Решение по делу № 2а-353/2019 (2а-5881/2018;) ~ М-6249/2018 от 10.10.2018

Дело № 2а-353/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 января 2019 года

Центральный районный суд г. Барнаула в составе:

председательствующего     Овсянниковой М.Ю.

при секретаре     Шавыриной А.С.,    

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Виноградовой Н.А. к Государственной инспекции Алтайского края об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с административным иском к Государственной инспекции Алтайского края, указав, что является собственником квартиры по ..... Многоквартирный дом, в котором расположена квартира, находится в управлении управляющей компании ООО «Южком-Сервис». 12.06.2018 Виноградова Н.А. обратилась к административному ответчику с жалобой в связи с отказом управляющей компании разместить информацию об индивидуальном приборе учета электроэнергии в ГИС ЖКХ. Письмом от 10.07.2018 административный ответчик сообщил, что для внесения соответствующих сведений необходимо обратиться в АО «Барнаульская горэлектросеть». Полагает, что со стороны административного ответчика имеет место бездействие, поскольку он не выявил и не пресек нарушение лицензионных требований со стороны управляющей компании, которая в силу действующего законодательства является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению для административного истца и на которой в связи с этим лежит обязанность по внесению сведений о приборе учета в ГИС ЖКХ. На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Государственной инспекции Алтайского края по пресечению нарушения лицензионных требований управляющей организацией ООО «Южком-Сервис», выразившееся в нарушении порядка размещения информации в ГИС ЖКХ.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена начальник отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы Государственной инспекции Алтайского края ФИО4, в качестве заинтересованного лица - АО «Барнаульская горэлектросеть».

В судебном заседании административный истец на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции Алтайского края в судебном заседании против удовлетворения требований возражала по основаниям письменного отзыва.

Представитель заинтересованного лица ООО «Южком-Сервис» в судебном заседании требования не поддержала, пояснила, что коммунальную услугу по электроснабжению Виноградовой Н.А. не оказывает, в связи с чем не может являться исполнителем коммунальной услуги и не обязано вносить сведения о приборе учета в ГИС ЖКХ.

Представитель АО «Барнаульская горэлектросеть» в судебном заседании требования административного истца просила оставить без удовлетворения, пояснила, что дом по .... обеспечивается электроэнергией путем фактического предоставления, ни с управляющей компанией, ни с собственниками помещений многоквартирного дома у АО «Барнаульская горэлектросеть» договоры в письменном виде не заключены, управляющая компания оплачивает электроэнергию, поставляемую на общедомовые нужды.

Административный соответчик начальник отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы Государственной инспекции Алтайского края ФИО4, заинтересованное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ч.10 ст.226 КАС РФ, в случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

12.06.2018 в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства Виноградовой Н.А. размещено обращение в Государственную инспекцию Алтайского края, где она указывает, что 04.05.2018 ею было направлено информационное сообщение о размещении информации ИПУ (индивидуальный прибор учета) электроэнергии в системе ГИС ЖКХ. К сообщению приложены документы: акт опломбировки ИПУ, паспорт ИПУ. До настоящего момента ИПУ в системе не размещен.

10.07.2018 Виноградовой Н.А. за подписью начальника отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы Государственной инспекции Алтайского края ФИО4 дан ответ о том, что по информации ООО «Южком-Сервис» исполнителем коммунальной услуги по индивидуальному электроснабжению ...., в том числе ...., является АО «Барнаульская горэлектросеть» на основании прямых договоров, заключенных в соответствии с положениями действующего законодательства (ст.539, п.1 ст.540 ГК РФ). Таким образом, квартирный прибор учета по электроснабжению должна принимать на коммерческий учет АО «Барнаульская горэлектросеть» и соответственно по результатам принятия – размещать информацию о приборе учета в системе ГИС ЖКХ. Поскольку Виноградовой Н.А. не подавалась соответствующая заявка об опломбировке прибора учета в АО «Барнаульская горэлектросеть», данный прибор на коммерческий учет не принят, и информация о нем не размещена в системе ГИС ЖКХ, о чем ей сообщено ООО «Южком-Сервис» и в письме АО «Барнаульская горэлектросеть» от 18.06.2018, направленном через систему ГИС ЖКХ. Рекомендовано как собственнику помещения обратиться в АО «Барнаульская горэлектросеть» с заявлением по вопросу принятия прибора по электроснабжению на коммерческий учет.

В соответствии с ч.1, 3 ст.192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.

Как следует из ч.2 ст.196 ЖК РФ, должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

Согласно ч.5 ст.20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в числе прочего имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

С учетом того обстоятельства, что Государственная инспекция Алтайского края в силу постановления Администрации Алтайского края от 19.02.2014 №64 «Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Алтайского края», постановления Администрации Алтайского края от 04.05.2011 №243 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, а также проведения экспертизы их проектов», приказа Госинспекции Алтайского края от 27.06.2013 №68/1 «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственной инспекцией Алтайского края государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора» является органом государственного жилищного надзора, на нее возложена обязанность по пресечению нарушения лицензионных требований.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении, регулируются Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с п.23 ч.1 ст.6 Федерального закона в системе в числе прочего должна размещаться информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг.

Как следует из ч.18 ст.7 Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, закон выделяет три категории поставщиков информации, указанной в приведенных пунктах, которые могут не совпадать в одном лице. При этом, из анализа очевидно, что определенную информацию имеет возможность разместить только поставщик конкретной категории.

Согласно п.п. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Под исполнителем правила понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Из анализа приведенных норм в их взаимосвязи следует, что с учетом того обстоятельства, что прибор учета в эксплуатацию вводит исполнитель коммунальной услуги, именно на нем в первую очередь лежит обязанность по размещению информации о нем в ГИС ЖКХ. Иные лица, указанные в ч.18 ст.7 Федерального закона, в данном случае такой возможностью обладать не будут, поскольку сведения о введенном приборе учета могут получить только от исполнителя коммунальной услуги.

Федеральным законом от 03.04.2018 №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», вступившим в силу 03.04.2018, ЖК РФ дополнен статьей 157.2, согласно части 1 которой при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Из ч.6 ст.157.2 ЖК РФ следует, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 №59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» предусмотрено, что при наличии договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив обеспечивают постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. На отношения, возникшие из указанных договоров, распространяется действие положений статьи 155 (в части положений о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами) и частей 6 и 8 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Таким образом, анализ приведенных выше положений закона позволяет сделать вывод о том, что с 03.04.2018 ресурсоснабжающие организации могут заключать договоры ресурсоснабжения непосредственно с потребителями и являться для них исполнителями коммунальных услуг только в определенных случаях, до 03.04.2018 заключение таких договоров было возможно безотносительно каких-либо условий.

В судебном заседании установлено, что ООО «Южком-Сервис» - управляющая компания, осуществляющая услуги по управлению многоквартирным домом по ...., договор ресурсоснабжения в целях предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в доме с АО «Барнаульская горэлектросеть» не заключало, что следует из представленного договора от 16.11.2014, не подписанного сторонами с учетом имевшихся разногласий. При этом, закон не требует письменной формы договора только при заключении такового с собственником помещения в многоквартирном доме.

Электроэнергия в дом по .... подается путем фактического предоставления и открытия на каждое помещение в доме лицевого счета.

В системе ГИС ЖКХ АО «Барнаульская горэлектросеть» указано в качестве исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению для помещений в доме по ...., оно же вносит сведения о приборах учета электроэнергии, что подтверждается соответствующими скрин-шотами системы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае исполнителем коммунальной услуги, обязанным вносить в ГИС ЖКХ информацию о приборе учета, используемым для объема поставленного ресурса, то есть введенного в эксплуатацию, является АО «Барнаульская горэлектросеть», обязанность ООО «Южком-Сервис» в данном случае может быть только производной и зависит от предоставленной АО «Барнаульская горэлектросеть» информации.

Виноградова Н.А. при обращении в Государственную инспекцию Алтайского края и в настоящем административном иске настаивала на том обстоятельстве, что прибор учета введен в эксплуатацию, АО «Барнаульская горэлектросеть» это обстоятельство отрицает, указанный спор дважды разрешался судом при взыскании с Виноградовой Н.А. задолженности за потребленную электроэнергию, при этом было установлено, что прибор учета в эксплуатацию не введен.

При таких обстоятельствах у ООО «Южком-Сервис» отсутствовала обязанность по внесению сведений о приборе учета в ГИС ЖКХ, в связи с чем отсутствует и бездействие Государственной инспекции Алтайского края по пресечению нарушения лицензионных требований со стороны указанного юридического лица.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В данном случае Виноградова Н.А. оспаривает бездействие только в части пресечения нарушений со стороны ООО «Южком-Сервис», именно данным требованиям и дана оценка. Вопрос допущенных нарушений иными лицами и установление бездействия административного ответчика применительно к таким нарушениям не входит в предмет спора, выход за пределы заявленных требований в данном случае законом не предусмотрен.

При установленных обстоятельствах административные требования удовлетворению не подлежат.

С учетом того обстоятельства, что Виноградовой Н.А. оспаривалось бездействие государственного органа, то есть деяние, носящее длящийся характер, срок, установленный ст.219 КАС РФ на подачу административного иска, административным истцом соблюден.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Виноградовой Н.А. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья М.Ю.Овсянникова    

2а-353/2019 (2а-5881/2018;) ~ М-6249/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Виноградова Н.А.
Ответчики
Начальник отдела административной и судебной практики, лицензирования деятельности правовой службы инспекции Хорева Юлия Владимировна
Государственная инспекция
Другие
АО «Барнаульская горэлектросеть»
Виноградов В.Г.
ООО Южком-Сервис
Суд
Центральный районный суд г. Барнаула
Судья
Овсянникова Мария Юрьевна
10.10.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.10.2018[Адм.] Передача материалов судье
11.10.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.10.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2018[Адм.] Судебное заседание
28.11.2018[Адм.] Судебное заседание
20.12.2018[Адм.] Судебное заседание
17.01.2019[Адм.] Судебное заседание
21.01.2019[Адм.] Судебное заседание
26.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2019[Адм.] Дело оформлено
13.03.2019[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.03.2019[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.03.2019[Адм.] Судебное заседание
18.03.2019[Адм.] Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее