверяемый период не проводились;
- не выдержана периодичность избрания Атамана – 5 лет (п. 7.6 устава), Суда чести – 5 лет (п. 7.13), Совета Стариков – 5 лет (п. 7.14), Контрольно-ревизионной комиссии (п. 11.1 устава). Сроки полномочий Атамана, Суда чести, Совета Стариков, Контрольно-ревизионной комиссии истекли 17 августа 2015 года (протокол учредительного собрания от 17 августа 2010 года), сведения о переизбрании указанных органов отсутствуют;
- на проверку не представлены указанные в п.п. 7.11, 7.13, 7.15, 11.3 устава положения о Правлении, Суде Чести, Совете Стариков, Контрольно-ревизионной комиссии, а также предусмотренное пунктом 9.2 устава специальное положение, утверждаемое Кругом, которое регулирует распределение полномочий по распоряжению собственностью Барского хуторского казачьего общества между Кругом, Атаманом, Правлением;
- согласно п. 6.2 устава основанием для вступления в Барское хуторское казачье общество является письменное заявление на имя Атамана этого казачьего общества (письменные заявления о приеме в члены организации на проверку не представлены).
29 апреля 2019 года Управлением Минюста РФ по Вологодской области в адрес Барского хуторского казачьего общества вынесено письменное предупреждение о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации и с требованием в срок не позднее 17 июня 2019 года проинформировать Управление о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и положений устава (л.д. 46-49).
Судом установлено, что данное предупреждение обществом получено 11 мая 2019 года (л.д. 50), в вышестоящий орган, в суд не обжаловано.
Поскольку выявленные в ходе проверки нарушения обществом в срок до 17 июня 2019 года устранены не были, постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37 от 30 июля 2019 года должностное лицо Атаман Барского хуторского казачьего общества Артюгин Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
18 июня 2019 года Управлением Минюста РФ по Вологодской области в адрес Барского хуторского казачьего общества вынесено повторное письменное предупреждение о недопустимости установленных в акте проверки от 29 апреля 2019 года нарушений действующего законодательства Российской Федерации и с требованием в срок не позднее 31 июля 2019 года проинформировать Управление о принятых мерах по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и положений устава (л.д. 54-57).
Поскольку выявленные в ходе проверки 02-29 апреля 2019 года нарушения обществом в срок до 31 июля 2019 года устранены не были, постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 37 от 06 сентября 2019 года должностное лицо Атаман Барского хуторского казачьего общества Артюгин Н.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком допущены грубые нарушения действующего законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, приведенные в акте проверки Управления Минюста РФ по Вологодской области от 29 апреля 2019 года и выразившиеся в непредставлении некоммерческой организацией в установленные сроки сведений, предусмотренных статьей 32 Закона о некоммерческих организациях, а также в неустранении нарушений других законов, указанных в акте.
Полагая нарушения грубыми и влекущими ликвидацию, суд учитывает продолжительный характер допущенных нарушений (с 29 апреля 2019 года), принимает во внимание, что до вынесения судом настоящего решения административный ответчик не предоставил административному истцу истребуемые сведения.
Кроме того, суд полагает, что выявленные нарушения создают реальную угрозу причинения вреда законным экономическим интересам членов Барского хуторского казачьего общества, влекут невозможность их устранения законным способом.
Вместе с тем, суд не находит выявленные административным истцом нарушения административным ответчиком действующего законодательства и положений устава неоднократными, поскольку неустранение ранее выявленных нарушений не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами»).
В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах суд считает требования Управления Минюста РФ по Вологодской области обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░. 15.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░ 1103500000977) ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.