Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3373/2022 от 20.09.2022

                       

№ 2а-3373/2022

70RS0001-01-2022-003436-15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Ткаченко И.А.,

при секретаре Несмеловой С.С..,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области к Васильевой Е.А. о взыскании задолженности на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1315 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области обратилась в ... районный суд г. Томска с административным исковым заявлением к Васильевой Е.А. о взыскании задолженности в размере 1 315 руб., в том числе налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1315 руб.

В обоснование заявленного требования указано, что в спорный период Васильева Е.А. как собственник объекта: квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь ..., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ, являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, однако в установленный действующим законодательством о налогах и сборах срок подлежащая уплате сумма налога за 2016 год в бюджет в полном объеме налогоплательщиком уплачена не была, в связи с чем налоговым органом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, которым предлагалось погасить имеющуюся задолженность в указанный в требовании срок. Неисполнение указанного требования явилось основанием для обращения Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Выданный ДД.ММ.ГГГГ по заявлению налогового органа судебный приказ отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения. В добровольном порядке задолженность административным ответчиком не погашена.

На основании определения ... районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ административное дело в соответствии с правилами о подсудности передано на рассмотрение в Советский районный суд г. Томска по месту жительства административного ответчика.

Административный истец, ДД.ММ.ГГГГ получивший извещение о времени и месте судебного заседания, направленное в его адрес заказным почтовым отправлением, что подтверждается уведомлением о вручении, в суд своего представителя не направил, в административном исковом заявлении содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя налогового органа.

Административный ответчик Васильева Е.А., надлежаще и своевременно извещенная о судебном заседании посредством направления судебного извещения по почте, а также посредством СМС-извещения, в суд не явилась.

На основании ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 286 КАС РФ).

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций, суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 286 КАС РФ).

В связи с вступлением с 01.01.2017 в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» администрирование страховых взносов осуществляется налоговым органом.

Распоряжением Федеральной налоговой службы от 14.07.2020 № 212@ в целях повышения эффективности налогового администрирования в части взыскания (урегулирования) задолженности и обеспечения процедур банкротства утвержден план мероприятий по созданию специализированных инспекций с функциями по управлению долгом в 9 субъектах Российской Федерации, в том числе: структурное подразделение Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области - «Долговой центр».

Приказом УФНС России по Томской области от 23.09.2020 № 01-03/283 утверждено положение о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области, согласно которому Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- взыскание задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему РФ путем применения мер принудительного взыскания, предусмотренных НК РФ;

- представление в суды общей юрисдикции или арбитражные суды исков (заявлений) о взыскании недоимки, пени, штрафов по налогам, сборам и страховым взносам, а также исков (заявлений) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Таким образом, Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области является органом, уполномоченным на обращение в суд с требованием о взыскании с налогоплательщиков недоимок по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафов.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичные требования закреплены в ч.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ.

Статьей 19 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч.4 ст.57 Налогового кодекса РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Из содержания статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» следует, что единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога направляются по почте заказным письмом только при условии отсутствия подключения к личному кабинету. Всем физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, единое сводное налоговое уведомление и требования об уплате налога, направляются в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Судом установлено, что в заявленный в административном иске налоговый период в собственности административного ответчика находился объект недвижимого имущества.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Частью 1 статьи 402 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно ч.2 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

По сведениями органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленными в налоговый орган в соответствии с п.4 ст.85, ст.400, 409 Налогового кодекса РФ, Васильева Е.А. является собственником объекта:

- квартира, адрес: <адрес>, кадастровый номер , площадь ..., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со 400 НК РФ Васильева Е.В. в налоговый период 2016 года являлась налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

На основании ст.ст.403, 404, 408 НК РФ ИФНС России по г. Томску налогоплательщику проведено начисление налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате за 2016 год в размере 1 315 руб. из расчета:

... руб. (инвентаризационная стоимость) x ... (доля в праве на объект) x 0,50% (налоговая ставка) x .../12 (количество месяцев владения/12) = 1 315 руб.

На основании ст.52, п.4 ст.397 Налогового кодекса РФ Васильевой Е.А. по почте было направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ с извещением на уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1 315 руб. в срок не позднее 01.12.2017.

В установленный срок налогоплательщиком сумма налога на имущество физических лиц за 2016 год уплачена не была.

На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 1315 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В установленный срок требование налогоплательщиком не исполнено.

Процедура и сроки взимания задолженности по уплате налогов и пени в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса РФ, главой 32 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени (далее - заявление о взыскании) в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

При этом установление обязанности по его соблюдению служит дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков, поскольку установление такого срока направлено на стимулирование налоговых органов к надлежащему выполнению обязанностей по формированию бюджета и по своевременному принятию мер по взысканию с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, пени и штрафным санкциям.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 сроки для обращения налоговых органов в суд.

Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Томской области в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения вышеуказанного требования об уплате обязательных платежей и санкций с учетом положений абз.3 ч.2 ст.48 НК РФ в мировой суд направлялось заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Васильевой Е.А. задолженности в размере 1 338 руб. 79 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 315 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 23 руб. 79 коп.

Судебный приказ по существу заявленных налоговым органом требований вынесен мировым судьей судебного участка Советского судебного района г. Томска ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с поступлением ДД.ММ.ГГГГ возражений должника относительно исполнения судебного приказа, определением мирового судьи судебного участка Советского судебного района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен. Заявителю разъяснено право предъявления административного искового заявления в порядке главы 32 КАС РФ.

Таким образом, с учетом положений п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, ч.1, 2 ст.93 КАС РФ административное исковое заявление должно быть подано в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

С административным иском, являющимся предметом рассмотрения по настоящему делу, Межрайонная ИФНС России № 7 по Томской области обратилась в суд в электронном виде через интернет-портал ГАС «Правосудие» ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока для обращения в суд возложено на административного истца.

Из буквального толкования порядка взыскания налога, пени и штрафа, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ, следует, что процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного законодательством шестимесячного срока.

Вместе с тем, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока налоговым органом при обращении в суд с настоящим административным иском не заявлено.

Таким образом, на дату обращения в суд с административным иском о взыскании с Васильевой Е.А. недоимки по налогу налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 315 руб. в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О).

В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительное причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

С учетом установленных по делу обстоятельств, требования административного иска подлежат оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 1315 ░░░. ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 02.11.2022.

░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

2а-3373/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 7 по Томской области
Ответчики
Васильева Екатерина Александровна
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ткаченко И.А.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
20.09.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.10.2022Подготовка дела (собеседование)
07.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2022Судебное заседание
02.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2023Дело оформлено
06.06.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее