Дело №2а-2802/2022
УИД: 61RS0009-01-2022-003419-61
Решение
Именем Российской Федерации
08 декабря 2022 года
Азовский городской суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Яковлевой В.В.
при секретаре Чекалиной Т.П.
с участием: представителя истца помощника Азовского межрайонного прокурора Бужинской Л.П.,
представителя административного ответчика администрация Азовского района Ростовской области – Горелик Е.Н.,
представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений Азовского района – Горлицкой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лица к администрации <адрес> и Комитету имущественных отношений <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере законодательства о муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лица обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес> и Комитету имущественных отношений <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере законодательства о муниципальной собственности.
В обоснование требований административный истец указал, что проверкой установлено, что в <данные изъяты> году на территории <данные изъяты> <данные изъяты>» построен водопровод, право собственности, на который не зарегистрировано, на балансе <данные изъяты>» не состоит. Также на территории ДНТ «<данные изъяты>» имеется водопровод, право собственности, на который не зарегистрировано, на балансе ДНТ «<данные изъяты>» не состоит.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты>» (ОГРН <данные изъяты>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты>» (ОГРН <данные изъяты>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Вместе с тем, администрацией <адрес> меры к установлению собственника данного водопровода и его оформлению, в том числе постановки на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, не принимаются.
В результате бездействия муниципалитета не обеспечены надлежащая работа и содержание названного объекта водоснабжения, что является нарушением ч. 1, 1.1 ст. 6, ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ьвследствие чего нарушаются права жителей Новоалександровского сельского поселения <адрес> на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ в нарушение требований ст.225 Гражданского кодекса РФ должных мер к постановке указанного водопровода на учет как бесхозяйного не принимается, сведения об указанных объектах, протяженности, наличии оснований для признания данного объекта бесхозяйным, не истребованы, запросы в соответствующие регистрационные органы не направлены.
Указанное бездействие органа местного самоуправления нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также получение коммунальных услуг надлежащего качества.
По факту выявленных нарушений главе <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление №, однако до настоящего времени органом местного самоуправления мер к постановке указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного не принято.
На основании изложенного истец с учетом уточнения просил суд:
- Признать бездействие администрации <адрес> по постановке на учет как бесхозяйного водопровода, расположенного территории ДНТ «<данные изъяты>» и ДНТ «<данные изъяты>» незаконным.
- Обязать Комитет имущественных отношений <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу обеспечить регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по <адрес> водопровода, расположенного на территории ДНТ «<данные изъяты>» и ДНТ «<данные изъяты>», как бесхозяйного имущества.
Представитель истца помощник Азовского межрайонного прокурора Бужинская Л.П. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить с учетом уточнения.
Представитель административного ответчика администрация <адрес>, действующая на основании доверенности Горелик Е.Н. в судебное заседание явилась, полагала, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений <адрес>, действующая на основании доверенности Горлицкая Л.В. в судебное заседание явилась, полагала, что оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Выслушав представителей, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В части 5 статьи 8 данного Закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Как следует из материалов дела, Азовской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения приказа прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно – коммунальной сфере» проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно - коммунального хозяйства и муниципальном имуществе.
Проверкой установлено, что в <данные изъяты> году на территории ДНТ «<данные изъяты>» построен водопровод, право собственности, на который не зарегистрировано, на балансе ДНТ «<данные изъяты>» не состоит. Также на территории ДНТ «<данные изъяты>» имеется водопровод, право собственности, на который не зарегистрировано, на балансе ДНТ «<данные изъяты>» не состоит.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты>» (ОГРН <данные изъяты>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <данные изъяты> ДНТ «<данные изъяты>» (ОГРН <данные изъяты>) признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйные объекты водоснабжения, установления их владельца, может привести к отсутствию контроля за состоянием их работоспособности, создать угрозу бесперебойному снабжению ресурсами и нарушить права граждан.
В соответствии с пунктом 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «<адрес>» утвержденного решением <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № бесхозяйное имущество принимается на учет Комитетом путем включения в реестр бесхозяйных объектов. После включения объекта в реестр бесхозяйных объектов в отношении объектов недвижимого имущества Комитет подает заявление о постановке данных объектов на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию. Право муниципальной собственности на бесхозяйный объект признается в судебном порядке.
Таким образом, с учетом пункта 5 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «<адрес>» утвержденного решением <адрес> Собрания депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, которым полномочия и обязанности по принятию на учет бесхозяйных объектов возложены на комитет то, суд усматривает признаки незаконного бездействия со стороны последнего по постановке на учет водопровода как бесхозяйного имущества, расположенного на территории ДНТ «Донские Зори» и ДНТ «Искра».
Поскольку на Комитет имущественных отношений <адрес> возложено право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, то, суд приходит к выводу о возложении на комитет обязанности по постановке на учет водопровода, расположенного на территории ДНТ «Донские Зори» и ДНТ «Искра», как бесхозяйного имущества.
Кроме того суд приходит к выводу, что оснований для признания бездействия администрации <адрес> по постановке на учет как бесхозяйного спорного водопровода, не имеется, поскольку как указано ранее полномочия и обязанности по принятию на учет бесхозяйных объектов возложены на комитет.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении частично заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лица к администрации <адрес> и Комитету имущественных отношений <адрес> об обязании устранить нарушения законодательства в сфере законодательства о муниципальной собственности – удовлетворить частично.
Обязать Комитет имущественных отношений <адрес> в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда в законную силу обеспечить регистрацию в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, картографии и кадастра по <адрес> водопровода, расположенного на территории ДНТ «Донские Зори» и ДНТ «Искра», как бесхозяйного имущества.
В удовлетворении иска к администрации <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд <адрес> с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.