копия
УИН: 56RS0018-01-2022-008161-33
№ 2а-7982/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 ноября 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Линьковой В.В.,
при секретаре Пашевкиной Е.И.,
с участием представителя административного истца Фоминой Л.Р.,
представителей административного ответчика старшего прокурора прокуратуры Оренбургской области Брылева А.А., прокурора прокуратуры Оренбургской области Бессоновой В.В.,
представителя заинтересованного лица Осипова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный центр «Вишневский» к прокуратуре Оренбургской области, первому заместителю прокурора Оренбургской области Шейреру Е. Г. о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ООО «СГЦ «Вишневский» обратился в суд с административным иском, указав, что Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в период с 9 по 15 июня 2022 года в отношении общества проводилась выездная проверка на основании решения от 25 мая 2022 года. Нарушений по её результатам выявлено не было.
В период с 4 по 25 июля 2022 года Министерством вновь проведена внеплановая выездная проверка на основании решения от 29 июня 2022 года, которая согласована прокурором Оренбургской области. Основанием проведения проверки явились данные о превышении ПДК по сероводороду, зафиксированные стационарным постом экологического мониторинга ООО «Газпромнефть Оренбург», установленным на территории ж/д разъезда №20 Оренбургского района Оренбургской области.
Административный истец полагает, что установленных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» оснований для поведения проверки не имелось, непосредственной угрозы жизни и причинения тяжкого вреда здоровью людей не выявлено, круг потерпевших не определен. Стационарный постом экологического мониторинга ООО «Газпромнефть Оренбург» не имеет аккредитацию, необходимую для осуществления замеров превышения ПДК. Результаты его замеров не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки. На границах СЗЗ и рабочей зоны ООО «СГЦ «Вишневский» превышений по сероводороду зафиксировано не было.
Просит суд признать незаконным решение о проведении выездной проверки в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» от 29 июня 2022 года №2 Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, решение прокурора Оренбургской области о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 29 июня 2022 года и отменить результаты проверки.
К производству суда приняты требования о признании незаконным решения прокурора Оренбургской области N о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 29 июня 2022 года.
В остальной части требования возвращены в связи с несоблюдением досудебного порядка обжалования решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия определением судьи от 18 августа 2022 года.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Фомина Л.Р. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представители прокуратуры Оренбургской области по доверенности Бессонова В.В., Брылёв А.А. возражали против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель по доверенности заинтересованного лица Осипов В.Д. также полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению.
Административный ответчик первый заместитель прокурора Оренбургской области Шейрер Е.Г. в судебное заседание не явился. Извещен о нём надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
В силу пункта 1 части 1 статьи 58 названного Закона сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
Порядок проведения внепланового контрольного мероприятия закреплен статьей 66 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 и частью 3 статьи 57 настоящего Федерального закона.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
Порядок согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, а также типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения устанавливаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Согласно Порядку согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения, утвержденному Приказом Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 года №294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.
Сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
По результатам рассмотрения сведений о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемых к ним документов не позднее чем в течение одного рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения.
Основанием для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может быть:
1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
2) отсутствие оснований для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
3) несоответствие вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия индикаторам риска нарушения обязательных требований;
4) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения контрольного (надзорного) органа о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;
5) проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, противоречащего федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;
6) несоответствие предмета внепланового контрольного (надзорного) мероприятия полномочиям контрольного (надзорного) органа;
7) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного объекта контроля несколькими контрольными (надзорными) органами.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия либо об отказе в согласовании его проведения направляется контрольному (надзорному) органу в день его принятия.
Частью 5 статьи 73 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» установлено, что внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» установлено, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при условии согласования с органами прокуратуры: при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (подпункт «а» пункта 3).
Если основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверок на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса являются факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, контрольный орган вправе приступить к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки (пункт 4 Постановления №336).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что первым заместителем министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Свинуховым Н.В. 29 июня 2022 года принято решение №2 о проведении выездной внеплановой проверки в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» в период с 4 по 15 июля 2022 года. Проверка проводилась в рамках государственного экологического надзора. Предмет проверки: соблюдение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами при осуществлении хозяйственной деятельности.
Основанием для её проведения явились следующие обстоятельства: в министерство поступили сведения об угрозе причинения вреда окружающей среде из ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», а именно в период с 16 по 28 июня 2022 года стационарным постом экологического мониторинга ООО «Газпромнефть Оренбург» на территории Железнодорожного разъезда №20 Оренбургского района Оренбургской области зафиксированы превышения ПДК сероводорода в атмосферном воздухе до 5,8 раза. Специалистами Оренбургской спецлаборатории ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» (уникальный номер в реестре об аккредитации RA.RU.21ЭС34 от 17 августа 2015 года) 18 и 22 июня 2022 года произведен отбор проб атмосферного воздуха на ориентировочной границе санитарно-защитной зоны ООО «СГЦ «Вишневский». Согласно протоколам результатов испытаний проб №02-А-а/э/25 от 22 июня 2022 года, №02-А-а/э/117 от 18 июня 2022 года зафиксированы превышения предельно допустимой концентрации по сероводороду в 2,8, 3,1, 2,3 раза. Сероводород относится к загрязняющим веществам 3 класса опасности, ПДК сероводорода в атмосферном воздухе составляет 0,008 мг/м3. По степени воздействия на организм человека сероводород относится к чрезвычайно опасным веществам. Исходя из его токсичных свойств, при его присутствии с атмосферном воздухе создается угроза причинения тяжкого вреда здоровью населения, проживающего в указанном районе.
Согласно материалам предыдущих проверок в отношении ООО «СГЦ «Вишневский» на территории земельного участка (Железнодорожный разъезд №20 Оренбургского района Оренбургской области, ул. Дружбы, д. 1/1), эксплуатируемого обществом, расположены лагуны, предназначенные для накопления отходов от разведения свиней. Накопление отходов осуществляется в открытом виде, что может являться причиной загрязнения атмосферного воздуха в районе Железнодорожного разъезда №20 Оренбургского района Оренбургской области.
29 июня 2022 года указанное решение с приложением мотивированного представления государственного инспектора Оренбургской области в области охраны окружающей среды И.С. Савельева №1 от 28 июня 2022 года, протоколов испытаний проб атмосферного воздуха, заявления о согласовании КНМ направлено прокурору Оренбургской области.
Согласование проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий производится по месту нахождения объекта государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - объект контроля): прокурорами (заместителями прокуроров) субъектов Российской Федерации - в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти, межрегиональными (окружными) территориальными органами и региональными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также региональными органами контроля (надзора) субъектов Российской Федерации Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица, а также оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
Основания для отказа в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия предусмотрены частью 8 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд (пункты 2,7,9, 10 Порядка согласования контрольным (надзорным) органом с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и типовые формы заявления о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и решения прокурора о результатах его рассмотрения, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 года №294 «О реализации Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Решением первого заместителя прокурора области от 29 июня 2022 года N проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия на основании вышеуказанного решения согласовано.
Решение принято уполномоченным должностным лицом, в установленный срок. При этом вопреки доводам административного истца основанием для вывода о наличии угрозы жизни и причинения тяжкого вреда здоровью людей в результате деятельности ООО «СГЦ «Вишневский» явились не результаты замеров ПДК сероводорода стационарного поста экологического мониторинга ООО «Газпромнефть Оренбург», а результаты испытаний проб атмосферного воздуха, проведенных аккредитованной лабораторией ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» (уникальный номер в реестре об аккредитации RA.RU.21ЭС34 от 17 августа 2015 года). Указанные пробы отобраны на границе санитарно-защитной зоны ООО «СГЦ «Вишневский», кроме того, в эксплуатации общества имеются источники негативного воздействия на атмосферный воздух по сероводороду – лагуны. Таким образом, с учётом высокой степени токсичности сероводорода, возможности причинения тяжкого вреда здоровью людей в результате превышения ПДК сероводорода в атмосферном воздухе, у прокурора Оренбургской1 области имелись предусмотренные законом основания для согласования выездного внепланового КНМ. При этом в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» для проведения внепланового выездного контрольного мероприятия (проверки) достаточно угрозы причинения вреда здоровью людей, наличие потерпевших не требуется. Условия проведения данного вида проверок в 2022 году соблюдены.
Установленных частью 8 статьи 66 Федерального закона №248-ФЗ основания для отказа в согласовании проверки у прокурора не имелось.
Таким образом, оспариваемым решением о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 29 июня 2022 года N права и законные интересы общества нарушены не были.
Оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. В связи с чем восстановления права административного истца путем отмены результатов проверки не требуется.
Срок на обращение в суд административным истцом не нарушен.
Руководствуясь статьями 175,180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Селекционно Гибридный центр «Вишневский» к прокуратуре Оренбургской области, первому заместителю прокурора Оренбургской области Шейреру Е. Г. о признании решения о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 29 июня 2022 года N незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись В.В. Линькова
Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2022 года
Судья: подпись В.В. Линькова
подлинник решения находится
в административном деле № 2а-7982/2022
в Ленинском районном суде г. Оренбурга